Когда говорят о богатстве России, мне вспоминается не тайга или нефть, не золотые прииски, а открытка военных лет, на которой короткая, но весьма многозначительная надпись: НАШИ ЛЮДСКИЕ РЕЗЕРВЫ - НЕИСЧЕРПАЕМЫ!
Да, только такая богатая страна, как Россия, смогла оправиться от блицкрига немцев в 1941 г. Практически голыми руками остановить бронированную лавину противника ценой неимоверных человеческих потерь. Только мы имели возможность потеряв за 4 года войны 3 довоенных кадровых состава своей армии, оказаться победителями. И только наше богатство позволяет нам до сих пор не принимать во внимание истинную цену победы (а точнее сказать по-украински - перемоги), одержанной полвека назад.
Неимоверное богатство дало нам возможность не считать как все воюющие стороны - свои людские потери. И более того - мы имели исключительную возможность эти потери всячески приуменьшать и даже засекречивать ратные достижения своих сограждан в той войне.
Историки других стран всегда пытались если не преувеличить, то хотя бы достойно подать заслуги солдат своих армий. Это, видимо, от излишней мелочности. При масштабности нашего мышления все это ни к чему. Плевать, что завоеванное ценой рек крови и миллионов жизней кто-то старается назвать своею заслугой. Нарожаем еще миллионы солдат и одержим еще одну победу. Нам ничего не стоит...
Вы спросите - о чем речь? Какие такие засекреченные заслуги?
Нет, конечно, не на фронтах коммунистического строительства. Здесь все более чем нормально. Вешать лапшу о мирных достижениях мы научились. Я хотел бы поделиться той горечью, которую испытал в дни празднования 50-летия освобождения Европы от фашизма. Те, кто организовывал торжества, будто не слышали о мощном наступлении Красной Армии с востока и уж тем более понятия не имели о многомиллионной силе антифашистского Сопротивления в тылу немцев. Организаторам шествий ветеранов из числа войск союзников, судя по всему, неизвестно, что многие города Европы партизаны освобождали еще до прихода англо-американских войск. И что каждый третий участник Сопротивления в странах демократии - военнопленный красноармеец, бежавший из лагеря и добывший оружие в бою.
А способствовали этому «незнанию» прежде всего мы сами. Точнее наши доблестные силы НКВД, отряды СМЕРШ. Мы так старательно боролись с «предателями родины» (читай: красноармейцами, оказавшимися в плену), что на весь мир объявили - никакой связи наших солдат с Сопротивлением не было. Было только малодушие отказавшихся сражаться до последнего патрона и предпочесть смерть в плену, как предписывал боевой Устав РККА.
Мы так рьяно взялись после войны выискивать новые миллионы врагов народа, что даже участие в партизанском движении официально считали компрометирующим фактом. А компромат сразу попал под гриф «совершенно секретно». Официально это поясняли соображениями гуманности. Нахождение в плену - приравнивали к предательству, а зачем об этом говорить открыто? Тем более, если партизаны действовали на территории стран Европы и были как-то связаны с разведками союзников.
В конечном итоге мы официально засекретили подвиг соотечественников, вычеркнув их имена из истории Сопротивления. А ведь речь идет о добром имени многих сотен тысяч наших земляков, которые в подавляющем большинстве ушли из жизни так и не дождавшись реабилитации, доброго слова в свой адрес. Сделать это посмертно - неблагодарная затея. Но есть еще живые свидетели тех событий, есть дети и внуки, которых заботит честное имя основателя рода. Есть, наконец, честь Державы, за которую обидно. Засекреченность истины мешает гордо заявить о решающей роли наших сограждан в антифашистском движении Европы.
Но хватит вступлений, перейдем к конкретным фактам.