Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохи возрождения




Ф-фия как наука. Критерии науч-ти в Ф-фии.

Ф-фия – любовь к мудрости. Объект Ф-фии - мир в целом, вкл ч-ка. Предмет Ф-фии - наиб общие стороны дей-сти мира и ч-ка, процесса их разв-я и познания. $ 2 т.зр. об истории Ф-фии:

1) Гегель. Предмет Ф-фии - весь мир в целом,→ он отождеств предмет и объект Ф-фии и счит ее царицей наук, кот заним-ся всем подряд.

2) О.Конт. Основ-жник соц-гии и позит-зма. Ф-фия вообще не имеет пред-та,это спекулят наука. С-мы наук дост-но,чтобы изучать мир.

Разв-е Ф-фской мысли - это непрестанное поступ-ное движ-ие истины. Истина - адекват знание о дей-сти, поэтому любая наука - наука, если ее знания адекватны.

Критерии науч-ти:

1.Наличие достат эмпир базы (факты д/б провер-ми, их д/б дост-но).

2.Адекват методы иссл-ния(хороший инструм-рий,методы и метод-гия).

3.Наличие практич пров-ки; глав м-д пров-ки в гуман знании - сама жизнь. Жизнь – пров-ка знаний ч-ка о ж-ни.

4.Наличие категориального аппарата, т.е. д/б категории, причем сис-мы категорий, где категории – строгие определения.

5.Наличие строгих логич.процедур выведения знаний, в т.ч. доказательств.

Ф-фия пытается рассуждать о ∞. Парадокс бесконечности: Чел. опыт всегда конечен и ограничен, но возм-но ли на основе конеч. опыта познать ∞ (проблему поставил Кант – попал в парадокс лжеца: «Все лжецы Þ я лжец Þ я солгал» Аналог-но, утв. о непознаваемости заведомо ложно). Решения:

1)парад-с возн, когда мы разводим в разн стороны конеч-ть и ∞-сть. ∞-это отриц-е всякого конеч-го. Но мы не объясняем, что есть бесконечность сама по себе. Она сама по себе не $. $ ∞-ть чего-то конкретного. М. предпол-ть, что ∞ - бесконеч ряд конеч вешей, т.е. ∞ - такое отриц-е конечного, к-ое в себя это конечное вкл.

2)если ∞ сост из конеч-го, то конечным (как своей частью) она каким-то обр. предст-на. Вывод:познавая конечное, мы одновр-но познаем и всю беск-сть.

Чтобы понять, что такое электрон, не надо изучать все эл-ны.

Гносеологический вариант реш-я: гносеология – теория познания.

Онтологический вариант решения – если противопоставить чел-ка бескон-му миру, то чел-к – универс. Существо. В нем, как в конечном существе, вся беск-ть уже представлена. Þ Он способен отн-ся ко всему ∞-му миру сразу и его познавать. Ч-к преобраз мир и пр-ду в целом. Филос-я - это наука о всеобщих законом-тях, кот подчинены как бытие (прир. и общ-во), так и мышл-е ч-ка, пр-сс позн-я.Ф-фия не может обойтись без пост-ки глоб lim-ых вопр-ов.Ф-фское созн-ие присуще кажд ч-ку, только у обывателя оно слабо структ-но.

 

 

Ф-ия и частные науки.

Ф-ия – это концентрат частно-научного знания. Она раскрывает общие стороны действительности.

Система частных наук:

1) естественные науки: физ., химия, биол. – фундаментальные. Существуют и прикладные науки.

2) гуманитарные:социология, история, фил-ия, психология, политэкономия – фундаментальные. Прикладные: статистика, микроэкономика.

3) технические.

В основе отношения ф-ии с частными науками лежит диалектика частного и общего. Общее не существует само по себе, оно существует через особенное. Особенное существует только в связи с общим. Ф-ия связана с частными науками. В противном случае, она будет умозрительна. Частная наука всегда привязана к философской проблематике. Ф-ия разрешает проблематику частных наук.

 

Ф. И частные науки.

Частные науки изуч-т отдельные, частн стороны действ-ти => предметом явл-ся особеенное.

Выделяют:

1)Естест-ые част науки.

2)Гуманит. част науки.

3)Техн-ие част науки.

Среди них можно выделить:

1)Фундам-ые науки.

2)Прикл-ые науки.

Фил – наука о всеобщем, предельная сторона действительности. Общее не сущ само по себе, а сущ в отд предм, проявл через един, особ.

