Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кушнаренковский район башкирские деревни 1 страница




В прошлом территорию Кушнаренковского района занимали Канлинская (Калышнская), Каршинская, Дува-нейская башкирские волости.

В историко-этнографической литературе о канлинцах говорится следующее. Племя канлы испытало сильное влияние кипчаков. Средневековые канлинцы оставили заметный след в родоплеменном составе казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков, крымских татар и ногайцев. Относительно их происхождения имеются две точки зрения: 1) канлинский союз возник в XI—XII вв. в приараль-ских степях на печенежско-огузской основе, при этом этноним «канглы» сближается с древним самоназванием печенегов «кангар». Подчеркивается также существенная роль кипчаков в формировании этнического облика кан-глинцев, которые после их разгрома монголами в 1220 г. влились в состав населения Дешт-и-Кипчак; 2) канглы — этнические преемники кангюйцев, создавших в последние века до нашей эры обширное государство Кангюй на Сырдарье и прилегающих землях. Канглы — тюркоязыч-ные племена. В Приуралье канлинцы мигрировали в XIII - начале XIV в. В западном Башкортостане канлинцы в XIII—XIV вв. смешались с группами древнебашкир-ского населения. Многие тамги у канлинцев были заимствованы у бурзян, юрматы, усерган. У племени канлы был общий онгон с племенем усерган — журавль1.

Перемещения племен, строительство пограничных линий, городов, монастырей, конфискация вотчин у участников башкирских восстаний, переселение поволжских крестьян в Башкортостан, многие другие формы колонизации края заставляли предводителей родов и племен (волостей) брать жалованные грамоты или подтвердительные «памяти» на свои вотчинные земли. И канлинцы получили жалованную грамоту от 19 ноября 7191 (или 1688) г. от царей Ивана и Петра Алексеевичей. Вот ее содержание: «Велено башкирцам Мрясу Сараеву с това-

1 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 356-359.


рыщи владеть безспорно поместьем с вершины р. Карма-сан до устья по течению левой стороны на две р. Кушелги и Смуелги, до вершины р. Усеня по обе стороны сенных покосов на левой стороне Еланская волость, а с Еланской волости до устья р. Сарсак и до колка Бухарского, а с колка на Базгия прямо до вершин р. Базгия, а с Базгии на р. Бланку да на р.... оттуда на вершину р. Куваш, которая впадает в Куваши остается Ельдятская волость и что течет р. Чермасану им, кальнинцам, на р. вершины Евба-зы правой стороне и оттуда на берег горы на 100 сосен и на Ельдятский лес, с лесу на межу Унларскую правая сторона им, кальнинцам, а оттуда на речку Бирю на межу Уфинскую (?) прямо лес Бураев, а с лесу на Бугранды (?) на устье р. Кармасан»2.

Как видно, канлинцы занимали огромную территорию, состоящую к началу XIX в. из 205 178 десятин. По закону о земле 1832 г. башкирам-вотчинникам полагалось по 40 десятин земли на душу мужского пола по VIII ревизии. Их тогда насчитывалось 1105 душ, которым отвели всего 44200 десятин земли. Тептярям и мишарям по VTI ревизии раздали по 30 десятин земли на душу, всего на 2880 душ 86 400 десятин; государственным крестьянам (54 души) и мурзам (21 душа) дали по 15 десятин на душу, всего 1125 десятин. За всем этим у канлинцев осталось в резерве 73 453 десятины земли3.

Канлинские башкиры в феврале месяце 1701 г. получили владенную память «на вотчину по Ачиле (Асылы-кул) озеру, опричь лесов и бортных ухожьев и вотчины и урочищи бортных деревьев», принадлежащих башкирам Минской волости4.

