Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Французский материализм 18 в




1) Фр.материализм: Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро.

Французские философы,, защищали принцип мате­риальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития ор­ганизмов.

Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время прибли­жающегося торжества разума, победы просветительских идей, в «век триумфа философии»(Вольтер).

Очередной прорыв науки (химия, биология). Развив. науки о чел-ке. Бефон док-л, что чел. возник. Выяснилось, что гос-во не всегда существовало. Природа первична. Природа – совок-ть всех вещей. Кроме мех-их св-в природа выдел.хим.и биол. Французы – атеисты. Все возник.из природы. 2 уровня познания: чувственное и логическое (рациональное). Мир дается в ощущениях, к-ые обрабат-ся законами логики и превр.в нек-ые понятия.

Разв-е: идея разв-я отсутствует, но развив-ся идея дв-ия. Движение – изменение вообще. Движение абс-но, покой относителен.

Видение чел-ка: Чел-к – природное сущ-во, облад.спос-тью мыслить, т.е. сознание само по себе не $; это кач-во чел-ка как прир-го сущ-ва. Человеч.природа (Ламетри): живое, т.е. биологич. А не механич.форма реальности.

Жульен Офре де Ламетри. Доказывал, что форма неотделима от материи и что материя связана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться не столько способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек есть такое же животное, только отличается развитием ума («Человек–машина»). При этом изучал человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с элементами эволюционизма.

Возник?: Откуда берется сознание. Дидро: у природы в целом есть нек-ое св-во, родственное мышлению, но мышл-ем не явл-еся. Это св-во – всеобщая чувствительность. Вывод: сознание природе не чуждо. Сознание рождается из природы.

Дени Дидро – внес некоторые элементы диалектики–идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до чело­века тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оце­пенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Специфическими особеннос­тями жизни являются раздражимость и чувствительность, Материалист. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Чувство- свидетельские показания, разум есть судья. Он не должен отрываться от ощущений, но и не должен безоговорочно им доверять. Методы познания--- наблюдение и эксперимент. Суждение, понимание--- далее. Все знания приходят через опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.

Общ-во: углубление в теорию общественного права и обществ.договора. Руссо. Люди изнач-но жили в общ-ве, где все были социально равны. Вдасть Î всем Þ понятие народного суверенитета. Но от природы люди не равны. Более сильные и умные стали захватывать собст-ть более слабых и вместе с собст-тью узурпировать власть. Т.о. гос-во – рез-т насилия и обмена. Гл.призыв Руссо – восстановить народный суверенитет.

Представление об общественном прогрессе: Кондорсе «Эскиз чел-кого разума», идея абс-ного прогресса. У Кондорсе развив.не чел-к, а мышление. Прогресс в истории – прогресс мысли, а не чел-ка вообще.

Поль Генрих Дитрих Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольба­ху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье за­ключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она–своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Голь­бах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Материальные процессы–являются строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства которых--- протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс, благодаря которому тела переносятся с одного места на другое; 2. внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Г. доказывает универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы действовать. Природа получила свое движение от себя самой(никаких первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может существовать Движение есть необходимый способ существования материи.

2) Англ.субъект.идеализм: Беркли, Юм.

Джордж Беркли – родоначальник. Критика англ.матер-ма. Чел-к воспринимает только свои «идеи», ощущ-я; Мир есть комплекс наших ощущ-й Þ $-ие вещей сост.в их воспринимаемости. Идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, к-я активна и может порождать идеи. Беркли признает Бога. Бог – гарант $-ия мн-ва сознаний. Т.о. мир – комплекс ощйщений Бога. Отвергает локковскую теорию первичных и вторичных качествах, объявляя все качества субъективными.

Давид Юм. Знания имеют опытное происхождение. Опыт дается нам через чувства, и у нас нет возможности определить меру соответствия наших представлений объективной действит-ти. Невозм.достоверно говорить о $-нии какой-либо действит-ти. Þ Скептик (сомневается во всем). Бог – комплекс наших ощущений. Агностик – мир не познаваем. Трудность: не можем судить о его познаваемости.

 

 

Кант

Докритический период: гипотеза возн-я солн.сис-мы из первичной туманности (опора – теория Ньютона), к-я отбросила попытки объяснения природы с пом. предст-я о «первотолчке». Вводит диалектич.принципы: в физич.реальности $ 2 противоп-но движущиеся силы (сила гравитации и сила инерции).

