Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нет на свете ничего более очищающего, чем духовное знание. В сердце того, кто достиг полного успеха на пути нишкама-карма-йоги, эта гьяна со временем проявляется сама собой




Бхаванувада

Здесь говорится, что очищающая сила тапасьи, йоги и других методов (духовной практики) не столь велика, как у гьяны. И далеко не каждому удаётся обрести эту трансцендентную гьяну. Она приходит не сразу и не с первыми шагами, а лишь после того, как человек через долгое время достигает полного успеха в нишкама-карма-йоге. Эта гьяна проявляется в самом "я" живого существа, в его атме. Духовное знание невозможно обрести, просто приняв санньясу.

 

 

Текст 39

é[Öavamç>aTae jaNa& TaTPar" Sa&YaTaeiNd]Ya")

jaNa& l/Bßa Para& XaaiNTaMaicre<aaiDaGaC^iTa)) 39))

iраддхfвfл лабхате джufнаv / тат-параx саvйатендрийаx

джufнаv лабдхвf парfv ifнтим / ачиреtfдхигаччхати

iраддхfвfн – человек, обладающий верой; самйата-индрийаx – кто обуздал чувства; (и) тат-параx – посвятил себя этой (практике йоги); лабхате – достигает; джufнам – (уровня) духовного знания; лабдхвf – достигнув; (уровня) джufнам – духовного знания; адхигаччхати – достигает; парfм – наивысшего; ifнтим – умиротворения; ачиреtа – без промедления.

 

Обладающий верой человек, который обуздал чувства и посвятил себя практике нишкама-кармы, обретает духовное знание. Обретя его, он очень скоро достигает состояния высшего умиротворения, свободы от материального рабства.

Бхаванувада

"Как и когда человек обретает эту гьяну?" Шри Бхагаван в ответ говорит: "Эту гьяну человек обретает тогда, когда в нём пробуждается вера: когда его ум очищается с помощью практики нишкама-кармы и когда он обретает истинный разум, склонный следовать наставлениям шастр. Тат-параx означает, что человек, с твёрдой верой (ништхой) занимаясь нишкама-кармой, обретает власть над своими чувствами и приходит к высшему умиротворению. Иными словами, он избавляется от рабства материального бытия".

 

Пракашика-вритти

Слово ачиреtа в комментируемом стихе означает "сразу, без промедления". Например, когда в комнате зажигают свет, то темнота, так долго царившая в ней, тут же исчезает сама собой. Точно так же стоит таттва-гьяне проявиться в сердце, как всё невежество, царившее в нём, сразу рассеивается.

 

 

Текст 40

Ajêaé[ÕDaaNaê Sa&XaYaaTMaa ivNaXYaiTa)

NaaYa& l/aek-ae_iSTa Na Parae Na Sau%& Sa&XaYaaTMaNa")) 40))

аджuаi чfiраддхадхfнаi ча / саviайfтмf винаiйати

нfйаv локо ’сти на паро / на сукхаv саviайfтманаx

(тот, кто) аджuаx – глуп; ча – и; аiраддхадхfнаx – лишён веры; ча – и; саviайа-fтмf – сомневающаяся душа; винаiйати – погибает; саviайа-fтманаx – для сомневающейся души; на асти – не существует; сукхам – счастья; айам локаx – (ни) в этом мире; на – ни; параx – в следующем.

 

Если человек невежествен, лишён веры и во всём сомневается, он обречён на гибель. Для сомневающейся души нет мира ни в этой жизни, ни в следующей.

Бхаванувада

Описав адхикару (качества) того, кто достоин обрести гьяну, Шри Бхагаван теперь описывает человека, не готового её получить. Агья значит "глупый, как животное". Слово аiраддхадхfнаx указывает на того, кто знаком с содержанием шастр, но не верит ни в одну сиддханту из-за того, что не может примирить противоречия, существующие между разными учениями. Саviайа-fтмf – это те, кто обладает верой и тем не менее сомневается в успехе своих начинаний. Из этих трёх категорий людей, в строке, что начинается словом нfйам, наибольшему осуждению подвергаются самшая-атмы, сомневающиеся.