Вотчинные земли канлинцев, находящиеся в Уфимском, Бирском и Белебеевском уездах, подразделялись на тюбы. В литературе (Р. Г. Кузеев) известны следующие тюбы: Идель-канлы, Юрактау-канлы, Актау-канлы, Кырканлы (Сындаш). Между тем, в документах перечисляется значительно больше тюб, причем с другими названиями: Тусаринская, Актова, Балгазина, Токбаева (бывшая Якшиева), Урмекеева, Чекмеева. «Каждая из них по полюбовному разделу имеет издревле отдельное владение»5.

Все названия тюб — антропонимического характера (в 1796 г. доверенным лицом канлинцев был Мряс Дуса-рин-Тусарин), кроме Актау (от оронима).

В 1866 г. вместо кровнородственных башкирских волостей были созданы территориальные. Тогда села нынешнего Кушнаренковского района вошли в состав Топорнинской и Шариповской волостей, в 1920—1930 гг. находившихся в Уфимском кантоне Башкирской АССР.

* * *

А теперь перейдем к конкретным материалам по истории сел Канлинской волости. К Тусаринской тюбе этой волости относились дд. Карача-Елга и Гумерово. В 1798—1855 гг. они находились в составе 1-й юрты 10-го (с 1847 г. — 11-го) башкирского кантона Бирского уезда Оренбургской (с 1865 г. — Уфимской) губернии. Мишари

2 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4678. Л. 16.

3 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4455. Л. 44-45.
4РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1.Д. 1330. Л. 1.

5 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4445. Л. 37, 44-45.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


д. Карача-Елга в административном отношении находились в составе 4-й юрты 4-го мишарского кантона.

Д. Карача-Елга в выявленных нами архивных документах впервые упоминается в 1739 г., когда башкиры припустили к себе мишарей. О времени ее основания сведений нет.

В опубликованных документах несколько раз встречаются название деревни или имена ее жителей,

В 1764 г. доверенные лица канлинцев из д. Карачае-вой Сюрмет Кулчумов и Науруз Зиянов, а также из д. Умеровой («Толбазы тож») Рахмангул Зиянов и Мрат Солтангулов с товарищами отдали вотчинные земли в оброк сроком на 25 лет дворцовым крестьянам д. Елга-шево Бирской волости с уплатой по 2 руб. в год.6

В 1790 г. Хамза Уразлин, Суярембет Кулчумов, Науруз Зиянов, Алпаут Балтасов и гумеровцы продали свою землю по р. Танайдиль прапорщику А. И. Бардовскому7, а также главному мишарскому старшине Мендею Тулееву — вотчину по р. Толбаза8.

В 1796 г. премьер-майору С. П. Петрашевичу продали землю по р. Арсланды. Среди поверенных канлинцев из д. Карача-Елга были известные уже по предыдущим сделкам Науруз Зиянов, Хамза Уразлин, Алпаут Балтасов и Абдулменнан Биктянов, Салимзевгар Тимяшев, а также из д. Гумерово — Бурангул Купландин, Юнус Масягутов, Ремгул Бурангулов, Фейзулла Шарыпов и Яхья Рахман-кулов9.

Башкиры-вотчинники на основе двух договорных записей приняли к себе мишарей. Вот одна из них. 13 марта 1739 г. «Уфимского уезду Казанской дороги Кальнинской волости д. Толбазы (Гумерово) башкирцы Абдюкей Папанов, Игибай Кансуяров со общаго совету с родственниками своими в роде своем не последние, будучи в Уфе дали сию запись от крепостных дел той же Казанской дороги деревни Аминевой (ныне Чишмин-ского района) служилому мещеряку Сеиту Саферову в том, что припустили мы, Абдюкей и Игибай, ево, Сеита, з детьми в вотчину свою в повытья умершего брата своего родного Бекчури Папанова, которою вотчинною землею и сенными покосы и всякими угодьи и в лесах дельными деревьи, коими владел брат мой Абдюкеев також и вновь ему, Сеиту, борти делать сколько ему угодно будет и всякого зверя побивать и в озерах рыбу ловить и владеть ему, Сеиту, и детям ево и внучатам тою вотчиною вечно по межам и урочищам, коими владел брат Бекчура со мною Абдюкеем вообще, а с той вотчины положенной ясак в казну ея императорского величества повытья братья моего платить ему, Сеиту, и детям ево и внучатам безспорно вообще с ним, Абдюкеем, з детьми ево, а ежели кто ему, Сеиту, и детям ево и внучатам в той вотчине станет чинить какое насилие и с той вотчины ссылать и нам, Абдюкею и Игибаю и детям нашим ево, Сеита, з детьми очищать и убытка никакова не учинять, також и нам, Абдюкею и Игибаю, с родственниками ему, Сеиту, детям ево и внучатам в той вотчине утеснения никакова не чинить ж и в не в чем не спорить, а ежели мы, Абдюкей и Игибай, и дети, и внучата или родственники сей записи в чем не устоим, то

