Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Причины ассимилятивных процессов в западной Башкирии в XVIII-XIX вв




Башкиры придерживались эндогамных норм. Браки заключались преимущественно внутри башкирского этноса. Эндогамия имела важное значение для самовоспроизводства этноса.

Вместе с тем, башкиры не всегда соблюдали этот институт. Территориальная и хозяйственно-культурная близость башкир с татарами, мишарями, казахами способствовала появлению этнически смешанных браков.

Царское правительство, боясь сближения и совместной борьбы народов против феодально-колониального гнета, всячески вмешивалось в личную жизнь своих


 


17 ЮАС. Вып 2. С. 204, 205, 259, 268-269.


18 Кабузан В. М. Народы России в XVIII в. Численность
и этнический состав. М., 1990. С. 244.

19 Там же. С. 328.

20 Там же. С. 244.

21 Там же. С. 238.


ПРИЧИНЫ АССИМИЛЯТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАПАДНОЙ БАШКИРИИ В XVIII-XIX вв



 


подданных: запрещали национально смешанные браки (указы от 11 февраля 1736 г., 4 марта 1737 г., 1830 г.).

Однако запреты правительства не всегда достигали цели, напротив, взаимодействие между западными башкирами и татарами-переселенцами из года в год усиливались в различных областях жизни. Пограничные казахи и соседние с ними башкиры тесно общались меж собой, часто заключали брачные союзы.

Вместе с тем этнически смешанные браки не были характерны для подавляющего большинства башкир: эндогамия в целом ими не нарушалась.

В то же время западные (Бугульминский, Мензелин-ский уезды) и северо-западные (Елабужский, Сарапуль-ский уезды) башкиры оказались менее подвержены эндогамии. И к 1926 г. произошла не только языковая, но и этническая ассимиляция 200 тыс. башкир вышеназванных уездов татарами.

Причины данного явления в литературе трактуются неверно. В частности, один из казанских этнографов, предлагая свое «четкое решение этого вопроса», делает надуманный вывод: поскольку представители данной группы коренного населения за короткий срок (1897— 1926 гг.) сменили свою этническую принадлежность, то они не могли принадлежать к башкирскому этносу и во времена более ранние они были не башкирами и не татарами, а, скорее всего, представляли некоторую переходную группу.

Прежде всего, отметим бесспорный факт, что коренное население названных уездов — это башкиры. В формировании племен буляр, биляр, гайна, еней, юрматы и юрми принимали участие не только булгары, но и угры и древние башкиры. Кроме названных племен и родов, здесь были и другие: ирэкты, ельдят, дуваней, илекей-мин, канлы, кыркули-мин, кульили-мин, кыр-елан, кыпсак, киргиз, сарали-мин, яик-суби-мин, которые численно превосходили племена булгарского происхождения, растворившиеся в башкирской среде.

Башкиры составляли коренное население данного региона. Поэтому только оно пользовалось на основе жалованных и сберегательных грамот вотчинным правом на населяемые им территории. Башкиры-вотчинники припускали на свои земли пришлых крестьян в качестве припущенников на определенных условиях. Пришлое население не обладало вотчинным правом, так как оно не имело грамот, кроме его единичных представителей.

Принадлежность к этносу определяла сословную принадлежность. А последнее налагало на сословие феодальное тягло. Поэтому промежуточной переходной группы между этносами и тем более сословиями быть не могло. Неопределенность в этническом и сословном отношениях — категория бесполезная для казны, крайне заинтересованной в четкости в этом вопросе.

Сближение башкир с татарами и ассимиляция первых вторыми — следствие многовекового взаимодействия множества факторов. Первое, что обращает на себя внимание в данном процессе, — это близость башкир и татар в языковом и культурно-бытовом отношениях. Башкирский язык лингвисты относят к кипчакской группе тюркских языков, среди которых ближе всех к нему стоит татарский. Издавна в силу определенных исторических условий обучение детей в башкирских мектебе велось сначала на языке тюрки, а затем на татар-


ском языке, что не могло не влиять на процесс языковой адаптации и ассимиляции западных башкир. Обучение на татарском языке и распространение литературы на этом же языке вели к приобретению ими основных черт татарской культуры.

