Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рационалистическая философия 17 века




17 век – англ.материализм и фр.дуализм. Разложение феодализма, зарождением и развитие капитализма, что свя­зано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Преобр-я в социальной сфере, в сфере по­литики. Развив-ся наука. Прим-ие механистич.метода Þ прогресс в познании физич. мира. Углубл.изучение природы Þ соед-ие ма­тематики с естествознанием. Философия Нового Времени гносеоцентрична (центральные проблемы–проблемы научного познания).

Фрэнсис Бэкон. Критика схоластики. «Знание–сила». Основа познавательной деят-ти – индукция, которая опирается на опыт. Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Познанию природы мешают идолы, призраки: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»: 1)Идол рода (люди объясняют мир, перенося на него свои качества; надо объяснять дейтвит-ть, исходя из действит-ти). 2)Идол пещер (схоласты объясняли действит-ть так: каждый смотрит на мир, исходя из личного опыта; надо исходить из мн-ва факторов: образования, воспитания, социального положения, национальности). 3)Идол площади/рынка (на рынке употр.понятия, связ.с несоверш-м языка, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения; надо выработать строг.категориальный аппарат). 4)Идол театра (люди больше доверяют авторитетам, а не своему опыту; нужно критично относится к мнениям авторитетных людей). Понятие материи как природы. Природа – совок-ть всех вещей. Прир.неподвижна. Предмет познания – природа. А религия важна в постижении мира свехест-го и в моральном воспит.чел-а. Признает Бога, но дейст-ть н/з от него. Всякое рассужд-е должно идти от фактов (эмпиризм).

Томас Гоббс. Атеист. Духовенство – причина общ.споров и невеж-ва масс насел-я, но религия – орудие управл-я верующими; важна в морал.воспит-ии. Придавал большое зн-е науке. Постиж-е истины с пом.рацион.мышл-я – Логики. Материя – высшая и единств-ая «субстанция», к-я отраж-ся в сознании чел-ка. Чел. – сложн. механизм, его созн-е возн. в рез. механич. движения. Суть вещи – протяженность. Осталась проблема первого толчка. Человек – эгоист, злое сущ-во, борется за матер.блага; борясь, люди убив. друг друга, нарушая естеств.право на жизнь; тогда люди заключ.договор Þ гос-ва. Без гос-ва люди – хищники. Считал справедливым насильств. D-ие общественного строя, оправдывал революции.

Джон Локк. Ученик Гоббса. Номиналист, деист. Сенсуалистическая теория познания: все дается в ощущениях; чел-ое созн-ие – «Tabula rasa»(чист.доска); знания приобр.из опыта (эмпирик). Процесс познания: 1) чувственное восприятие 2) анализ накопл-го опыта в психике человека Þ Знания: сенситивные (ч/з ощущения) и демонстративные (извлек-ся разумом). Еще $ интуиция (пробегает оба вида познания и внезапно усматривает истину) Þ знания бывают интуитивные. Первичные кач-ва предметов и явлений (пространственные и временные материальные стороны действ-ти) и вторичные (цвета, запахи, вкусы). Сенсуализм непослед-ый: непонятна связь первичн. и вторичн. кач-в. Дорабатывает концепцию договора: власть одного порождает возм-ть злоупотр-я властью. Надо разделить власть: исполнит., законодат., дипломатич. Пытался обосновать необх-ть парламентскиз форм правления.

Рене Декарт. Предлагает (1) всё подвергать сомнению (скептик; сомнение - процесс мышления; («Я мыслю, следовательно, я существую»); (2) исходить только из абсолютно несомненного; (3) мыслить только по законам дедуктивного мышления. 2 субстанции мира: природа – вещь протяженная, дух – вещь мыслящая. В основе познания – разум. Мир создан Богом и развивается по своим законам (без участия бога–деист). Бог – гарантия со$-ия природы и духа (Þ на практике 3 субс-ии: материя – делимая до бесконечности, дух – неделимая, Бог). Человек = дух+природа, к-ые $-ют ||, несвязно др.с другом. Познание: предлагает альтернативу сенсуализму – рационализм: всё знание изнач.заложено в сознании; в проц. жизни чел. эти понятия конкретизует, у него возн-ет понятие о действит-ти. Метод познания – дедуктивный.

Бенедикт Спиноза. Субстанция – это основание, причина всего, в т.ч. самой себя Þ она одна. Ее создал Бог Þ он и есть эта субстанция. Бог º Духу º Природе. Природа и Дух – проявления Бога. «Всё суть одно и то же», т.е. неподвижно Þ нет развития. Человек – часть Бога, себя нельзя почитать Þ противоречие с церковью. С. не согласился с врожденными идеями (их нет). Четыре способа познания:

1)Из общения с другими людьми(некритическое усвоение мнений)

2)Из беспорядочного опыта

3) Логическое познание причин и следствий

4)Прямое постижение истины–интуиция

Ступени познания(степени)– (снизу вверх)

· Стремление к истине (это процесс, истина развивается)

· Рассуж-я разума, к-ые с пом.наблюд-я приводят к «опосредованным» истинам.

· Восприятие чувственного опыта (это–высшая ступень)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 462 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2234 - | 2193 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.