6МИБ.Т.4. Ч. 1.С. 277-278. 7 Там же. Т. 5. С. 283-284. s Там же. С. 276. 9 Там же. С. 355.


ему, Сеиту, и детям его и внучатам взять на нас, Абдюкее и Игибае, на детей наших и внучатах и родственниках за всякую неустойку по сей записи денег десять рублев, а запись и впредь в запись, к сей записи Абдюкей Папанов тамгу свою приложил, Игибай Кансуяров тамгу свою приложил, толмачил Абдюкею и Игибаю Иван Волков — руку приложил...»' °

Еще три семьи мишарей (Мухаметгарея Сейфутди-нова, Мухаметзяна Мухтарова, Мухаметшарипа Ишки-нина) были припущены канлинцами. «1754 10 августа Мухаметшарипу Ишкинину команды старшины Яныша деревни Иштиряковой (ныне Балтачевского района) Сибирской дороги служилому мещеряку по ево согласию отдали землю мы башкирцы Балтач Ягышев, Султанбек Рысмаметов в Балтачевской деревне в общее жительство в Карача-Илге заселиться строением, производить хлебопашество и всем пользоваться как-то: на дрова лес рубить, сено косить, хмель щипать, зверя всякого ловить, а нам, башкирцам, с него, Мухаметшарипа, оброку получать по 10 копеек, в чем дав сию запись и тамги свои приложим, а именно: башкирцы Усеин Сямейкин тамгу, Балтач Ягышев тамгу, Султанбек Рысмаметов тамгу, Рахманкул Зянчурин тамгу, Игибай Кансуяров тамгу, Масягут Гаврилин тамгу, Биктин Кильмекеев тамгу, Бек-тимер Уразов, Мрат Султангулов, Девлет Темиров все старые и малые отдали сию запись с согласия, вместе с нами подводы давать... чередоватца. Кулчум Ягышев тамгу. У сей записи свидетелем были Зянчура Укаков, Назир Максютов, Аблай, Бикметевской команды деревни Кизгановой Бакий Давлетмуллин свидетелем был V. Сие письмо писал мулла Сафарей»".

Два этих договорных письма послужили впоследствии юридическим основанием для поселения в Карача-Елге и других мишарей. В именах башкир легко усмотреть их родственные связи. Здесь перечисляются отцы тех башкир, которые в 90-х гг. XVIII в. заключали земельные сделки.

Таблица 183

Как видно по таблице, сведения последних двух переписей неверно отражают национальный состав жителей деревни: в 1870 г. все жители ошибочно названы мишарями, в 1920 г. — только башкирами. В 1834 г. из всех жителей 68,9% составляли мишари, 31,1% — башкиры.

10 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 15. Л. 63-64.

" Там же. Л. 68.

12РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л.48; ЦГИАРБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 31.

13 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755; Ф. 138. Оп. 2. Д. 161.

14 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 547, 548; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873.

15 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15158. Л. 87.

16 Список населенных мест Российской империи. Т.. 45.
Уфимская губерния.

17 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 62—63.
И по другим селам см. эти же источники (12—17).



КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН


 


И в последующие годы башкиры составляли третью часть населения деревни. О долгожителях имеются следующие сведения по V ревизии 1795 г.: Валит Якупов, 65 лет, его брат Ишмухамет, 80 лет, Гилял Алеев, 89 лет.

К концу XVIII в. башкиры-канлинцы стали оседлыми землевладельцами. В «Экономических примечаниях к Генеральному межеванию земель» Бирского уезда Оренбургской губернии в 1795 г. о башкирском населении этой деревни сказано следующее: «Башкирцы выезжали на кочевку. Но ныне имеют проживание в домах. Во всем Бирском уезде башкирцы того обыкновения не исполняют, а всегда уже живут в домах»18.

В 1843 г. на 203 башкира было засеяно 105 четвертей озимого и 120 четвертей ярового хлеба (всего 1800 пудов), или 8,9 пуда на каждого жителя. 462 мишаря засеяли 289 четвертей озимого и 321 четверть ярового хлеба (всего 4880 пудов), или 10,6 пуда на одного жителя. Тогда же имелась водяная мельница19.

Все жители имели пашню 530 десятин. В то самое время 665 башкир и мишарей владели 572 лошадьми, 603 коровами, 332 козами, 259 овцами. Деревня имела 140 бортей.

С самого начала XIX в. здесь зафиксирована мечеть.

В Отечественной войне 1812 г. активно участвовали почти все взрослые мужчины. Один из них зауряд-есаул Кагарман Уразлин в составе 10-го башкирского полка воевал против наполеоновцев. Имел награду серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года»20.

В этой деревне в 1936 г. родился видный ученый, доктор химических наук, профессор Башгосуниверситета Валитов Нажип Хатмуллович, башкир по национальности. Окончил уфимскую школу № 9. Работал директором завода, занимал высшие должности в объединении «Баш-нефтехимзаводы». В 1978 г. в Москве защитил докторскую диссертацию, оцененную как самая лучшая из 10 тысяч, защищенных за годы 10-й пятилетки в СССР (Известия. 28 июня 1981 г.).

Нажип Валитов — один из немногих, кто знает свою родословную до 16-го колена: Байрам — Корбангужа — Байрамгужа — Ходжабирде — Шокербирде — Кодаш — Юлай — Муса — Якуп — Валит (добавим, что Валиту Яку-пову в 1795 г. было 65 лет) — Ахтям — Хамидулла — Гали — Габдулла — Хатмулла — Нажип.

К той же Тусаринской тюбе Канлинской волости относилась и д. Гумерово. Самое раннее ее название — Тол базы. В документах деревня именовалась Гумерово или Умерово («Толбазы тож»). Сын Гумера — Шарып Гумеров в 1790 г. участвовал в продаже канлинской вотчинной земли по р. Толбазы мишарскому главному старшине Мендею Тулееву21.

Деревня в документах впервые упоминается в 1704, затем в 1739, 1756 гг. Однако время ее возникновения нам неизвестно. В 1704 г. гумеровские башкиры припустили на свою землю бирских крестьян, основавших д. Елга-шево22.


В 1756 г. башкиры д. Гумерово на основании договорной записи припустили для поселения тептярей Искака Исламгулова, Абдулменняфа Мухаметалиева, Кутлубу-лата Ахтямова23. Мишари Габдулхаким Мавлюшев и Абдулкадыр Габдрахимов были приняты башкирами-вотчинниками деревни «по тому же договору обще с теп-тярями». Однако, по их словам, «на праве владения землю не имели». Все другие припущенники на право пользования землей впоследствии ссылались на договор 1756 г.

Проследим развитие деревни.

Таблица 184

Перепись 1920 г. искажает национальный состав жителей д. Гумерово, где по другим ревизиям и учетам численности населения подавляющее большинство составляли тептяри и мишари.

В 1843 г. на каждого из 110 башкир было засеяно по 8,5 пуда хлеба, на 46 мишарей — по 10,8 пуда. На всех жителей (394 человек) при 86 дворах приходилось 270 десятин пашни, а также лошадей — 210 голов, коров — 204, овец — 257, коз — 96 голов. Имели 43 борти. Еще в начале XIX в. взяты на учет мечеть и мельница.