Критический период: дуализм. Обо всем ¥-ом мире судить не можем, мир непознаваем. 2 понятия: вещи-в-себе (ноумены, сущности – материализм ) – непознаваемы, «трансцендентны» и вещи-для-нас (феномены, какие они нам являются – суб.идеализм и агностицизм ).

Пытался примирить материализм и идеализм, науку с религией.

Доводы в пользу агностицизма:

1.Когда объективно сущ-щие вещи дейст. на наше созн-е, оно не может изм-ся иначе, как в соотв-ии со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те изм-я, к-ые они производят в нашем созн-ии.

2.Решение проблемы ощущения: чел. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для св-в внешних вещей.

3.Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-й, объект-й мир всегда шире того, к-й представлен в нашем чувственном опыте, мы не способны делать на основе опыта заключения истинной или строгой всеобщности. Действительное мировоззрение принципиально невозможно. (Научный материализм мог появиться только пройдя критику Канта способности чел. разума к познанию сущности беск-го мирового целого)

Вещи-в-себе действуют на органы чувств, в нашем сознании рождаются образы и понятия. Процесс познания (ступени):

v Созерцание. Хаос ощущений (не отраж-их собст. природы вещей) упорядочив-ся с пом. 2 априорных форм (созерцания) – простр-ва и времени. Априорное – доопытное, не выведенное из чувственного опыта. С пом. пр-ва и времени чел-к создает чувств. картину мира.

v Рассудок. Эта картина снова упоряд-ся с пом. априорных категорий (мышления: 12 шт.) – единство, мн-во, реальность, ценность, отриц-е, кач-во и др.. С пом. категорий мышл-е создаёт науку, формулирует законы науки, к-ые отнюдь не Î самой природе, а «предписаны» ей чел-им мышл-ем.

v Разум. Ничего не созд. заново. Он имеет дело с обобщениями, полученными рассудком. Обладая априорным стремлением к завершенности мысли, разум групп-ет и завершает мысли в виде 3-х идей:

Ø Космологической (о внеш.мире)

Ø Психологической (о душе)

Ø Теологической (о боге)

В основе космол. идеи 2 действующих фактора:

® Стремление знать сущность внеш.мира

® Невозможность перехода ч/з пропасть м/у феноменом и ноуменом

Когда разум доходит до этих обобщений (в рез. дейст-я этих факторов), он запутывается в неразреш.противоречиях – антиномиях чистого разума. Каж.антиномия сост.из тезиса и антитезиса:

1) Мир конечен в пр-ве и во времени – Мир бесконечен в пр-ве и во времени

2) Мир сост. из простых вещей – Мир делим до бескон-ти

3) В мире всё движется – В мире всё покоится

4) В мире всё $ по необх-ти – В мире всё случайно

5) В мире $ абс-но необх-ое сущ-во – В мире нет такого сущ-ва

 

Разум не может выйти из парадокса, т.к. мир непознаваем.

Кант впервые в Новое время показал, что мышление с необходимостью приходит к неустранимым противоречиям. Конечное и бесконечное – противоположные понятия, к-ые не м/б совмещены.

 

 

Гегель

Основа – 2 фунд. понятия: абс. логическая идея и развитие.

Логич. идея – мысль, сущесвующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека. Природа и человек – лишь рез-ты или ступени мышл-я, логич. идеи. Идея мыслит по законам логики, к-ые явл. законами разв-я. Логика Гегеля – диалект. логика.

Развитие – дв-е от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. Разв-е идеи – процесс ее самопознания, дв-я к истине. Каж. послед-ая ступень познания выступ. в кач. истины предыдущей и находит свою истину в последующей.

Осн. законы разв-я:

1) Переход кол-ва в кач-во и обратно

2) Единство и борьба противоп-тей (или «тожд-ва противоп-ей»)

3) Отрицание отрицания

Ступени разв-я идеи: Логика, Природа, Дух. Логика – тезис, Природа – антитезис, Дух – синтез.

1) Логика. Идея, $-уя до природы, пр-ва и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. Здесь 3 ступени разв-я идеи: бытие – сущность – понятие.