Ассимилятивный процесс усиливался рядом сходных социальных отношений. В западных уездах безземельных башкир-припущенников было немало: 36% от 66 тыс. всех безземельных башкир в 1840 г. Как и татары-припущенни-ки, они не владели, а пользовались вотчинными угодьями. Обе эти группы припущенников экономически зависели от башкир-вотчинников, поэтому они тяготели друг к другу. Башкиры-припущенники выступали связующим звеном между пришлыми и местными крестьянами. Затем они сами первыми были растворены среди татар. Но и вотчинники имели непосредственный контакт с татарами. Однако социальное различие между ними сохранялось вплоть до отмены вотчинного права в 1917 г. Уравнение их в поземельных правах с другими привело к потере западными башкирами своего этнического лица.

Сильно способствовало данному процессу однотипное хозяйство. Западные башкиры, как и татары, жили оседло, занимаясь главным образом земледелием, сочетавшимся с животноводством и различными промыслами.

На межэтнические процессы влияла и религия. Для тесных контактов и сближения между ними не было религиозных преград, все они — мусульмане.

Взаимодействие западных башкир с татарами происходило в условиях полного отсутствия у них своей государственности. Впоследствии упомянутые уезды вошли в состав Татарской АССР, где башкиры полностью сменили свое этническое самосознание. В этом видна роль политического фактора. Однако этнической ассимиляции не произошло в других районах (Белебеевский, Бир-ский, Осинский уезды), хотя взаимодействие этносов проходило не менее интенсивно.

На этническую ассимиляцию в значительной мере влиял и демографический фактор, т.е. возрастание численности одного и уменьшение численности другого этноса. По V ревизии в этнически смешанных деревнях Бугульминского уезда татары и тептяри численно преобладали (62,2%). В Мензелинском уезде они составляли одну треть населения. По итогам VII ревизии припущен-ники преобладали над вотчинниками почти в 3 раза в Бугульминском, около 2,5 раза в Бирском, почти вдвое в Белебеевском уездах. Их было немного больше, чем вотчинников, в Мензелинском, Уфимском уездах.

Этому процессу способствовало и территориальное смещение татар и башкир. Перемещение татар, мишарей, тептярей из татар в башкирскую среду привело к численному сокращению башкирских деревень и увеличению этнически смешанных населенных пунктов. По этому фактору в 1795 г. Бугульминский уезд занимал первое место, смешанные деревни составляли здесь 89,7% (26 из 29 аулов). В Мензелинском уезде этот процент равнялся 58,7 (88 из 150 деревень). Их доля возрастала и позднее. По итогам VII ревизии в первом уезде не осталось ни одной деревни, где бы проживали одни башкиры; в другом — сохранилась одна четверть башкирских деревень. Остальные — смешанные аулы.

Последний фактор — смешанные браки между татарами и башкирами. У последних произошло значитель-



КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН


 


ное нарушение эндогамии. По Ю. В. Бромлею, при этнической ассимиляции в массовых масштабах удельный вес смешанных браков у поглощаемого этноса обычно значительно выше, чем у этноса, выступающего в роли ассимилятора. Этнос-ассимилятор почти сохраняет эндогамию. На деле же получалось, что башкиры брали в жены татарок больше, чем отдавали им. И такие брачные связи продолжались в течение нескольких веков. В итоге у западных башкир была разрушена эндогамия.

Близость западных башкир к татарам в языковом, культурном, социально-экономическом отношениях, одинаковое вероисповедание, численное преобладание татар в этнически смешанных деревнях, перемещение последних в башкирскую среду, нарушение эндогамии из-за роста смешанных браков не могли не ускорить межэтнический процесс. Вот откуда 200 тыс. западных башкир по переписи 1897 г., ассимилированных впоследствии татарами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1332 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2349 - | 2070 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.