Из дд. Карача-Елга и Гумерово часть башкир-вотчинников выселилась отдельным поселением, которое получило название Лачинтау. Для основания деревни они получили разрешение в 1852 г.

Остальные деревни Канлинской волости Тукбаевой (бывшей Якшиевой) тюбы располагались на территории Уфимского уезда, и они находились в первой половине XIX в. в составе 2-й юрты 8-го (с 1847 г. — 9-го) башкирского кантона. Среди них были дд. Ахметово, Тукмаклы, Угузево, Якупово.

Тукбаева тюба имела к 1803 г. 17223 десятины земли. В ней проживали в 1816 г. 78 душ башкир-вотчинников, в 1834 г. — 97 душ м.п.; мишари — 173 души в 1816 г., 249 душ м.п. в 1834 г.; тептяри в 1816 г. — 103 души, в 1834 г. — 125 душ м.п.; государственные крестьяне — 65 душ в 1816 г., 103 души в 1834 г.; удельные крестьяне — 531 душа в 1816 г. и 708 душ м.п. в 1834 г.25

Д. Ахметово была коренным поселением канлинцев Якшиевой (затем Тукбаевой) тюбы. Тюба имела и основное поселение под тем же названием — Якшиево, впоследствии переименованное в Ахметово. Здесь проживали основатель деревни и тюбы башкир Якшей и его сыновья, внуки, потомки.


 


18 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л. 53.

19 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 167, 186. Далее см. это
дело.

20 Любезные вы мои... С. 56.

21 МИБ. Т. 5. С. 276.

22 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 15. Л. 89.


23 Там же. Л. 72, 73; Малоизученные источники по истории
Башкирии. С. 131.

24 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3801. Л. 115. По другим селам см.
это дело.

25 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 58. Л. 18.


БИРСКИЙ УЕЗД



Расписка башкир дд. Карача-Елга и Гумерово о получении оброчных денег за отданные в аренду места рыбных ловель по р. Белая


Канлинская волость жалованную грамоту на общинные земли имеет с 7191 (1683) г.26 По словам жителей д. Ахметово зауряд-хорунжих Ахмера Назарова и Узеира Якшиева, урядника Абдугани Казакаева, рядовых вотчинников-башкир Мряса Баширова, Габидуллы Нигма-туллина, Хисаметдина Ишикеева, на жалованную землю в 1702 и 1704 гг. получали подтвердительные грамоты: «за их верную службу по описанным грамотам межам и урочищам» и в 1826 г. по решению межевого департамента Правительствующего Сената «эта земля была оставлена за ними»27.

Кроме того, еще в 1792 г. они смогли получить копию с жалованной грамоты на землю башкира Мряса Тусари-ева «с товарищами», состоящую при р. Белая28.

Мишари живут в Ахметово с 1723—1724 гг. Об этом свидетельствует факт, что они по записи от 9 января 1723 г. приобрели у канлинцев землю путем покупки29.

Несколько мишарей башкиры припустили по договору от 6 июня 1755 г. Мишарь Ураз сроком на 50 лет был припущен владельцами земли по договору от 1 июня 1792 г.30 Время припуска тептярей неизвестно. Но они в д. Якшиево зафиксированы III ревизией 1762 г., когда их насчитывалось 20 душ м.п. На этом основании можно сделать вывод о том, что тептяри были приняты в 1749—1761 гг. В итоге башкирская деревня становится национально смешанной.

Как же развивалась д. Ахметово?