Взаимосвязь между Ф. и частн. науками – связь общ. и особ.; понимание основ. на диалектике категорий всеобщего и особенного (частного).

Ф. зависит от частных наук.

Ф. зависит от эмпирических данных, установленных част науками. Философское исследование, используя специфические фил. формы абстракции, связ. с категориями Ф., произв. глубокую обработку материалов частных наук, находя в них скрытое содержание, т о происх углуб содер част науки. Ф дает пред обобщ – разреше противор частн наук. Т.о. частн. науки подготавливают появл. ф-ких абстракций.

-Иногда ф заним спекуляцией. Зависимость выражена в каждой ист. форме материализма: античный мат. – наивный, его диалектика – стихийная, т.к. нет конкретно-научной базы; 17-18 вв – механистичный.

Роль Ф. в развитии науки.

Особенное, как предмет частных наук, $ только в связи со всеобщим è не может рассм. вне связи со всеобщим. Частнонаучное описание всегда принципиально неполно и должно дополняться философским объяснением.

Выделяя предмет науки всегда исходят из представления о целостном внешнем мире, $ вне сознания. Убеждение в $ внешн. мира может быть стихийной или осознанной предпосылкой частнонаучного мышления. Это первая, наиболее широкая ф-я Ф. в развитии частн. наук.

 

Проблемы, полное реш. кот. ср-вами частн. наук невозм.:

(1)природа каждой из областей действительности (необх. выделить области действ, а для частн наук это невозм);

(2)проблемы разв. каждой из особенных форм материи (необх рассм с позиций ЕЗМП);

(3)проблема человека.. Чел. занимает необх. и закономерное место в сист. бесконечного мира.è каждая частн. наука приходит к проблеме человека (антропный принцип).

Ф. доводит обобщение до предела и дает возможность развития частных наук дальше.

 

 

3. Основной вопрос Ф-фии. Это вопрос об отнош созн-ия к материи.

Это вопрос об отношении сознания к материи. 3 основных уровня ОВФ: 1. Существует 2 стороны:

1) Вопрос о первичности: что является первичным: материя/сознание, следовательно, что выступает в качестве вторичного, производного. П ервичность – это а) что $ первым, т.е. что чему предшевствует б) что явл.св-вом или проявлением другого: созн-е Î высокоорг-ой материи или материя – проявление созн-я в) что отражает другое: созн-е отображ.внешний для него матер.мир или материя – отобр-е некоего духа. Существует еще формулировка о первичности/вторичности – что лежит в основе мира: материя или сознание. Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности: монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю); дуалистический – отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала – материю и сознание.

Материализм -течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное- сознание, которое производно от материи. Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений. Идеализм: в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Идеализм делится на две формы: субъективный и объективный.

Объективный идеализм: (Платон, Гегель, Сократ, Аристотель, неотомисты) за первичное принимается сознание, существующее независимо от материального мира и человека. Сознание – идеальное ощущение действительности. Бог→всякая религия – объективизм или идея, кот разв-ся сама из себя. Это созн-ие порожд прир-у и ч-ка в целом (Платон, Арис-ль, Гегель(самая разраб-ая S-ма)).На сегодня объек ид-зма не сущ, ничего new в нем не созд-ся, только модер-ция;19-20вв разв-сь,но не устоя-сь.Объек ид-зм всегда связ с глоб парад-сами(во-первых с ОПР Бога:Как Бог м. будучи идеальным творить свою противоп-сть-природу? Он соверш-н, а творит несоверш-ное). В основе об.ид-зма лежит софизм (подмена понятий) – активность материи приписывается сознанию, в рез.чего созн-е объявляется первичным, а материя – производной, зависимой, вторичной.

Субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах, экзистенциалисты, неопозитивисты) – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) т.е. мир-это ощущение. Беркли: вещи есть комплексы ощущений (ощущения – отражение внешних простейших свойств предмета); существовать – значит быть воспринимаемым. Восприятие-отражение предметов в целом в голове воздействующее на наши органы чувств. Нет восприятия – нет и предмета. Мы знаем мир, и мы его не знаем- силлогизм -2 вз/искл понятия. Сами ощущ-ия не м.б. крит-ем проверки. По Беркли сущ только одно созн-ие. Суб.ид-м приводит к солипсизму (солюс-один, ипсо-сам)-для ч-ка $ только он один, остальные люди – комплексы его ощущений.

