Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические и современные тенденции развития среднего общего образования




Одно из ведущих противоречий современного мира непосред­ственно касается образования. С одной стороны, в обществе су­ществует понимание необходимости повышения компетентности, статуса и престижа образованности, того, что самыми необходи­мыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека. Благодаря компетентности кадров становится возможным внед­рение достижений научно-технического прогресса в экономику, обеспечивается рост производительности труда и благосостояния общества. Экономически дорогая научно-практическая подготовка специалистов входит как органическая и неотъемлемая часть в стоимость производительных сил. С помощью образования в чело­века закладывается и духовно-ценностная программа: система ми­ровоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетиче­ских представлений, составляющих основу его духовной жизни.

С другой стороны, противоречие обусловлено и усугубляется тем, что продолжает господствовать приоритет инвестиций в промышленно-строительные сферы, школа резко снижает качество общеобразовательной подготовки, падает интерес школьников к знаниям и труду, растет отсев учащихся, множатся ряды ма­лограмотных и социально индифферентных, инфантильных моло­дых людей.

Противоречие обусловлено историческими объективными тен­денциями. Образование как общественно-историческое явление во­зникло из практико-прагматической потребности людей в знаниях, способствующих жизнеобеспечению. По мере их накопления и уг­лубления, роста образованности общества ученые стали размыш­лять о вселенной, о человеке, о связанности и целостном взаимо­действии людей и природы. Эти две тенденции, практическая и' философская, определили первоначальные направления развития образования в различных культурах и цивилизациях. Социальные коррективы в характер образования были внесены классовым рас­слоением общества: господствующие классы присвоили себе моно­полию на знания. Остальные слои населения получали их лишь по мере необходимости для подготовки производительных сил.

Постепенно в сфере образования все более обособливались друг от друга такие направления, как практико-прагматическое, меркантильное, гуманитарное, духовно-религиозное, философское. В соответствии с ними возникли реальные учебные заведения в виде кастовых, жреческих, цеховых, гильдийских школ, а по мере развития цивилизации — технических и коммерческих училищ, ре­альных прогимназий и гимназий, технических колледжей и лицеев, профессионально-технических и ремесленных училищ, техникумов и профессиональных курсов, высших специальных учебных заве­дений. Параллельно получали право на жизнь школы, создавае­мые отдельными философами, монастырские и церковные школы, гуманитарные лицеи, классические гимназии, колледжи и колле­жи, богословские и философские факультеты. Часть учебных за­ведений сориентированы на внешнее приспособление детей к реальной действительности, на удовлетворение материальных по­требностей общества и человека. В этой системе образования внутренний духовный мир, душа ребенка подвержена спонтан­ному саморазвитию и стихийному воздействию среды. Гумани­тарное образование проецируется во внутренний мир личности, формирует ее духовность. Человек раздвоился: одних детей общество предназначило для обслуживания тела, других—для совершенствования духа. Личность утратила свою природную целостность, отдалилась от своего природного предназначе­ния — всестороннего и полноценного раскрытия всех своих при­родных и духовных задатков. Она стала частичной и ущербной.

В эпоху Ренессанса и в XVIII—XIX веках в связи с развитием буржуазных отношений, поисками путей возвращения человека к самому себе, борьбой за свободу, равенство, братство стали воз­никать концепции формирования целостной личности, предприни­маться практические попытки их реализации. Об этом свидетель­ствует и «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку из обеспеченной семьи предоставлялась возможность свободного фи­зического и умственного развития. И теория свободного воспита­ния Ж.-Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. И идея И. Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил фор­мирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнеде­ятельность. Все эти прогрессивные идеи, в снятом виде, были использованы, явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, эли­тарные школы в США, Германии, Австрии, связывающих образо­вание и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взро­слыми. Так, на социально-классовой основе, в условиях элитарной школы, осуществлялась и осуществляется сегодня идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую цен­ность.

Тенденция развития содержания среднего общего образования

в советской школе с самого зарождения определялась партийными решениями и установками, требовавшими, с учетом мирового опы­та, создания учебно-воспитательного учреждения по развитию че­ловеческой личности, свободной от классовых предрассудков, спо­собной как к духовному самосовершенствованию, так и к овладе­нию нужными.обществу профессиями. И хотя в зависимости от складывающейся в мире и стране экономической, политической, военной конъюнктуры школа реформировалась, кренилась то в направлении преимущественного овладения общеобразовательны­ми знаниями, то в пользу приобретения общетрудовых, политех­нических умений и навыков, стратегическая цель общечеловече­ского образования оставалась неизменной. С такой ориентировкой среднего образования связаны наивысшие успехи; показанные за всю историю советского общества как в интеллектуальном разви­тии подрастающего поколения, так ив эффективной отдаче образо­вания в области науки, техники, в производстве.

