Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пути и способы формирования сознательной дисциплины




Воспитание сознательной дисциплины происходит в целостном учебно-воспитательном процессе, в организации буквально всех видов детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, физ­культурной, игровой, творческой. Вместе с тем процесс дисциплинирования детей, его педагогическая инструментовка имеют свою специфику и особенности. А. С. Макаренко подчеркивал, что по­скольку развитое гражданско-правовое, нравственное, эстетическое сознание является целью и результатом воспитания, что его ста­новление происходит постепенно, по мере накопления знаний, уме­ний и навыков, овладения привычными формами социально зна­чимого поведения, оно не может явиться основанием, духовной базой формирования сознательной дисциплины. Понимание значе­ния дисциплины не может вырастать из несформированного, не­окрепшего, не обогащенного социальным опытом детского созна­ния, не имеющего возможности критически переработать всю по­ступающую информацию, контролировать собственные спонтанные побуждения и осознанно направлять поведение. Реально действи­тельным основанием развития сознательной дисциплины у детей является педагогическое руководство, осуществляемое в форме разумного, инструментованного, предъявляемого с учетом возраста и интересов ребенка требования. Это, конечно, не командно-адми­нистративный нажим педагога, не стремление к бездумному и беспрекословному подчинению детей воле воспитателя. Дисципли­нирующее педагогическое требование в разнообразных формах вы­ражает необходимость разумного, осмысленного и жизненно оправ­данного действия, поведения. Оно мобилизует мысли, чувства, во­лю Детей в нужном, педагогически целесообразном направлении. Важно добиваться того, чтобы требование как выражение жизнен­ной необходимости не только предъявлялось педагогом и испол­нялось детьми, но по ходу дела глубоко осознавалось и принима­лось внутренне, становилось личным внутренним стимулом дея­тельности.

Требование как жизненная необходимость и стимул целесо­образного действия используется во всей системе детской деятель­ности, отношений, общения, предъявляется педагогами к детям, детьми друг к другу, коллективом к личности и к педагогу. Система дисциплинирующих требований касается буквально всех сто-

рон жизни школьников: отношения к ученью, труду, общественной работе, товарищу, коллективу, самому себе, общественному досто­янию, учителям и родителям, поведению в быту. Дисциплини­рующие требования стимулируют, организуют детскую деятель­ность, всемерно способствуют развитию многообразных интересов, постепенному формированию духовных потребностей, проявлению и укреплению воли. Роль расширяющегося, углубляющегося дет­ского сознания в процессе дисциплинирования школьников любого возраста заключается в том, что оно обеспечивает им возможность понимания справедливости и разумности предъявляемых педаго­гических требований, восприятия их не как насилия, произвола взрослых, а как жизненной неизбежности, как стимула приятной или неприятной, но необходимой и полезной для них деятельности. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда ребенок не хочет рано вставать, учить уроки, трудиться. Только под влиянием неукосни­тельных требований семьи, школы, коллектива он вынужден по­ступать именно так, а не иначе. Он может протестовать, оказывать сопротивление, надеясь на послабление требований, и все же, при правильной педагогической инструментовке, будет включаться в работу, понимая ее как жизненную необходимость, подчиняясь неизбежности выраженных педагогом требований. Сознание школь­ника может быть ленивым, поддерживающим деморализованное состояние организма, чувств, воли, может быть формально разви­тым, но оторванным от практики, не являющимся стимулом для чувств и волевого действия. И в том, и в другом случае между сознанием и поведением образуется разрыв, противоречие, которое разрешается с помощью именно педагогического требования и четкой организации деятельности. Исходя из этого, А. С. Ма­каренко делал вывод о том, что основанием дисциплины является требование, его выполнение, сопровождающееся пониманием деть­ми его полезности, необходимости, жизненной неизбежности. За счет этого понимания и происходит развитие, расширение, углуб­ление детского сознания, формирование сознательной дисциплины, превращение ее в стимул самостоятельного, волевого, целеустрем­ленного, дисциплинированного действия.

Развитие сознания и сознательной дисциплинированности не совершается само по себе, как накопление эмпирического опыта и его проявления. Сознательная дисциплина эффективно форми­руется, когда наряду с накоплением опыта, в органической связи с ним ведется специальная, систематическая просветительная ра­бота по углублению и расширению гражданского и эстетического сознания детей. В этом случае осознание личного опыта сливается с освоением требований общественного сознания, с формирующи­мися гражданско-правовыми убеждениями.

Духовно-нравственное просвещение в целях углубления созна­тельной дисциплины осуществляется в двух направлениях. Во-первых, необходимо широкое духовно-ценностное просвещение по осмыслению нового общества, его основных задач и вовлечение школьников в посильное и доступное их решение. Речь идет о

понимании проблем демократизации и гласности, построения пра­вового демократического государства, его политических целей и первоочередных задач; о развитии у учащихся нравственного и правового сознания, знаний правовой основы общественной жизни;

о долге, ответственности, дисциплине, добросовестности в труде и формировании национальной гордости, высоких патриотических, интернационалистических чувств. Всем этим обосновывается в со­знании ребят высшая жизненная необходимость и неизбежность сознательной дисциплины.