Вывод- ид-зм объяс-ет мир исх из созн-ия, из чел смысла, припис природе св-ва, кот. там отсут-ют.

Аргументация: А)Классич-ая (Беркли): 1) все,что мы знаем о мире, мы знаем при пом наших ощу-ий;2) но откуда знать, что за нашими ощу-ями есть реальн мир;3)пров-ть мы м. только при пом ощущ-ий, →логич ошибка в рассуж-ях. Б)Чел-ая деят-ть всегда осознана. Прежде чем ч-либо сделать ч-к имеет план → план первичен → созн-ие первично, мысль м. забегать вперед.

Общечел.предпосылки ид-ма: Стремл-е ч-ка к позн-ю окр.мира. Не зная действит-ти, чел-к не может в ней $-ть. Соц-экон.предпос-ки ид-зма: 1)разд-ние труда на умств и физ-кий, относ-ая самост-сть умств труда. Пока матер труд примитивен, а умств сложнее, будет господ-ть ид-зм. 2) Классов.предп-ки: разд-ие труда порожд. разд-ние об-ва на классы, господский класс заним.орг-ей труда → мысль выше (ид-зм), к ид-му тяготели консерв.классы напр.буржуазия. Гносеолог(связ с позн-ием) предпос-ки: 1) Возможность ид-ма и религии заключена в любой абстракции, любом обобщении, но ид-зм возник в мом., когда абстракции придается самост-ое $-ие, когда общее понятие отрыв-ся от опред вещей; 2) Некритич.отнош-е к осмысленному хар-ру чел.деят-ти.

Этапы(формы) матер-ма (по понятию материи):

1. Наивный м. (натур-ф-я антич-ти) под материей поним. Первовещество - одну из 4х стихий. Позитивный М.: 1я попытка объяс. Природу исходя из ее св-в. Негатив.М.: попытка всю дейс-ть объяс., исходя из частного конкр.св-ва (исп. Какую-л. стихию).

2. Метафиз м. (натур-ф-я. Нового врем): Бэкон, Гоббс, Локк, Фейербах. Материя понималась как природа. Бэкон – «прир.- совок. Всех вещей», с 1 стор Природа-понятие пред. широк.,с др – перечислительное и экстенсивное. Гоббс в кач.св-в всех вещей выдел. Механич.св-ва, в частности «протяж-ть». Французы дополнили св-ва природы хим-ми и биолог-мии. Особ-ть: понятие природы на чел-ка не распростр. Недостаток метаф.М-ма: метафизичен, т.е. отриц. дв-е, развитие.

3. М русских революц-демокр. Белинс., Добролюб., Герцен, Черныш. Материя – тоже как природа + вводят идею развития природы.

4. Демокр.м. (науч., марксизм). Маркс, Энгель, Ленин. а)Новое понятие материи – объектив.реальность, т.е. сущ-я до, вне и н/з от созн. Это определ-е носит качеств, интенс.хар-р. Распростр. и на чел-ка, но есть трудность: как чел.может $-ть н/з от того, что он мыслит. б) Материя развив-ся (концепция мирового закономерного разв-я) в) Новая концеп-я чел-ка – это соц.-матер.сущ-во, гл. св-во – труд. г) Нов.концеп-я историч.процесса – чел. как и материя развив. д) Обнаруж. объект. критерий истины – общественно-историч. практика.

Аргументация: все аргум-ты основ. на науч.данных.

Общечел.предпосылки – стрем. к позн.окр.мира. Соц-экон. – утв. Матер-ма связ. с разв. матер.труда.; наиболее прогресс-ые. классы тяготеют к материальной Ф-ии. Гносеолог. – всякое круп науч откр. – этап матер-ма.

2) Вопрос о познаваемости (вопрос о том как относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру; можем ли мы в сознании отразить этот мир правильно, точно, адекватно). Агностицизм: мир не познаваем. Аргументация: Юм восходил к Беркли (природа ощущений), к Канту (проблема ∞:на основе конеч опыта нельзя познать бескон-ть): 1) Послед-ый агнос-зм (отриц познание вообще); 2) Непослед.: отриц позн-ие общего, но признает позаваемость отдельных предметов.

Когнитивизм – критика агностики. Аргум-ия – практич.прверка.

2. Тройственный вопрос, т.е. сост. их 3х?-ов: вопрос о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения сознания к миру. Можно ли судить об отн-нии,если мы не знаем,что к чему отн-ся. Рассм-ся сущ-сть созн-ия,материи и сущ-сть отн-ния созн-ия к материи.

