Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рельеф с изображением плакальщиков. Середина XIV в. до н. э





свободно должны оперировать ими, создавая произведения фронтальной, объемной или глу­бинно-пространственной компо­зиции.

Многие художники анали­зировали шедевры мирового искусства, постигая законы гармонии. Вот что писал Б. В. Иогансон по поводу кар­тины Веласкеса.

«...Попробуем разобрать ге­ниальную композицию Веласке­са «Сдача Бреды». В простран­ственном отношении компози­ция строится из нескольких планов и с перспективой дали. «Сдача Бреды» — одна из наиболее ясно читаемых композиций благодаря необыкновенно четкому распределению масс, а также темных и светлых пятен.

Контраст светлого и темного — один из приемов композиции. Вот воин первого плана, стоящий спиною, с пикой в правой ру­ке. Посмотрите, какими элементами оперирует Веласкес, чтобы подать его четко, первопланно. Проследим, как выявляется наибо­лее крупная масса светлого кафтана, окруженная необходимым количеством темного: сверху слева — тенью от руки рядом стоя­щего, снизу слева — силуэтом шляпы с пером, снизу — темными шароварами и сапогами, справа — тенью самого кафтана, свер­ху — силуэтом темных волос. Силуэт волос, удивительно мастер­ски найденный, пересекается древком пики, сливается с силуэтом другой пики и начинает еще больше играть от контраста с белым воротником. Везде противопоставления, везде контрасты. Даль­ше — рядом стоящая фигура слева. Чтобы подать лицо воина, ог­лянувшегося на зрителя, наиболее четко, Веласкес погружает сто­ящих сзади в тень. Квадрат темной рамки шляпы и волос совер­шенно отличен от силуэта волос первой фигуры. Над ними темные силуэты пик и алебард; они поданы в таких наклонах и поворотах,



________________________________________________ виды композиции

при которых форма силуэтов не повторяется и обогащает компо­зицию. Фигура воина взята силуэтно, четко: голова, сниженная по отношению к первопланному и повернутая в профиль, четко выде­ляется в профиль, четко выделяется нижняя половина лица на светлом кафтане офицера.

Теперь следует сказать об одной из гениальных находок авто­ра — о светлых пятнах кафтана воина третьего плана и головы ло­шади, виднеющейся за его плечом. Таких находок в композиции много, но эта — одна из главных. Попробуйте на минуту прикрыть эти два светлых пятна, представив себе, что их нет, и вы увидите, насколько обедняется композиция, как чрезмерно сближаются первый и последний план картины.

Светлое пятно кафтана совершенно определенной величины есть необходимейший контрастный материал, отделяющий первый план от последнего в левой части картины. Светлое пятно на голо­ве лошади опять-таки необходимо для выявления профильной фи­гуры, стоящей за головой лошади справа. Эта фигура, повторяю­щая и положение и профиль фигуры первого плана, ритмичным повторением как бы замыкает построение группы фигур левой ча­сти картины.

Переходим к центру картины. Если левая часть решалась со­ставлением плотно стоящих рядом прямых фигур, одна на фоне другой, то центр решается двумя полусогнутыми фигурами на фоне дали.

Когда начинаешь разбирать эту картину, то все больше и боль­ше проникаешься гениальностью, абсолютным совершенством этой вещи, все более поражаешься цельностью строения этой ве­щи. Итак, разберемся в двух центральных фигурах. Начнем с фи­гуры подающего ключи от крепости. Силуэт головы на фоне па­норамы города подчеркивается большим белым воротником; чу­десно найден силуэт правой руки и ключа с темной тесьмой. Сшитый кафтан контрастирует с простой одеждой солдат. Поза фигуры говорит о подчинении, необходимости сдаться на ми­лость победителя. Фигура принимающего ключи исключительна по своему живописному разрешению. Темный силуэт правой ру­ки написан на светлом фоне пейзажа, лицо — на фоне белого — более затемнено; оно обрамлено темным пятном волос, оттенен-


виды композиции ______________________________________________________________









Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 671 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2229 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.