Таблица 185

 

^"^\^ Годы Кол-во ^^^^ (об. пола) ^^-^^          
Башкир Мишарей Тептярей 98 163 40 156 334 46 223 518 59 ■ 1388  

Советская перепись 1920 г. не совсем верно показала этнический состав жителей. В 1816 и 1834 гг. башкиры составляли 29 и 25% всех жителей. Такое соотношение должно было быть и в 1920 г. Но, с другой стороны, следует учитывать и то, что в д. Новоахметово, расположенной в одной версте от коренного поселения, в 405 дворах проживало 2020 мишарей. Д. Новоахметово образовалась в 60-х гг. XIX в. В 1906 г. она насчитывала 1727 человек. В ней были 2 мечети, 7 лавок.

В первой половине XIX в. мишари подчинялись своим юртовому старшине (юрта № 1) и кантонному начальнику (3-й мишарский кантон), тептяри находились в составе 4-й тептярской команды Уфимского уезда.

На 36 дворов 223 башкира засеяли в 1843 г. 464 пуда озимого, 2816 пудов ярового хлеба и посадили 24 пуда картофеля. Выходит, что на одного жителя сеяли по 14,7 пуда хлеба. Посев хлеба у мишарей равнялся 8,6 пуда на одного человека (всего 4448 пудов).

26 Там же. Ф. l.On. 1.Д. 1699.

27 Там же. Д. 1700. Л. 7.

28 Там же. Ф. 100. Оп. 2. Д. 415. Л. 4.
29ЮАС. Вып. 2. С. 316.

301ДГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 58. Л. 10.



КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН


 


О поголовье скота в их хозяйствах сведений нет. 59 тептярям при 10 дворах принадлежало 26 лошадей и 102 коровы.

Была мечеть. С 1841 г. при ней действовала мектебе, где в 1864 г. занималось 20 учеников31.

В 1802 г. башкиры-вотчинники Ахметово сроком на 50 лет припустили удмуртов в д. Ямщиково32.

Д. Тукмаклы известна под несколькими названиями. В 1795 г. она названа «Токмаклина кошма (Клино)», затем — «Кошмаклиной (Токмаклы тож)», наконец, Токмаклы (Хаймурза), хотя имелась одноименная д. Хаймурзино, расположенная в шести верстах от первой.

И еще одна загадка. В 1816 г. в д. «Кошмаклиной (Токмаклы тож)», где проживали в 14 дворах башкиры, в 25 дворах — тептяри, в 68 домах — мишари, были зафиксированы и ясачные татары при 15 дворах, припущенные в 1811 г. как государственные крестьяне, но имеющие здесь свои особые поселения под следующими названиями: Токмаклы (18 душ м.п.), Жанмурзино, или Хаймурзино (8 душ), Бикмурзино (7 душ), Хансуяр (7 душ), Абушахманово (5 душ), Карачельское устье (9 душ), Ханютово (7 душ). Выходит, что в этой деревне ясачные татары имели особые улицы или хутора33.

Названия этих поселений сильно искажены. Служилый татарин Хаймурза Ахмаметов в 1811 г. осел здесь на покупной у башкир земле. Он из Пензенской губернии. Ясачный татарин Бикмурза Бахтеевич Юсупов — выходец из д. Кандралеевка Пензенской губернии. Из того же поселения были Хансуяр Богданович Сухов, а также его дальний родственник — Абушахман Мустафин сын Сухов. Из Белебеевского уезда прибыл Ханют Мусеев (сыновья Башар, Яхья).

Башкиры этой деревни Акымбет Тляков, Муняк Макаров, Аблай Назаров, Казакай Чюрашев, Темир Екшаев и другие по договорной записи от 24 июня 1730 г. припустили* служилого татарина Казанской дороги Адика Тебаева в свою вотчину на правах общего владения «для поселения на вотчинную землю юртом и во всякие угодья и 3 детьми ево и со внучаты». Тебаеву «всем употреблятца, чем и мы употребляемся и с чего вотчины нашей с кого мы оброк возьмем, и то оброк давать нам ему, Адику, повытья з детьми ево, которые будут при нем жить. За такой наш ево... припуск платить с нами ясак вопче повытья главного Акымбета, и подводы вместо ево, Акымбета, куды надлежит по очереди ему, Адику з детьми и внучаты, гонять»34.