3. Вопрос о сущности мира, человека, его месте в мире, перспективах существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.

 

Второй вопр Ф-фии

Вопр о разв-ии мира.Сущ 2 лагеря:

1) Учение, отриц. разв-ие – метафизика (Элеаты):

а) Собствственная (все покоится, движ-ия нет)

Зенон-все в мире покоится. Док-во: 4 апории (парадоксы):

1.Ахиллес и черепаха. Если мир делим, то быстроног. Ахиллес никогда не догонит черепаху. М/у ними всегда б.ост-ся расст-ие, если неделим, то они в одной точке.

2.Дихотомия.Если мир делим,то движение нач-ся не м. Чтобы пройти какое-то расст-ие, нужно пройти ½,½, и т.д. Если мир неделим, то мы все в одной точке.

3.Стрела: Летящ. стрела поко-ся. В кажд мом.вр. острие стрелы должно нах-ся в определенной точке пр-ва Þ дв-ие = ∑ моментов покоя. Þ дв-ие $ в ложном чувственном восприятии. Оба реш-я (летит и поко-ся) неверны, противопол-сти не связаны. Стрела летит и поко-ся одновр-но

4. Стадий - 3стадия теперь неверна, там была ош-ка.

б) Релятивизм (все движ-ся, но это понятие абсолютиз-но)

Кратил (ученик Гераклита): В одну и ту же реку нельзя войти и одного раза, т.к. непрер.изм-ие вещей делает невозможным их правильно назвать.

2) Учение, призн. разв-е- диалектика:

а) стихийная, парадокс-ная

Гераклит - соврем-к Зенона – «все течет, все D-ся», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Считал первоматерией огонь.

Кант

б) последовательная.

Гегель созд науч формулу диалек-ки, с пом кот м. реш любой парад-с: А=АĀ. Движение -всякое измен-ие вообще. Это снятие абстракт тожд-ва предмета с собой(т.е. А=А). Движение это есть изменение вообще, а развитие - движ-ие от прост к сложн, от низш к высш. Это не всякое движ-ие, а т. качеств изм-е. Движение есть абстракт сторона развития, в кот все качеств изменения изм-ся.

 

 

Антич матер-зм (лекц.)

Основа мира-материя или природа. Ид-зм объяс-ет дей-сть исходя из созн-ия,из св-в ч-ка,т.е. припис природе св-ва. М-зм в отлич от ид-зма объяс-ет мир из его собств св-в.

НатурФ-фия (огранич-й,непослед-й метафиз м-зм): Под материей поним. Первовещество - одну из 4х стихий. Позитивный М.: 1я попытка объяс. Природу исходя из ее св-в. Негатив.М.: попытка всю дейс-ть объяс., исходя из частного конкр.св-ва (исп. Какую-л. стихию).17век-попытка объяс-ть мир из механич св-в,т.к. физика-статус науки. Любой пред-т имеет свои механ св-ва,но слож. св-ва на основе механич-х необъяс-мы. Прир сов-сть вещей рассм-ся с этими св-вами. Пон-тия экстенс-ые, но ч-ка снова объяс-ть нельзя.Ч-к-понятие идеальное. Ч-к не подпадает под ОПР прир-ы и натурФ-фия объяс-ет ч-ка как мыслящее жив-ное,дух-прир сущ-во,собств-челов-ское,в кот дух и созн-ие, →попытка объяс-ть ч-ка исходя из созн-ия. НатурФ признают движ-ие,но не м. объяс-ть разв-ия -это метафизичность.Аргум-ция основана на прак-ке и эксперим-ых данных. Милетская школа – предст-ли: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего сущ-щего. Мир един, у него есть какое-то одно основание. Фалес объяс-ет прир и ч-ка исх из св-в воды. Без воды нет жизни, 3 агр.сост-я в-ва, у всех вещей есть св-во воды. Вода подвижнаÞизменчивость действ-ти. Недост-к в том, что выделяя конкр св-во, натурФ-фы не м-ли объяс-ть всей дейст-сти. Частных св-в недост-но для объяс-ия мира. Природа-сов-сть всех вещей.(!Понятие это слабое,т.к. оно перечисл-ное,экстенсивное.Перечисляя вещи, мы не знаем,чем они явл-ся;отсут-ет кач-во.) Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачеств-ое вещество (апейрон). Возн-ет догадка об D-чивости мира, о сгущении, разряжении Ап-на. Ап-н не им. границ, но из него обособляются тёплое и холодное - качественные пр/пол-ти, кот дали начало всем вещ-вам. Т.е. живое возн-ет, а не $ постоянно. Анаксимен - в кач-ве первоначала брал воздух. Вещи образ.путем сгущ/разряж-я воздуха. Ставит пробл.чел-ка: считает что в основе чел-ка душа, душа связ.с дыханием, т.о. чел.сущность и сущ-ть мира им.одно основание – воздух. Школа не сделала никаких научных открытий – матер-ты, диалек-ки. Ионийская школа. Гераклит разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд. и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеол-ии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рацион. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они д. обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. ед-во как рез-т сочет. пр/пол-стей. Борьба пр/пол-стей з-ном-ть., т.к. явл источн. созд-я мира. Пр/пол-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийная диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое, пребыв. в пост. движ.и изм. Кратил - ученик Гераклита, релятивист (все движ-ся, но это понятие абсолютиз-но): В одну и ту же реку нельзя войти и одного раза, т.к. непрер.изм-ие вещей делает невозможным их правильно назвать. Эллейская школа - Ксенофан, Парменид, Зенон - считали главной пробл-ой проблему бытия и мышл-ия. Мир чувств искажает действит.мир. Заключ-е о неподвижном бытии. Бытие - это то, что м. познать только разумом, а не органами чувств, потому что только мышл-ю дано неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия. Для Зенона бытие непротиворечиво, поэтому против-ое бытие – мнимое. Парад-сы З. сводятся к док-ву того, что 1)логически множеств-ть вещей мыслить невозм-но 2)допущ. Движ-я привод-т к противор-ю. «Все в мире покоится». Док-во: 4 апории (парадоксы):