В застойные годы прогрессивные тенденции развития среднего образования стали затухать. В школу проникли метастазы эконо­мического и политического кризиса в виде остаточного финан­сирования; падения престижа образованности; практической невостребованности знаний; распада идеалов, общественной морали и дисциплины; бюрократизации и формализации системы управ­ления. Поэтому и подлинная суть организационно-содержательной перестройки образования состоит прежде всего в возрождении и развитии всех прогрессивных традиций мировой, русской и совет­ской системы образования; в решении фундаментальной проблемы возвращения человека, потерявшегося в административно-бюро­кратических зависимостях, во всей его целостности и нравственной чистоте самому себе. Суть перестройки школы в том, чтобы про­должить в новых условиях демократии и гласности движение к формированию духовно богатого, открытого для добра, честного, деятельного, свободного, цельного, гармоничного человека.

Человек в современном мире живет и действует в нескольких жизненно важных для него сферах. К первой группе относятся:

космическая, производственно-экономическая, экологическая, ко­торые условно объединяются в сферу рационального взаимодейст­вия человека с природой и которые в совокупности Вернадский обозначил емким словом ноосфера. Узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и природоохранительной деятельности человека воспитанник постепенно осознает себя в качестве разумного существа вселенной. Как субъект обществен­ной жизни он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии взаимодействия меж­ду космосом, обживаемой человеком планетой и самим собой, достичь экологического равновесия.

Вторая группа сфер взаимодействия людей включает в себя все системы общественных отношений — производственных, право­вых, нравственных, регулируемых общественным сознанием. По­знавая социосферу, ребенок, молодой человек осознает себя в

качестве общественного существа, ответственного перед людьми, обществом, своей совестью. Он стремится достичь для себя ком­фортного положения в общественных, экономических, националь­ных, правовых, нравственных, имущественных, межличностных от­ношениях.

Третья группа сфер образуется в самом человеке. В нее входят:

сфера разума, рационального регулирования поведения; сфера под­сознательных, интуитивных механизмов мышления; сфера бессоз­нательного, эмоционально-иррационального регулирования поведе­ния, врожденных механизмов реагирования; сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, дарований, спо­собностей, механизмов приспособления к жизни. Эти механизмы внутренней психической деятельности человека можно обобщенно назвать психосферой. Познавая самого себя, ребенок, подросток, юноша осознает свою индивидуальность, личностные особенности, свойства и качества, сущностные силы, таланты и способности. Он мобилизует волю, необходимую для самореализации. Осознание процессов психосферы открывает молодому человеку путь к са­морегуляции, достижению гармонии в самом себе.

Итак, осмысление подрастающим поколением основ трех обла­стей знания: ноосферы, социосферы и психосферы дает возмож­ность гармонизировать его отношения с миром планеты Земля и космосом, с обществом и самим собой.

Таким образом, современное среднее общее образование, на­правленное на воспитание гуманного человека, призвано объеди­нить, интегрировать материал, необходимый для будущей специ­альной подготовки человека, способного активно действовать в обществе и одновременно человека, стремящегося к духовной внут­ренней жизни, к управлению своим поведением.

Эту задачу способна решать средняя школа, единая по меж­дународному базовому компоненту образования и вместе с тем разнообразная по формам и обогащению индивидуальности. Это должна быть школа обще-всеобщая и дифференцированно-индивидуализированная, общеобразовательная и политехническая, трудо­вая, обеспечивающая первичные профессиональные навыки в про­цессе производительного труда, но не профессиональная, духовно-гуманистическая, общечеловеческая и вместе — национальная.

Общим для всех ее типов является психологическая общедо­ступность всем детям разных слоев населения основного научного и культурного содержания. Базовый компонент содержания об­разования дает каждому ребенку возможность понимания мира, общества и себя, а также выбора и освоения любой профессии, поступления в любой вуз. Школа призвана также обеспечить де­тям возможность понимания основ духовных ценностей в обществе, выбора мировоззрения, оценки совершающихся событий, усвоения права, морали. Она в одинаковой мере всем дает политехническое обучение, вовлекает в производительный труд, делает возможным компьютерное образование. Всем и каждому гарантируется раз­витие его личности и индивидуальности, сочетающей свои интересы

 

 

с интересами коллектива и общества. Она должна быть стан­дартизированной по количеству и качеству материальной обеспе­ченности, по техническим средствам обучения и оборудованию.

Вместе с тем современная школа та, которая становится все более разнообразной, преображенной. Она приобретает свои ин­дивидуальные черты за счет национальной специфики, усиления внимания к изучению родного языка, литературы, истории, куль­туры, интернациональных связей. Ее своеобразие проявляется, в возникновении гимназий и лицеев, школ с углубляющейся диф­ференциацией, профильностью, в распространении школ — учебно-воспитательных комплексов, школ с углубленным изучением язы­ков или отдельных предметов. Школы отличаются, между собой также по содержанию и формам соединения обучения и воспита­ния с производительным трудом, по видам связи с общественными неформальными организациями, учреждениями науки, культуры и спорта. Важно только не переступить черту, за которой диф­ференциация и профильность в средней общеобразовательной шко­ле становится необратимой, подменяет и вытесняет общее разви­тие, ведет к однобокости и односторонности содержания образо­вания.

Таким образом, в понимании сущности, содержания, назначе­ния современного общего среднего образования четко обнаружи­лась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыс­лению, формированию детской личности как целостного и гармо­ничного человеческого существа, в единстве его внутренней духов­ности и внешнего воплощения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 703 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2243 - | 2176 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.