Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типы и структура форм организации творчески-практической и физкультурной деятельности школьников




Третья группа форм обучения обеспечивает организацию твор­ческих, учебных, художественных, технических и физкультурно-спортивных занятий. Увеличение у людей свободного времени мож­но рассматривать не только как показатель общественно-экономи­ческого прогресса, увеличения богатства общества, но и как своеобразную необходимость. Свободное время предоставляется человеку обществом для развития творческих сил в интересах общества и всестороннего развития собственной личности. Поэтому обновление общественной жизни требует уделения особого внима­ния развитию форм обучения духовно-творческой, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности детей. С их помощью реализуются занятия искусством, физкультурой, частично наукой и трудом. Вся внеклассная работа, связанная с познавательной деятельностью школьников, формированием профессиональных ин­тересов и потребностей, знаний, умений и навыков, также опи­рается на эти формы обучения.

Основные функции этой группы форм обучения заключаются в обеспечении развития способностей и дарований детской личности и индивидуальности путем вовлечения ее в разнообразные свобод­но избираемые виды деятельности. Они призваны заполнить ду­ховный мир каждого ребенка общественно ценными увлечениями, обогатить духовными ценностями, научить глубоким коллективным и индивидуальным переживаниям, способствовать личностному са­моутверждению. Эти формы позволяют обеспечивать оптимистиче­ский и эмоциональный тон детской жизни, постоянно формировать позитивную жизненную перспективу.

Ведущими формами творческой деятельности являются круж­ки, творческие объединения, студии, факультативы, практические

занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К со­путствующим формам творческой деятельности относятся чита­тельские, зрительские, слушательские конференции, защита само­стоятельных докладов, ученические симпозиумы и диспуты, мас­совые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки 'детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экс­курсии, школьные клубные объединения, соревнования, кон­курсы, олимпиады. Основным системообразующим компонен­том деятельности в этих учебных формах является направляе­мое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуаль­ных интересов и способностей детей,— факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глу­биной содержания, созданием психологической установки у уча­щихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Заня­тия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их пред­варительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новы­ми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свобод­ное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопроса­ми, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится гос­подствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе сов­ременной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецен­зии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру Критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством фор­мирования культуры восприятия, воспитания подлинного художе­ственного вкуса.

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития твор­ческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и на­выков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности де-

тей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисо­ванию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать реше­ние учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслу­живают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая ра­бота по искусству и физкультуре становится обязательным про­должением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована.. главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гим­настические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спор­тивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельно­сти способствуют решению задач углубленного, дифференциро­ванного, профильного обучения школьников.

К сопутствующим формам организации обучающей творчески-практической деятельности детей относятся педагогически преоб­разованные формы выявления, открытия и пропаганды научного знания. В старших классах как в учебное, так и во внеурочное время проводятся защита самостоятельных докладов, учебные сим­позиумы, диспуты. Защиту положений доклада осуществляют один или двое учащихся, занимающихся в специальных кружках, твор­ческих объединениях. Его содержание, как правило, связано с проблемами обновления общества, научно-технического прогресса. Докладчики получают обстоятельные консультации учителей, уче­ных, производственников, специалистов в области науки, техники, сельского хозяйства. Учащиеся класса или параллели готовятся к обсуждению объявленной темы, знакомятся с рекомендованной литературой. Из их числа назначаются официальные критики-оп­поненты. На защите докладчики отвечают на замечания критиков и вопросы присутствующих. В обсуждении принимают участие все желающие. В заключение учитель, руководитель кружка, объеди­нения подводит итоги дискуссии. Он оценивает содержание докла­дов, выступления критиков и участников обсуждения.

Учебный ученический симпозиум подготавливается и проводит­ся на заключительном этапе изучения раздела, специальной темы. Это своеобразная форма организации подведения итогов и закреп­ления знаний учащихся. Все школьники получают тему для кратких выступлений, которые готовятся ими в письменном виде. На сим­позиуме вначале выступает учитель, формулирующий общую проб­лему. Затем следуют докладчики, выступления всех желающих и ответы на вопросы участников. В заключение учитель подводит

итоги, делает обобщения по теме, оценивает выступления, актив­ность учащихся, выставляет отметки.

