Из газеты «Левэй» от 14 августа 1990 г.
«...Возданы почести воевавшим в Баинсе участникам Сопротивления, в том числе и русским бойцам (их было 118 человек в отряде Верхней Луары), которые перешли к партизанам из легиона... Бывший руководитель подпольной организации в Ле-Пюи Утяшев получил реабилитацию после 8 лет лагерей в СССР. Теперь он пытается добиться реабилитации своих товарищей-соотечественников.
...Возложив цветы на могилу погибших товарищей, старый человек не смог сдержать слез... У памятника последнее слово сказал представитель генерального совета Прориолъ, который поблагодарил господина Утяшева - человека и освободителя: «Война заставила Вас прийти сюда силой, - сегодня мир ведет Вас в наш департамент добровольно».
Списки тех, кто принимал активное участие в Сопротивлении, сменив мундир легионера на кожанку маки, также сохранились. Среди рядовых макизаров департамента Верхняя Луара соотношение в августе 1944 г. явно в пользу «русских» - легионеров разных национальностей Поволжья. Хотя легион назывался «Татаро-Башкирским», в списке макизаров можно встретить имена представителей далеких от Поволжья республик. Так, наряду с казанцами Талгатом Хамитовым, Гарафом Фахрутдиновым, Абдуллой Ямамутдиновым, Гумаром Асибаковым, Салахом Сагдиевым, Абдрахманом Галяутдиновым в нем значатся азербайджанец Тауфик Тагиев, хакасс Андрей Шурышев, астраханцы Муратов Хабибулла, Самигулла Ахметьяров, москвич Андрей Аксенов, грузин Александр Тевзадзе.
К сожалению, архивные списки не могли сохранить фамилии всех участников событий. Не мудрено. Если сначала подпольная группа формирования насчитывала лишь несколько человек, то к осени 1944 г. на сторону партизан перешел практически весь Татаро-Башкирский легион, расквартированный в Верхней Луаре. Происходило это так.
Еще будучи в Польше, в Едлино, Амир Утяшев познакомился с легионерами Акрамом Мамлеевым и Рахимом Саттаровым, которые «вывели» его на Мусу Джалиля. Тот, узнав, что Утяшев - бывший политрук, рассказал о главной цели подпольной работы в легионе: готовиться к переходу на сторону партизан. К тому времени результаты работы были налицо - один из батальонов легиона ушел к белорусским партизанам. Это было сигналом для остальных.
Но насторожились и гитлеровцы. С помощью провокатора им удалось выявить ядро подполья легионеров в Берлине и Польше. Были арестованы 12 человек, приговорены позднее к смерти и названы джалильцами. Батальон, в составе которого оказался Утяшев, немцы перебросили во Францию. Спустя несколько месяцев Утяшеву и его товарищам - Нигмату Терегулову, Андрею Аитову, Федияту Рахимову, Григорию Разяпову удалось установить контакты с местными патриотами и партизанами. Получив рекомендацию до определенного момента оставаться в казармах, легионеры сколотили группу, готовую в любой момент уйти в леса. Как только такой момент настал, первая рота в количестве 109 человек, возглавляемая Ф. Рахимовым, ушла к партизанам в местечке Сант-Жиль, что в 8 км от г. Уссель. Позднее отряд соединился с бывшими солдатами грузинского легиона в районе г. Тюль департамента Коррез. За участие в боевых действиях против фашистов Ф. Рахимов награжден орденом Почетного легиона.
Вскоре пришла очередь Утяшева и Аитова. Сняв караул в своей казарме, они ушли к партизанам вместе с 18 своими товарищами, через неделю вторая группа из 18 человек и позднее - 36 человек. Впоследствии численность отряда перевалила за сотню.
В результате действий легионеров-партизан после боя в Баинсе в августе 1944 г. отряд пополнился еще сотней бойцов. Через некоторое время к партизанам ушел отряд легионеров во главе с Гаяном Ахметшиным, 26 человек, с ветеринарным фельдшером Ахметовым с караулом города и тюрьмы - 300 человек. Не остались в казармах и 200 легионеров группы Салиха Лутфуллина. Завершил развал фашистских планов массовый переход 800 легионеров, расквартированных в Леоне. Активную роль в этом сыграл Александр Садыков. Полуторатысячный отряд, пополнивший ряды французских партизан, резко изменил соотношение сил в этом регионе Франции.
Немецкие гарнизоны были разбиты или пленены. К концу 1944 г. ряды бывших легионеров пополнились еще 200 советскими гражданами, угнанными на территорию Франции в плен.
Тысяча легионеров-макизаров преобразована французским командованием в 352-й батальон, который нес службу в Ле-Пюи до августа 1945 г. Амир Утяшев, будучи заместителем командира батальона, назначен и старшим группы партизан-легионеров, которые изъявили желание вернуться на Родину. 18 августа 1945 г. большинство членов отряда Утяшева направилось домой. Но доехать до дома суждено было не всем. Лишь единицы успели добраться до родных мест прежде, чем их арестовали сотрудники НКВД. 1 сентября Амира Утяшева (уже на полпути, во Франкфурте-на-Одере) арестовала армейская контрразведка. 18 ноября 1948 г. Военный трибунал приговорил его к 25 годам лишения свободы «за измену Родине», с поражением в правах на 5 лет. Расстрела ему удалось избежать чудом.
В наши дни А.Г. Утяшев стал инициатором создания Ассоциации участников французского Сопротивления - жителей Поволжья. Он избран ее председателем. Организация ведет активный поиск бывших макизаров, стремится к тому, чтобы участники партизанского движения реабилитированы и им возвращены права и льготы участников Великой Отечественной войны. Только хватит ли для этого капитану Николасу оставшейся жизни? Судя по всему, дело восстановления справедливости движется медленно.