1.Ахиллес и черепаха. Если мир делим, то быстроног. Ахиллес никогда не догонит черепаху. М/у ними всегда б.ост-ся расст-ие, если неделим, то они в одной точке. 2.Дихотомия.Если мир делим,то движение нач-ся не м. Чтобы пройти какое-то расст-ие, нужно пройти ½,½, и т.д. Если мир неделим, то мы все в одной точке. 3.Стрела: Летящ. стрела поко-ся. В кажд мом.вр. острие стрелы должно нах-ся в определенной точке пр-ва Þ дв-ие = ∑ моментов покоя. Þ дв-ие $ в ложном чувственном восприятии. Оба реш-я (летит и поко-ся) неверны, противопол-сти не связаны. Стрела летит и поко-ся одновр-но. 4. Стадий - 3стадия теперь неверна, там была ош-ка. Решение:Гегель созд науч форм-лу диалек-ки,с пом кот м. реш любой парад-с: А=АĀ (двигаться – значит быть в этом месте и в тоже врем. не быть в нем; это ед-во прерыв-ти и непрер-ти простр-ва и времени,что и делает возм-м движ-ие.Ленин)- материал-ты, метафизики. Атомисты: принимают тезис о том, что бытие есть нечто простое и неделимое, в кач-ве бытия берут атом - наименьш физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота - небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за друга, они образуют чувственно постигаемые вещи. Различ. в весе, числе, скорости движ. Взаим-ое распол-ие атомов – прич-а всего разнообр-ия кач-в в мире - материалисты, диалектики. Лукреций Кар: поэма «О природе вещей», в к-ой наблюд-я, полож-ые в основу вывода об атомном строении в-ва. Демокрит: вещи-разл.соед-я атомов; миры формир-ся из атомов, падающих сверху вниз (Эпикур: атомы спонтанно отклон.от линии дв-ия); Д-туÎконцепция детерминизма(всеобщей обусл-ти): все в мире предопредел-ся полож-ем атомов в первонач.вихре; (у Эпикура нет детеpминизма). Д-т различал «$-ие по истине» (атомы) и «$-ие по мнению» (цвета, запахи, вкусы, т.е. их субъективность). Эпикур: ощущ-я дают знания, т.е. цв.,зап.,вкусы – объект.св-ва вещей. Hет никакого духовного существа. Сенсуалист, ощущения сами по себе истинны, т.к. исходят из объект-й реаль-ти. Цель познания – освободить ч-ка от невеж-ва, суеверия, страха перед богами. Смысл жизни в самой жизни да и только. Смысл жизни - удовольствия. Разумное для ч-ка не действие, а покой (атараксия)

 

Антич ид-зм(лекц).

