Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение и сущность марксизма (М)




Предпосылки возникновения:

1) МФ(маркс-ая j) возникает в результате действия общечеловеческой потребности к знанию и самопознанию. Чел-ое $-ние и развитие невозможно без знания внешнего мира и самопознания. Поэтому, на каждой ступени истор.процесса общество создавало определенную, но противоречивую картину мира и трактовку своей сущности. В период капитализма возникает необходимость в научном знании т. к. переход невозможен без глубокого понимания мира, законов развития. Закономерная черта переходного периода мировой истории заключается в осознании человечеством своей сущности в единстве с пониманием сущности окружающего бесконечного мира – это есть общечел. предпосылки возникновения МФ.

2) Социально-экономические предпосылки: высокий уровень развития способа производства, что обусловило высокую степень овладения человеком материальными силами природы и общества; капитализм на зрелой стадии развития; соц. сила, которой по своему объективному положению в системе общественного производства месту и роли в соц. прогрессе был заинтересован в объективном взгляде на мир и самого себя – пролетариат.

3) Конкретно-научные предпосылки: научная философия – диалектический и истор. материализм была подготовлена система частных наук (дух имеющийся в 19в. систематизации выразился в трех открытиях: закон сохранения, превращения энергии; клеточного строения живого; эволюционная теория).

4) Философские предпосылки: базой развития оказалась j Фейербаха и линии развития диалектики, высшим результатом которой была идеалистическая диалектика Гегеля. Марксизм заключается в творческой переработке предшествующих взглядов, удержание всего положительного в них и отбрасывании неприемлемого, ложного. МФ = основной дух материалис-ой j-ии Фейербаха + рациональное зерно диалектики Гегеля Þ новая форма материализма – научный материализм, диалектический и исторический материализм.

Сущность МФ сводится к трем узловым моментам:

· коренному изменению социально-классовой природы j-ии;

· появлению научной j-ии;

· коренному изменению соц. функции j-ии.

Содержание, смысл и соц. направленность предопределяется природой рабочего класса, заинтересованного в переходе к бесклассовому обществу (в свободном развитии каждого индивида). Основные классовые интересы пролетариата совпадают с общечеловеческими интересами общественного прогресса. А в деятельности буржуазии общечеловеческое реализуется вопреки ее основным непосредственным классовым интересам. Социально-классовая природа пролетариата создает предельно широкую объективную установку, предопределяющую научный характер его j-ии. Научность МФ заключается в правильности и окончательности решения важнейших философских вопросов. МФ создавала верные понятия материи и развития, ОВФ в пользу материализма, сформулировала верную концепцию законов развития. Научность МФ обусловлена соц.класс. корнями. Это приводит к изменению соц. функции j-ии: философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

 

 

Экзистенциализм

Экз-м – j-ия $-ния (экзистенции). Иррационалистич. j-я.

Представители: Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, К Ясперс, Г.Марсель – религиозная, М. Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю – атеистическая ветви э-ма.

В Герм э. стал складываться после 1 мир.войны (обстановка озлобления и уныния). Нов.волна - Франция времен окупации и после 2 мир.войны.

Э-сты поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответств-ти. Исходный пункт j-ии Э. – изолир-ный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзист-ые проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта $-ия человека. Для Э имеет значение только его собственное $-ие и его движение к небытию.

Э-ты объявл.предметом j - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена, занята бытием” - (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл. неопределимым., и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому j не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Хотя бытие вещей соверш.непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь-то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Э - это j, единств. предмет кот. - человеческое $-ие, точнее преживание $-ия. Среди всех способов бытия $-ия Э ищут такой, в кот. $-ие раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего $-ия. В кончном счете это страх перед смертью. Человеч-ое $-ие определено к смерти, дв-е к которой придает смысл человеч-му $-ию. Смерть как небытие чел-ка явл. в то же время реальностью, бытием. Т.о. человек абс-но свободен перед лицом смерти (феномен свободы). Но в общ-ве чел-к принимает на себя определенную ответственность. Человеч-ое $-ие трагично. Трагедия чел-го $-ия порождена отчуждением чел-ка от общ-ва.

Э. представляет собой гуманистическое направление Ф. Чел. как личность творит самого себя, обретая свою сущность. Э. не смог дать жизнеутверждающую трактовку человека и его будущего, найти пути выхода из существующей трагедии существования.

Сартр. Все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн. из бытия и не может превр в ничто, то для j чел. $-ия, понимаемого как переживание, не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел-ое $-ие раскрывается лишь в “пограничных ситуациях” - страдание, борьба, смерть. Свобода: чел-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода. Однако своб. понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода пр/пост-ся необходимости. Такая свобода, пр/пост-мая необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж. действит-ти. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным”. Свобода есть мучительная необходимость. Характ чертой чел.$-ия явл. то, что он не сам выбирает условия своего $-ия, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел.$-ия $ потусторонняя реальность, кот. понимается как способ $-ия чел, состоящий в озабоченности чел, напр-ой куда-то вне его. Вн мир предст-т среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено. Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивид-сть, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Ч-к, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 740 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.