Диспут как сопутствующая форма учебной работы помогает усилить проблемный, творческий характер обучения. Его органи­зуют в случае необходимости углубленного изучения вопросов, органично связанных с изученными темами, в целях дальнейшего творческого осмысления фактов, законов, событий. Форма публич­ного спора особенно эффективна при усвоении детьми гумани­тарных предметов, освоения нравственно-эстетического отношения к явлениям жизни и искусства. Старшеклассники спорят о досто­инствах литературного героя, о новых подходах к оценке исто­рических событий и отдельных исторических деятелей, отстаивают свои точки зрения относительно значимости отдельных произведе­ний и изобразительного искусства, защищают свои позиции по вопросам любви, этики и психологии семейной жизни.

Диспут может предварять или завершать изучение темы. Мне­ния учащихся становятся для учителя либо отправным пунктом в изложении нового материала, либо предметом критической оценки. Подготовка к диспуту начинается с постановки проблемы. Учащи­еся знакомятся с дополнительной литературой, консультируются с педагогом. Вступительные сообщения школьников выражают противоположные позиции и оценки, побуждают ребят к изложе­нию и отстаиванию своего мнения. Полемика завершается оценоч­ным и разъясняющим выступлением педагога. Учитель делает педагогические наблюдения, учитывает для дальнейшей воспита­тельной работы уровень мышления и позиции своих учеников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разно­образные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники вни­мательно знакомятся с художественным произведением и проду­мывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и.вы­ступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важней­ших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в об­ласти труда, изобразительной деятельности, краеведческих и ту­ристических походов. Большое образовательно-воспитательное зна­чение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках высту­пают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, орга­низуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного вни­мания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели дет-

ской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

В качестве вспомогательных форм творческо-практического обучения в учебно-воспитательном процессе используются различ­ного рода соревнования, конкурсы, олимпиады, неформальные объ­единения по интересам, познавательные экспедиции. Соревнование в' усвоении детьми знаний, умений и навыков, как убеждают ис­следования и практический опыт, допустимо и эффективно лишь в условиях внеклассной познавательной деятельности, направленной на стимулирование интересов, способностей, дарований. Как форма организации таких разнообразных видов деятельности, соревнова­ние порождает полезную активность среди учащихся. Так, физкультурно-спортивные соревнования внутри школьного класса, параллели, школы и между школами дают-возможность закрепить полезные умения и навыки достигнутым успехом, пропагандиро­вать в детской среде физкультуру, спорт, здоровый образ жизни. Воспитательно-оздоровительный эффект соревнования зависит от тщательной подготовки, внимательного учета возможностей и со­стояния здоровья каждого ребенка.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии—дейст­венная форма развития талантов, выявления творческих возмож­ностей детей и их дарований. Подведение результатов таких кон­курсов, оглашение имен победителей происходит публично в тор­жественной обстановке.

В учебном процессе, в качестве вспомогательной формы, ис­пользуются объединения детей по интересам. Например,.изучение некоторых тем по географии может быть организовано и проведено как заседание клуба путешественников с заслушиванием самосто­ятельно подготовленных ребятами обобщений, выступлений специ­алистов, с просмотром документальных кинопрограмм, зачитыванием выдержек из записок путешественников и очевидцев. Занятие по зоологии или ботанике может быть проведено как семинар с участниками объединений «В мире животных», «В мире растений», непосредственно на животноводческой ферме, звероферме, в поле, саду или на огороде. Инициаторами таких занятий и главными действующими лицами являются школьники-специалисты, активи­сты клубов объединений по интересам. Они рассказывают о жизни животных и растений, показывают результаты своих опытов и наблюдений. Участники семинара делают записи, задают вопросы, делятся впечатлениями.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорно­го, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологи­ческой обстановки, вопросам развития производительных сил.

Вспомогательные формы организации обучения дают возмож-

ность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои твор­ческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополни­тельную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспи­тывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К вспомогательным формам обучения предъявляется ряд на­учно обоснованных требований:

— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогаще­нию,, творчеству и физическому развитию детской личности;

— в их использовании необходимо сочетание обязательности, са­модеятельности и добровольности, в котором увлекательность яв­ляется исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

— введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развле­кательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа то­варищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

— осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивиду­альности;

— обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолю­бия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографиче­ском, литературном, музыкальном творчестве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2509 - | 2355 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.