В этой деревне, по-видимому, жили и чуваши. Об этом свидетельствует бессрочная житейская запись от 4 июля 1737 г., данная наряду с другими четырьмя мальчиками и девочками из других волостей чувашской девушкой Кулчюмой Янбетовой писарю Уфимской ланд-милиции М. П. Жукову о том, что они взяли у него «на расплату долгов своих и для нынешнего за башкирским бунтом гладу и на необходимые свои нужды денег 25 руб. А за те взятые нами деньги жить нам в работе у него вечно.

31 Там же. Ф. 295. Оп. 3. Д. 6724. Л. 23. По другим селам см.
это дело.

32 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1700. Л. 7.

33 Там же. Д. 1755. Л. 185; Ф. 138. Оп. 2. Д. 121.

* В ЮАС (вып. 2, с. 317) ошибочно говорится о купле земли мишарями.

34 МИБ. Т. 3. С. 276.


И живучи нам у него быть во всяком послушании и не покрасть и по другим селам не збежать и всякою ево домовая и отъезная работа работать без отговорки. А пить и есть и одежда и обувь носить все ево, Жукова. За вину нашу и за ослушание вольно ему, Жукову, смирить домовым смирением»35.

По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 13 февраля 1771 г. здесь обосновались мишари, а по договору башкир 1811 г. — и государственные крестьяне36. Мишари ссылались при пользовании землей и на упомянутую запись от 24 июня 1730 г. о припуске служилого татарина.

Развитие д. Тукмаклы выглядит следующим образом.

Таблица 186

За 1834 г. среди башкир показано 6 мужчин-припу-щенников, т.е. лишенных вотчинных прав на землю.

В материалах VI ревизии 1811 г. написано следующее: «Токмаклы — вновь заведенная деревня с 1810 года из мурз ясачными татарами на покупной у башкирцев земле». Они вышли из д. Новый Кадыш Краснослобод-ского уезда Пензенской губернии. Их было 10 человек из двух дворов***. Это была д. Новые Тукмаклы.

Первые жители ее — Асей Юсупов сын Бахтияров, его сын Ахмет Асеев.

В 1896 г. здесь было 575 жителей. Национальность их не была указана.

В 1920 г. в д. Новые Тукмаклы было показано 549 башкир при 100 дворах, в д. Хаймурзино — 160 башкир. В целом, итоги переписи 1920 г. не отражают истинную картину, поскольку в 1816 и 1834 гг. башкиры составляли лишь по 12,7% всех жителей. Такой же примерно процент должен был бы быть и в 1920 г.

В 1843 г. на 138 башкир было засеяно 288 пудов озимого и 1448 пудов ярового хлеба, т.е. по 12,6 пуда на каждого. Они сажали по 16 пудов картофеля. 563 мишаря сеяли 2000 пудов озимого и 1896 пудов ярового хлеба, или по 6,9 пуда на каждого.

При мечети с 1866 г. имелась мектебе с 15 учениками. В конце века были 2 мечети, 2 бакалейные, 4 мануфактурные лавки. Проводился базар.

Д. Угузево находится на территории Кандинской (одна часть деревни) и Каршинской (вторая часть) волостей. В документе о мишарях этой деревни говорится следующее. Они «имеют землю, купленную у башкирцев Кар-

35 Там же. С. 365.

36 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 51.

* РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3801. Л. 45. ** В это число входят и жители д. Письмян-Мусино. *** ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 121.