Во-вторых, специальная просветительная работа организуется в целях осознания детьми духовных ценностей, порождаемых самой сознательной дисциплиной. А. С. Макаренко, исходя из своего опыта, выдвинул ряд идей относительно полезности дисциплины, которые нужно внушать детям. Эти идеи развиваются и обогаща­ются в опыте современного воспитания. На первое место А. С. Ма­каренко выдвигал мысль о том, что детям необходимо четко осоз­нать цель своей многообразной деятельности, что поддержание дисциплины самими детьми есть лучший способ решения любых задач. Всякая безалаберность и неорганизованность отдаляют цель, делают ее достижение нереальным. Этим достигается пони­мание школьниками необходимости и важности организованности, целеустремленности, четкого взаимодействия, дисциплины, требуе­мых воспитателем. Для учащихся большое значение имеет и то, что выполнение всеми ими требований и правил поведения, под­чинение воле коллектива ставит всех в равноправное и защищен­ное положение. Моральная сила общественного мнения коллектива уравновешивает физические силы ребят, дает реальную возмож­ность каждому участвовать в демократическом решении всех воп­росов, пользоваться гласностью, добиваться справедливости. Сле­дующая аксиома А. С. Макаренко состоит в важности осознания каждым ребенком на основе практического опыта того очевидного факта, что интересы коллектива по принципиальным вопросам стоят впереди интересов отдельной личности. Не потому, что кол­лективная жизнь требует каких-то жертв, а потому, что, только укрепляясь и развиваясь, духовно и материально обогащаясь, он становится способным создать условия для удовлетворения по­требностей и интересов, для всестороннего развития каждого сво­его члена. Как в обществе, для того, чтобы добиться социальной справедливости, лучше жить духовно и материально, надо лучше работать, так и в детском воспитательном коллективе, чтобы иметь возможность полноценно пользоваться общественными благами ду­ховного общения и материальной обеспеченности, надо учиться отдавать свои силы и творческие способности общему делу. Ог­ромное воспитательное значение придавал А. С. Макаренко пока­зу детям красоты сознательной дисциплины. Он стремился к раз­витию в детском сознании не только нравственно-политического, но и эстетического отношения к ней. Всякая расхлябанность, рас­пущенность, бескультурье порождают дисгармонию, хаос и бе­зобразие в общественной и личной жизни. Глубокое профессио-

нальное знание дела, исполнительское мастерство, культура обще­ния, подтянутость, собранность, ритмичность в работе, чистота и опрятность в одежде — все это не только внешне украшает жизнь, но делает ее по существу прекрасной. Дети прочно усваивают мысль, что дисциплина ведет к красоте жизни, а красота повышает жизненный тонус, стимулирует продуктивную деятельность. А. С. Ма­каренко настойчиво предлагал обращать внимание детей на то, что приятное для себя дело каждый может выполнить без всякой дисциплины. Дисциплина начинается там и тогда, где и когда приятное или неприятное для себя, но важное, необходимое для коллектива дело ребенок делает с удовольствием, получая мо­рально-эстетическое удовлетворение от сознания его полезности и нужности другим людям. Осуществление перемен в нашем обще­стве требует подчеркнуть и ту очевидную аксиому, что высокое качество работы, сознательная дисциплина в труде, ученье, спорте для молодежи есть форма выражения своего отношения к проис­ходящим переменам, своей реальной общественной ответственно­сти, гражданской сознательности. Дисциплинарная ответственность ближе всего подводит старшеклассника как к нравственной, так и правовой гражданской ответственности. Сознательная дисципли­на, сделавшись качеством личности, дает ей возможность сосре­доточить сознательные волевые усилия на развитии собственных способностей, своей индивидуальности. Наконец, для всех детей важно сделать абсолютно понятной и ясной мысль о том, что обладание сознательной дисциплиной позволяет молодому челове­ку безболезненно включаться в систему разнообразных обществен­ных отношений, в жизнь любого трудового коллектива, становиться его полноправным, свободным, активным членом.

Таким образом, сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно-воспитательного процесса, является его результатом, пред­ставляет собой организационное воплощение нравственного духов­ного богатства человека. Она позволяет добиваться в борьбе за перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего общества, органического единства слова и дела, реального и ка­чественного достижения намеченных целей.

Вопросы и задания:

1. Какую роль играет сознательная дисциплина трудящихся в стабилизации соци­ально-экономического положения в стране?

2. Охарактеризуйте сущность сознательной дисциплины и объясните, почему она

является результатом воспитательного процесса.

3. Что является основанием воспитания сознательной дисциплины, как взаимодей­ствуют между собой методы педагогического требования и убеждения.

4. В ходе педагогической практики установите уровень сознательной дисципли­нированности учащихся класса, в котором Вы работаете.

5. Напишите реферат на тему: «Идеи А. С. Макаренко о воспитании сознательной дисциплины в современной школе».

Литература для самостоятельной работы:

1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников/Под ред. И. С. Марьенко.—М., 1982.

2. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.—М., 1984.—Т. 4.

Часть II ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Лекция XIX

СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 468 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2424 - | 2309 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.