 

Пракашика-вритти

Охарактеризовав тех, кто достоин получить гьяну, и описав обретаемые ими плоды, Шри Кришна говорит о невеждах, у которых нет соответствующих достоинств, и предупреждает о плачевном будущем таких людей. Человек, лишённый веры и полный сомнений, обречён на гибель.

Как объясняет Шрила Шридхара Свами, слово агья здесь указывает на тех, кто не знает наставлений Шри Гуру. А Шрила Баладева Видьябхушана говорит, что это слово означает "подобный животному, лишённый шастра-гьяны ".

Тех, у кого нет веры в наставления шастр, гуру и вайшнавов, называют ашраддхалу, неверующими. А людей, всегда сомневающихся в словах Хари, гуру и вайшнавов, именуют самшая-атмами, полными сомнений. Тот, кого одолевают сомнения, находится в более печальном положении, чем невежды и неверующие; он ни в чём не найдёт радости и успокоения, ни в этой жизни, ни в следующей.

 

 

Текст 41

YaaeGaSaNNYaSTak-MaaR<a& jaNaSaiH^àSa&XaYaMa()

AaTMavNTa& Na k-MaaRi<a iNabDaniNTa DaNaÅYa)) 41))

йога-саннйаста-кармftаv / джufна-саuчхинна-саviайам

fтма-вантаv на кармftи / нибадхнанти дханаuджайа

дханаuджайа – о завоеватель богатств; саннйаста-кармftам – тот, кто отрёкся от кармы; йога – с помощью нишкама-карма-йоги; саviайам – и чьи сомнения; саuчхинна – уничтожены; джufна – духовным знанием; (а также) fтма-вантам – кто осознал свою атма-сварупу; кармftи – последствия (его) действий; нибадхнанти – не связывают.

 

О Дхананджая, завоеватель богатств! Человек, который отрёкся от кармы, занимаясь нишкама-карма-йогой, избавился с помощью гьяны от всех сомнений и осознал свою атма-сварупу, неподвластен законам кармы.

Бхаванувада

Произнося эту шлоку, что начинается словами йога-саннйаста, Шри Бхагаван говорит о людях, способных достичь уровня нишкармы. Тот, кто стал атмаваном и осознал пратьяг-атму (своё внутреннее "я"), выходит из-под влияния кармы. Этого уровня достигают, занимаясь нишкама-карма-йогой, отрекаясь от кармы с помощью санньясы (отказа от привязанности к плодам усилий) и избавляясь потом от сомнений с помощью гьяны.

 

Пракашика-вритти

В последних двух шлоках Шри Кришна подводит итог Своим наставлениям в гьяне. Он говорит, что встать на путь нишкама-карма-йоги значит посвятить все действия Его лотосным стопам. Очищенное на этом пути сердце человека (его читта) озаряется знанием, которое разбивает все его сомнения. С этого времени человек обретает полную свободу от влияния законов кармы.

Слово пратьяг-атма, упомянутое в Бхавануваде, означает дживатму, которая избавилась от склонности удовлетворять свои чувства и развила преданность Бхагавану. В противоположность ей дживатму, отвернувшуюся от Бхагавана и поглощённую удовлетворением чувств, именуют параг-атмой.

Текст 42

TaSMaadjaNaSaM>aUTa& ôTSQa& jaNaaiSaNaaTMaNa")

i^tvENa& Sa&XaYa& YaaeGaMaaiTaïaeitaï >aarTa)) 42))

тасмfд аджufна-самбхeтаv / хhт-стхаv джufнfсинfтманаx

чхиттваинаv саviайаv йогам / fтишnхоттишnха бхfрата

тасмfт – поэтому; бхfрата – о потомок Бхараты; джufна-асинf – оружием знания; чхиттвf – разбей; саviайам – сомнение; fтманаx хhт-стхам – в твоём сердце; аджufна-самбхeтам – рождённое из невежества; fтишnха – найди прибежище; энам йогам – в этой йоге; (и) уттишnха – поднимись.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 272 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.