БИРСКИЙ УЕЗД



 



Таблица 187

шинской и Кальнинской (Канлинской) волостей по договорам 1761 года июня 18 дня и по записи 1771 года апреля 17 дня в общем владении с башкирцами»37. Однако они были припущены башкирами обеих волостей. Об этом в своем прошении от 14 марта 1828 г. мишари Адельша Субханкулов, Абдулвали Селимявгаров, Сайфетдин Саги-тов писали нижеследующее: «Состоящая при деревне земля с сенными покосами, лесами и рыбными ловлями принадлежит нам по данному от вотчинников башкирцев Каршинской волости 1761 года 18 июня по договору, на которой с того самого времени заселение возымели и пользовались всеми выгодами как предки наши и наши семьи без всякого от смежных владельцев, равно и вотчинников своих спора по тем самым межам и урочищам как значутся в договоре и во время Генерального межевания землемером Бичюкиным обмежеваны за нами, но в последующее время к неожиданному нашему прискорбию вотчинники наши башкирцы деревень Акбашевой и Шариповой (Каршинской волости) нашу землю стали отдавать в посторонние руки и соседственной с нами деревни Казармы тептяри и мещеряки совершенно усиль-ственным образом начали чинить нам величайшее притеснение и захватили из нашей дачи довольное количество самой удобной к пашне земли.и других угодий в свое владение, а нас от онаго устраняют»38.

Проследим развитие д. Угузево. В 1795 г. на территории Каршинской волости в одной части деревни проживали 4 башкира, 2 тептяря, 197 мишарей, в другой ее части, находящейся на канлинской земле, совместную жизнь вели 11 башкир и 78 мишарей. В 1834 г. насчитывалось башкир — 45 человек, мишарей — 408 человек. При этом 13 башкир были названы припущенниками башкир-вотчинников двух волостей. В 1859 г. всех жителей было 723 человека при 125 дворах, причем все показаны припущенниками. В 1906 г. взято на учет 1068 человек. По переписи 1920 г. в Угузево (1-ми 2-м) при 363 дворах проживало 1813 человек. Все они ошибочно показаны мишарями.

В 1843 г. 463 жителям из башкир и мишарей при 77 дворах принадлежало 2 мечети, 2 кузницы, 100 ульев, 320 лошадей, 325 коров, 420 овец, 208 коз.

408 мишарей сеяли в тот же год 3880 пудов хлеба, т.е. по 9,5 пуда на каждого, 45 башкир — 532 пуда, или 11,8 пуда на каждого. Была мельница.

В 1906 г. взято на учет по 2 хлебозапасных магазина и бакалейные лавки.

Д. Якупово в письменных источниках упоминается в 1734 и 1737 гг. (При этом почему-то путают название волости, вместо Канлинской пишут Каршинская). Время основания ее неизвестно. В 1780—1796 гг. старшиной Канлинской волости был башкир-вотчинник Ишали Якупов, который проявлял активность в поземельных сделках. По-видимому, он и является сыном первопоселенца.

Перед самым 1734 г.39 башкиры припустили к себе мишарей, хотя в одном официальном документе указывается другая дата (1738 г.)40.

О развитии д. Якупово приводим следующие сведения:


Последняя перепись неверно отражает общую картину численности этносов. В 1816 и 1834 гг. башкиры составляли 15—18% всех жителей. Примерно такое же соотношение должно быть и в 1920 г.

Башкиры д. Якупово в 1789, 1791 гг. припустили русских удельных крестьян, которые основали д. Матвееве («Кузнецово тож») и Васильеве.

В 1843 г. 138 мишарей сеяли 696 пудов хлеба, или 5 пудов на каждого, в то время как на каждого из 34 башкир было засеяно по 11,8 пуда хлеба (всего 400 пудов на всех), посажено на всех всего лишь 8 пудов картофеля.

* * *

Каршинская волость имела несколько башкирских поселений.

В историко-этнографической науке крайне слабо разработана история каршинского племени. Оно, как и все северо-западные племена башкир, испытало сильное кипчакское воздействие. Среди каршинцев преобладают тамги по типу кипчакские. Кроме того, им знакома и тамга «ворота». Это влияние дуванейцев и минцев (между тем, и у карагай-кипчаков главная тамга «ворота»). Древним районом расселения каршинцев считается левобережье р. Белая. В этнониме картин основу представляют в форме карши. В уйгурском языке слово карши означало «крепость», «укрепленный город». Оно было рано заимствовано тюрками41.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2707 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2238 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.