Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема сущности сознания. Структура С




С - вторая из предельно широких категорий Ф, входящих в состав ОВФ. $-ет несколько подходов к определению сущности С:

1) Идеализм: С - первооснова реального мира и м/б понято только из самого себя; это нечто первичное, субстанция, сущ-щая сама по себе, согл. Своим внутр. законам.

а) Об. Идеализм: С - сущ-ет в отрыве от чел-ка, до чел. и до природы, и то и др. выступает этапами самопознания объективно-сущ-го С.

б) Суб ид-зм: в основе мира - некое инд-ое С, оно сущ-ет вместе с чел-ком и С есть ощущение.

2) С ч/з само себя неопределимо.

3) Вульгар матер-зм: С - материально; это жидкость, выделяемая мозгом (отождествление психической деят-ти с физиол-ой).

4) С т зр натурфилософии, С -вторично, свойство природ-го животного сущ-ва - чел-ка Þ парадокс несоответствия субстрата атрибуту. Субстрат - биол-ое, живое; атрибут – социальное (С). Как сложное м/б св-вом простого? (не удаётся соотнести С с биологическим)

5) Научн подход: С возн-ет в ходе развития матер.мира, оно не $-ло всегда Þ

1. Сознание вторично - возникает в ходе развития первичного, явл св-вом, отражением первичного.

2. Сознание - высшая форма отражения объективного мира, возн-щая в ходе его развития и явл-ся св-вом высокоорг-го матер сущ-ва - чел-ка.

Недост-ки опред-я:

а)опред-е множественное, громоздкое.

б) опред-е С идёт ч/з объект-й мир, четкая граница м/у ними не указ-ся.

В чем отличие С от мат. реальности?

3. С – идеально (в С-нии матер. предметы получают свое второе $-ние). Идеальное - предмет, пересаженный в чел. голову и преобразованный; предмет, лишенный своего непоср-го матер. субстрата и $-щий на базе др. матер. субстрата, универс-го (чел-ка).

4. С - субъективно. В идеальном обнаружено содерщание мира, но как таковое матер-ное там отсутствует Þ объек-ное содерж-е $-ет там в субъек-ой форме. С - суб-ная форма, обладающая объективным содержанием. Субъ-ное всегда замкнуто от др людей Þ оно явл в том числе осн-ем чел свободы. Субъективное м. иметь и позитивн и негативн роль:

"+" С в целом дает достоверное знание о мире, НО м. искажать наше представление о действи-ти, но искажение явл относит-ным.

 

Структура С. С - предмет исслед-ния не Ф-ии, а психологии (наука о психике и чел С). Ф интер-ся только предельно общими сторонами С. С т.зр. психологии, сознанике - высшая форма психич деят-ти, связ-я с трудом и речью. С не сводится к психическому. Псих-е зарождается у жив-го. Если говорить о психике чел-ка, то м. выделить след стру-ру:

1) биопсихика человека (очеловеч-я живот психика),

2) собственно чел-я психика (бессознат-е) - прибавка в псих деят-ти, возник-щая с появл-ем чел-ка за вычетом очеловеченной биопсихики.

3) сознательное - высшая форма собственно чел-ой психики:

А) чувство - некое логически недифф-ое восприяие дейст-ти (непонятийное), даёт первоначальные образы о мире.

Б) разум (интелект) - понимание сущностных сторон внеш мира и чел-ка, это понятийное отраж-е дейст-ти (выделяет из первичного материала сущность предмета).

В) воля - императивная, побудительная сторона, приводит в движение чувства и разум. Они все не сущ-ют др. без др. Если один эл-т у чел не развит, то др тоже. Самым сущ-ным эл-том явл разум, т.к. он раскрывает сущ-ть мира, чел-ка и место чел-ка в общ-ве.

 

 

Сознание (С) как продукт развития материи.

Концепция отражения.

Говоря о происхо-ии С, необх отметить, что Ф выясняет наиб общие и фундамен-ые стороны этого процесса. Если делать акцент на противоположности С и материи и доводить её до абсолюта, то мы не сможем объяснить возн-ние С, непонятно как одна противоположность порождает др. Для этого н. обнаружить единство, кот-е бы учитывало возн-ние С. Þ надо выделить в матер мире некое сво-во, кот-е было бы родственным сознанию. Фр. матер-ст Д.Дидро (18в) утв-л,что это св-во схоже со всеобщей чувствит-тью материи. Сейчас (Ленин) оно схоже с отражением. Отражение как свойство всей материи - всеобщая предпосылка возникновения ощущений и в конеч счете чел сознания, заложенная в самой природе материи.

Отражение - способность вз/действующих объектов (субстратов) воспроизводить св-ва др др. В процессе развития материи отражение проходит последовательный ряд форм развития. Концепция единого закономерного мирового процесса выступает поэтому теоретической основой исследования эволюции форм отражения, их закономерного усложнения, возникновения психики и сознания. В развитии св-ва отражения - 3 осн закономерности:

1) полнота отражения зависит от субстрата отражения.

2) субстрат способен отобразить т-ко те св-ва предмета, кот-е присущи ему самому.

3) суб-т способен отражать сложные качества предметов, если они присущи ему самому, без сведения их к простым.

Пример отражения:

1) На уровне макромех-го вз/действия отражение телами состояния др.др. имеет суммарный хар-р (тела отражают силу=М*Е, но не м. отобразить массу и энергию в отдельности). Отображение имеет случайный, эпизодич хар-р.

2) На ур-не живой материи (припособительный характер) - Раздражимость-спос-сть живой ткани отвечать возбуждением на внеш воздействия.

3) На ур-не биол формы материи - появление психического, индивидуального (животная психика отражает внеш кач-ва вещей (явления), а сознание отражает не т-ко явл-я, но сущности вещей как таковые).

Возн-ние сознания связано с трудом. Производя своё бытие, свою чел-ю сущность, чел-к д. отображать сущность окр. мира и самого себя. Т.к. хар-р отражения опр-ся природой матер-го субстрата отражения, след признать, что появл-е универсального отражения (сознание), способного воспроизводить бесконеч-е многообразие качеств реальн мира, обусл-но возникновением универсальной формы материи (всё бесконеч-е кач-ное многоо-зие матер мира).

Вторичность С от материи означает, что С возн-ет на основе беск-го многооб-я св-в предшествующих чел-ку форм материи, строится из них, представл высш.св-во, выводится из св-в предшест-щих форм материи.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 461 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.