Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет, структура и функции научной философии




Момент зарождения j-го знания - в античности. Предмет трактовался предельно широко. j вбирала в себя все науки, т.к. в античности еще не было дифференциации наук.

17-18 век – разделение наук. Появляется частно-научное знание. Физика, химия, биолология преобретают статусы отдельных наук. В этих условиях выделяется отдельное j-ое знание. j изучает наиболее общие стороны действительности, частные науки – отдельные (особенные).

Место j-ии в системе наук, ее предмет

Гегль пытался дать предельно широкое определение предмета: j-ия – царица наук, наука обо всем. Это определение связано с предпосылками гегелевской j-ии. По гегелю (объективный идеалист), во всем мире в основе – понятия. Общее понятие производят особенные единичные понятия, которые проявляются в природе и челов-ой жизни. Общее порождает общее и еденичное. У Гегеля чисто логическая ошибка. Не существует общее (чел., яблоко), существует нечто особенное (общее существует через особенное). Представление Гегеля как о науке обо всем не верно.

Через неск-ко десятилетий: А. Конт – подверг чел-ое понимание j-ии критике и дал альтернативное ОПР: общее само по себе не $, действительное $-ие есть только у единичных предметов. Еденичное, особенное изучают частные науки для j-ии места нет. j-ия не имеет своего предмета. Это умозрительная и спекулятивная наука. По Конту достаточно системы частных наук. Если продолжить логику Конта, еденичное понять невозможно, значит нельзя судить о мире как о совокупности вещей.

Эти 2 крайние трактовки предмета снимает науч. фил-ия, которая говорит, что j-ия – наука о всеобщем. Всеобщее понимается диалектически. Т.е. в единстве со своей противоположностью, особенным. Общее существует только через особенное. Особенное существует только в связи с общим.

j-ия – это не только наука о наиболее общих сторонах действительности, но и о всем многообразии особенных сторон. j-ия – наука о наиболее общих сторонах действительности в процессе их развития и сознания. Определение определяет проблематику и структуру науки.

Структура науч. j-ии.

1. Выделение структуры НФ по наиболее широким сторонам действит-ти.

j-ия выступает как система j-ких наук. 1) Ядро системы - общая фил-ия и фил-кая наука о мире в целом. Раньше эту науку называли идеалистический материализм. 2) Соц. фил-ия – наиболее общая наука о человеке и обществе. Далее все науки – на стыке ядра философии и частного научного знания. (фил-ия естествознания, а в ней можно выделить фил-ию биологии, химии, физики, матем-ки). Стык соц. j-ии с гуманитарными науками. Фил-я экономики, политики, права, истории, культуры.

2. Деление структуры по основной проблематике фил-ии и способу объяснения.

а) Основной компонент деления – материализм и диалектика. Они выступают как предельно лучшие теории, неравнозначные. Базовая – материализм, зависимая – диалектика. До сер. 19в. обе теории развивались порознь. Разв-ие ф-фской мысли показало, что материализм не в состоянии себя обосновать, т.е. не учитывает развития. Диалектика не может себя обосновать, т.к. существует на основе идеализма.

б) Деление на теорию и метод – по способу объяснения. Теория – описание, объяснение действительности, отвечает на вопр. что? Метод – подход к действительности или способ описания действительности, отвечает на вопр. как? Теория – ведущий компонент. На ее основе строятся методы, которые вытупают как способ дальнейшего развития теории. Диалектика и материализм выступают как теория и как метод.

3. Касается особенностей познания.

Фил-ия - это не только наука о мире, но и о процессе его познания Þ выделяют 2 компонента: отношения (наука о бытии) и гносеология (наука о познании). Фил-ия – система наук о познании. 1) ОВФ – об отношении сознания к материи. Существует противоречие: можно ли судить об отношении, не зная что к чему относится (нет, т.к. это пустое отношение). Фил-ия должна познать сам мир, чтобы выяснить каково отношение в мире. 2) фил-ия не занимается непосредственно фактами, она не делает первичных обобщений, она заимствует частно-научные обобщения, которые являются предметом философии. Фил-ия делает обобщение о мире в целом. 3) Энгельс: с момента возникновения НФ, Ф. изгоняется из общ-ва и природы, от нее остается царство чистой мысли.

Осн. представители гносеологизма: Ивенков, Кедров (50-е гг.)

60-е гг. – ряд аргументов. Возникает постулативная концепция Ф-ии. Аргументы: на основе конечного опыта нельзя судить о ¥-ти. Все наши суждения о ¥-ом мире – постулаты. Мир в целом непознаваем. Любое суждение о непознаваемости мира заведомо ложно. Т.к. мы не можем судить о познании, не зная то, что познаем (мир).

Функции НФ.

1. Теоритическая. (Ф-ия дает предельно широкую теорию, без которой любое частное суждение будет не достаточно, а зачастую и ошибочно).

2. Методологическая. (Ф-ия предлагает наиболее общие методы, подходы познания, которые в сочетании с частными научными методами дают объяснение действительности).

3. Прогностическая. (Ф-ия претендует делать прогнозы).

4. Мировоззренческая. (упорядочивает картину мира в человеческом сознании). 5. Воспитательная.

6. Практическая. (любое предельное обобщение должно быть подтверждено на практике и использовано).

7. Аксеологическая. (ф-ия дает ценностные ориентиры [Аксеология - наука о ценностях]).

 

Проблема сущности мира.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.