Ø Чистое бытие – чистая мысль как таковая, лишенная определений и характеристик. Бытие – ничто. Чистое бытие логически превр. в небытие, тожд-нно небытию. «Бытие и ничто суть одно и то же». Эта фраза ввела диалект-й способ мышления противоположностями, к-ые не остаются в их абс-ой разделенности, а образуют единство, переходят др. в др. (становятся тожд-ми), оставаясь противопол-ми, благодаря чему происх. процесс разв-я мысли. Борьба бытия и небытия создают становление, в рез. к-го рождается наличное бытие, в свою очередь переходящее в качество, кол-во и меру.

Ø Сущность и понятие. Противопол-ти отражаются, рефлектируются др.в.др., «взаимопроникают друг друга».

2) Природа. Идея переходит в инобытие. Природа вкл. 3 «царства», или ступени: механика, физика, органика, к-ые явл. выражением разв-я идеи, скрытой под материей с её пр-вом и временем.

3) Дух. Идея «возвращается в самое себя». Дух предст. собой идею, выраженную в чел. общ-ве. Идея, пройдя ряд послед-ых этапов разв-я, приходит к осознанию самой себя в целом («абсолютный дух»).

Принцип, опред-щий разв-е общ-ва: «все действительное разумно, все разумное действительно»

В j-ии Гегеля действительным явл. лишь то, что необходимо. Только небходимое оказывается разумным. Необходимым, в свою очередь, выступ. лишь то, для чего $-ют объект-ые усл-я.

Развитие абсолютной идеи бесконечно.

Идеализм и диалектика. j-ия Гегеля содержит неразрешимое внутреннее противоречие м/у идеализмом и рациональным содержанием диалектики. В основе разв-я – логическая идея Þ диалектика получает непоследовательный, ограниченный характер, т.к. разв-е в сущности должно прекратиться, как только идея познает саму себя. Диалектика Гегеля была идеалистической и Þ незаконченной, непоследовательной, повернутой в прошлое.

Т.о. Гегель продемонстрировал, что диалектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.

Развитие трактуется им как порождение единичных вещей общим (субстанцией), что неверно. В реальной жизни ничто единичное не рождается из общего как такового.

Гегель подверге критике агностицизм Канта.

 

Фейербах

Критика идеализма. Первонач. Ф. увлекался ф. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. Ид-м есть рационализированная религия, а j и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в осн. j - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Þ критика религии. Религия и близкая к ней по духу идеалистич. j возникают посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действит-сти принадл. ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религ. заблуждений необх. понять, что ч-к - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Матер-зм Ф-ха антропологический. Он не сводит всякую реальность к механич. движ-ю и рассм. природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Ф. – не понятие материи, а ч-к как психофизич. единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф. отвергает его идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде всего как духовное существо. По Ф., тело в его целостности как раз и составляет сущность чел-ского «Я»; дух.начало в ч-ке не м/б отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Чел.природа толкуется Ф-хом преимущ. биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеч. рода. Т.к. обществ. жизнь людей является по существу практической, Ф., упускает из виду роль практики как в ходе историч. жизни человека, так и в процессе познания. Ф. полагает, что ощущение составл. единств. источник познания. Только то, что дано нам через органы чувств обладает подлинной реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как физич. объекты, так и психич. состояния других людей; не признавая никакой сверхчувств. реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного познания с пом. разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выраж в том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие объекта первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый объект для ч-ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к признанию его объект-го $-ия, а тем самым к признанию $-ия вообще внешних вещей. Из внутр. связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистич. мораль, кот. должна встать на место иллююзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям. Антроп. мат-зм Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля. Ф. встал на защиту именно природ-биол начала в чел-ке.

Ф. отбросил идеализм вместе с его рациональным зерном – диалектикой. В объяснении общ-ва по-прежнему сохр.идеализм: история движется благодаря D-ию идей, прежде всего вследствие перемен в религии. Идеализм в объяснении общ-ва и метафизика находились в неразрывной связи в воззрениях Ф-ха. Источник ид-ма в его j-ии коренится в ограниченности понятия материи как природы, бесконечной совок-ти вещей. Необходимо было вкл.в понятие материи идею разв-я. Материализм не мог быть научным, «достоверным до верху», if он оставался метафиз-им.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 365 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.