Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности диалектического метода




Д - составная часть диалектич-го материализма. Базовое понятие - категория развития (- всеобщ св-во мира). Д - Это общая теория развития (стала склад-ся в античности). Д связана с решением 2-го вопроса Ф - о развитии. Предмет Д - более общие стороны развития мира (природы, чел) и процессы их познания. В стру-ре Д 4 раздела:

1) Общая хар-ка Д как науки

2)Осн. Принципы Д

3) Осн законы

4) Узловые категории Д.

Осн. характеристики: Д - наиб общая наука о развитии, Развитие- движение от низшего к высшему, от простого к сложному Þ Ключевые категории: движение, понятие сложности. Движение - изменение вообще; снятие абстрактного тождества предмета с собой (А=А и не А одновременно). Сложное - единство многообразия. Предмет тем сложнее, чем > многообразия свойств, кот-е наход-ся в нём в единстве. Þ Развитие - прцесс усложнения, накопления свойств. Д имеет всеобщий универсальный хар-р, т.е. присуща бесконечному миру. Развитие мира никогда не начиналось и никогда не прекращалось, оно бесконечно. Вместе с тем Д (по Энгельсу) выступает в 2х формах:

I. Объективная: Д разв-я объект-го мира, природы и чел-ка как матер.сущ-ва.

II. Субъективная: Д разв-я субъективного мира, прежде всего чел. сознания.

В субъективной диалектике различают:

- диалектику логического мышления;

- диалектику познания в целом.

Þ диалектика выступает в трёх формах:

объективная диалектика, логика и теория познания.

Сознание - св-во чел-ка, возникает как чел-к, имеет вторич содержание, не обладает самост-ми источ.развития. Развитие в сознании предстает в отраженном виде. Природа сознания идеальна (есть специфика его развития). Со времен Гегеля Д делится:

1) Абстрактно-всеобщая: раскрывает только общее в развитии без относительно к особенному (традиционные принципы, законы, категории).

2) Конкрктно-всеобщая (раскрывает как развитие общего, так и в сжатом обобщенном виде разв-е всего многообр-я особенного, разв-е осн форм материи).

Д-кая теория (т.е. объяснение развития в природе, обществе и мышлении) лежит в основе Д-го метода (т.е способа подхода к познанию и изменению мира).

1) Стихийная диалектика древних (субъективная диалектика - Платон, Сократ, Аристотель). Гераклит: представил космос (огонь) в виде процесса противоречия. (объективная диалектика)

2) Идеалистическая диалектика Гегеля: движение через порождение категорий, которые связаны друг с другом. Идеалистическое отрицание - отрицание как таковое, удержание всего положительного, рационального, умножение того, что было

3) Материалистическая диалектика Маркса. Диалектика - наука о всеобщей связи. Две вещи связаны, если применение одной вызывает применение другой.

 

 

Принцип всеобщей связи.

Мир - единое целое, пронизанное всеобщей связью Þ всё в мире взаимосвязано. Связь - отношение предметов др.к др. Выделяют многообразие типов связи, среди которых:

1) Непосредственные - связь одного предмета с др, она всегда конечна, т.к. конечны сами предметы. Опосредованные - связи одного предмета ч/з др, она бесконечна, т.к. бесконечное число предметов.

2) Связь единичного с единичным, единичного со всеобщим.

3) Внутренние (м/у эл-тами одной S) и внешние (м/у эл-ми разных S).

4) Случайные (м. осущ-ться, а м. и нет) и необходимые (те, которые есть и не могут не быть; осущ-ся всегда, при люб усл-х).

5) Существенные (связаны с самой сущностью предмета) и несущ-е (внешние по отношению к сущности пред).

6) Причинно-следственные связи.

Наиболее существенным типом связи, кот-й пронизывает все типы, выступает закон. Закон - это повторяющаяся внутренняя необходимая существенная связь предметов.

Вопрос о соотношении необходимости и случайности:

1.Фатализм абсолютизирует необходимость: всё в мире предопределено, нет случайности. (Демокрит). Притча: лысый и черепаха: по пустыне идет лысый, вдруг на голову падает черепаха и убивает его. Внешне м. показаться, что это случайность. А высоко в небе летел орел с черепахой в клюве, не мог её разбить, внизу лысую голову принял за камень и кинул Þ Есть внешние законы. Необходимость как внешние законы.

2. Субъективизм (крайняя форма - волюнтаризм) абсолют-ет случайность: всё в мире случайно, нет необх-ти, законов. Если мы свободны в действиях, то сама жизнь оказывается по отношению к нам внешняя.

3. Научный взгляд: Необх-сть и случайность как противоположности действуют в единстве, а чтобы движение началось, необх. выделить определяющую сторону развития. Это - необходимость. Она абсолютна, случайность - относительна. Случайность - момент, сторона, проявление необходимости, а необх-сть действует ч/з всё многообразие случайностей. Всё в мире возникает случайно, но в силу железной необходимости (закономерности).

Существует 2 частных случая принципа всеобщей связи:

1) Конкретно - исторический подход (необходимо учитывать все связи)

2) Принцип основного звена (всегда необх. выделять определяющий тип связи).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 597 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.