Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Следует хорошо знать, что такое карма, викарма и акарма, ибо наука деятельности необычайно сложна




Бхаванувада

Викарма, или запретная деятельность, ведёт к страданиям. Таков закон. Акарма означает "не исполнять своих обязанностей". Почему же тогда для санньяси считается полезным отречение от обязанностей? Как они обретут высшее благо, не совершая действий? Наука кармы чрезвычайно глубока и сложна для понимания. Слово карма указывает на все три понятия: карму, акарму и викарму.

 

Пракашика-вритти

Очень трудно понять науку о карме. Только та карма, что предписана в шастрах, приведёт человека к мокше. Викарма, запретные действия, противоречащие указаниям шастр, ведёт дживу к страданиям. Если человек не совершает карму, предписанную шастрами, это называется акармой (бездействием) Есть три уровня акармы:

1. Невежды уклоняются от выполнения предписанных Ведами обязанностей просто из лени.

2. Те, кто знает, что плоды кармы преходящи и несут с собой одни лишь страдания, разочаровываются в карме и устремляют свои усилия к мокше.

3. Некоторые же, услышав хари-катху, оставляют свои обязанности (карму) и начинают развивать в себе бхакти.

 

тавfт кармftи курвитf / на нирвидйета йfватf

мат-катхf-iраваtfдау вf / iраддхf йfван на джfйате

(Бхаг., 11.20.9)

 

В комментируемой шлоке, в выражении гаханf кармаtо гатиx, слово кармано указывает на все три вида кармы: карму, акарму и викарму.

 

 

Текст 18

k-MaR<Yak-MaR Ya" PaXYaedk-MaRi<a c k-MaR Ya")

Sa buiÖMaaNMaNauZYaezu Sa Yau¢-" k*-Tòk-MaRk*-Ta()) 18))

кармаtй акарма йаx паiйед / акармаtи ча карма йаx

са буддхимfн манушйешу / са йуктаx кhтсна-карма-кhт

сах – тот; буддхимfн – разумный человек; манушйешу – среди людей; йаx – кто; паiйет – способен видеть; акарма – бездействие; кармаtи – в действии; ча – и; йаx – кто (видит); карма – действие; акармаtи – в бездействии; йуктаx – пребывает на трансцендентном уровне; (хотя и) кhт – совершающий; кhтсна-карма – все виды действий.

 

Кто видит в бездействии действие, а в действии бездействие, тот поистине мудр и пребывает на духовном уровне, даже если сам при этом занят всевозможными делами.

Бхаванувада

В этой шлоке, начинающейся словом кармани, объясняется два из трёх видов кармы: карма и акарма. Такие чистые сердцем души, как Махараджа Джанака, не принимали санньясу, хотя и обладали гьяной. Они следовали принципу акармы, занимаясь нишкама-карма-йогой. Человек, понимающий, что подобная деятельность не является кармой, сам никогда не станет жертвой закона кармы. С другой стороны, карма-санньяси, люди с нечистым сердцем, лишённые таттва-гьяны, обладают сугубо теоретическим знанием шастр и могут только красиво говорить. Тот, кто способен видеть карму в акарме таких санньяси и кто сознаёт, что привязанность к карме ведёт лишь к страданиям, является истинно мудрым человеком.

Человек с чистым сердцем, как уже говорилось, занимается всевозможными делами, но не принимает карма-санньясу. А так называемые карма-санньяси только считают себя очень умными, хотя на самом деле они просто горделивы и любят много говорить. Они не ищут общения со старшими и не следуют никаким наставлениям, они только восхваляют себя. Такие нечистые люди тяжко страдают.

Шри Бхагаван также сказал:

 

йас тв асаvйата-шаl-варгаx / прачаtlендрийа-сfратхиx

джufна-ваирfгйа-рахитас / три-даtlам упаджbвати

сурfн fтмfнам fтма-стхаv / нихнуте мfv ча дхарма-хf

авипаква-кашfйо ’смfд / амушмfч ча вихbйате

 

"Некоторые люди, лишённые гьяны и вайрагьи, напоказ принимают триданду, символ отречения, чтобы просто добывать себе средства к существованию. Очень плохо, если разум такого человека, предназначенный для управления чувствами, сам находится во власти необузданных и сильных чувств и подвержен влиянию шести могущественных пороков (вожделения, гнева, алчности, иллюзии, гордыни и зависти). Такой человек убивает собственную душу. Всецело отдавшись потоку бесконечных мирских желаний, он пренебрегает почтенными полубогами, самим собой и даже Мной, пребывающим в его сердце. Так он терпит полное поражение и в этой жизни, и в следующей" (Бхаг., 11.18.40-41).

 

Пракашика-вритти

Любая деятельность, которой занимается нишкама-карма-йоги, является для него акармой (бездействием) в виде карма-санньясы. В основе его нишкама-кармы лежит отрешённость от плодов деятельности (карма-тьяга). Поэтому, хотя нишкама-карма-йоги занимаются самым разными делами, их не причисляют к карми (тем, кто трудится ради плодов своих усилий). Для них карма и акарма суть одно. С другой стороны, так называемые гьяни, которые искусственно отреклись от своих обязанностей (карма-санньяса), а сами, обладая нечистым сердцем, дурно себя ведут (дурачари), гордятся собой и бахвалятся, неизбежно страдают от последствий своих поступков.

 

 

Текст 19

YaSYa SaveR SaMaarM>aa" k-aMaSaªLPaviJaRTaa")

jaNaaiGandGDak-MaaR<a& TaMaahu" Pai<@Ta& buDaa")) 19))

йасйа сарве самfрамбхfx / кfма-саyкалпа-варджитfx

джufнагни-дагдха-кармftаv / там fхуx паtlитаv будхfx

(тот) йасйа – чьи; сарве – все; самfрамбхfx – усилия; варджитfx – свободны; кfма-саyкалпа – от корыстных побуждений; (его) кармftам – поступки; дагдха – сожжены; джufна-агни – огнём знания; будхfx – мудрые; fхуx – зовут; там – его; паtlитам – знающим человеком.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.