Ид-зм: в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Объект.ид-зм: за первичное принимается сознание, $-щее независимо от материального мира и человека. Сознание – идеальное ощущение действительности. Бог→всякая религия – идея, кот разв-ся сама из себя. Это созн-ие порожд прир-у и ч-ка в целом. Объек ид-зм всегда связ с глоб парад-сами (с ОПР Бога: Как Бог м. будучи идеальным творить свою противоп-сть-природу? Он соверш-н, а творит несоверш-ное). В основе об.ид-зма лежит софизм (подмена понятий) – активность материи приписывается сознанию, в рез.чего созн-е объявляется первичным, а материя – производной, вторичной. Субъект.ид-зм – за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) т.е. мир - это ощущение. Беркли: вещи есть комплексы ощущений (ощущения – отражение внешних простейших свойств предмета); существовать – значит быть воспринимаемым. Суб.ид-м приводит к солипсизму (солюс-один, ипсо-сам)-для ч-ка $ только он один, остальные люди – комплексы его ощущений. Аргументация: А)Классич-ая (Беркли): 1) все,что мы знаем о мире, мы знаем при пом наших ощу-ий;2) но откуда знать, что за нашими ощу-ями есть реальн мир;3)пров-ть мы м. только при пом ощущ-ий, →логич ошибка в рассуж-ях. Б)Чел-ая деят-ть всегда осознана. Прежде чем ч-либо сделать ч-к имеет план → план первичен → созн-ие первично, мысль м. забегать вперед. Общечел.предпосылки ид-ма: Стремл-е ч-ка к позн-ю окр.мира. Не зная действит-ти, чел-к не может в ней $-ть. Соц-экон.предпос-ки ид-зма: 1)разд-ние труда на умств и физ-кий, относ-ая самост-сть умств труда. Пока матер труд примитивен, а умств сложнее, будет господ-ть ид-зм. 2) Классов.предп-ки: разд-ие труда порожд. разд-ние об-ва на классы, господский класс заним.орг-ей труда → мысль выше (ид-зм), к ид-му тяготели консерв.классы напр.буржуазия. Гносеолог(связ с позн-ием) предпос-ки: 1) Возможность ид-ма и религии заключена в любой абстракции, любом обобщении, но ид-зм возник в мом., когда абстракции придается самост-ое $-ие, когда общее понятие отрыв-ся от опред вещей; 2) Некритич.отнош-е к осмысленному хар-ру чел.деят-ти.

Школа Пифагора: предст-ли считали, что число – ядро реальной вещи (является субстанцией), кол-венные отношения – сущность вещей. Открыли, что колич-но опр-ый интервал лежит в основе музык-х тонов и гармонии. Ими было положено начало – диалект-му мышл-ю, идеал-му и мистике. Они пытались сформул-ть законы разв. мира на основе мат-ки.

Софисты: учителя «мудрости» и «красноречия». Отказ от религии, рационалистич.объяснение явл-ий природы, этический и социальный релятивизм. Материалистическое понимание природы. Протагор, Гиппий, Антифон: вопросы познания. Аристократы Критий и Гипподам: идеализм. Сознательно применяли в споре или в док-вах неправ.доводы (софизмы), т.е. всякого рода уловки, замаск.внешней, формальной правильностью. Их учение вводит тему чел-ка и созн-ия. Предст-ли: Протагор и Горгий - их отн-ие к фил-ии имело утилитарную направ-ть. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие - это измен-ый, чувств-ый мир, каким он явлен индивид-му воспр-ию. Они полож-ли нач. поиску новых форм достоверности знаний. Софизмы «Я лгу», «Об D-щемся чел-ке». Софизмы выражали удивление перед «странностями» мысли.

Сократ –его фил-ия-этич-ий рац-зм. Главн.пробл.-чел-к и его созн-ие. Главн.задача - научить человека думать. Строение мира, физич. прир. вещей – непознаваемы, знать можно, только себя самого. Сократ впервые указал на знач-ие понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, явл-ся антиподом тела: если тело прир-но и сост. из частиц, то душа своим содерж-м имеет понятия. Высш. понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное – отн-ие человека к человеку, к самому себе.

Платон: Матер-ный мир – это мир чувственно воспр-х вещей и явлений, это производное, “тень” мира идей. Вещи мат-го мира возникают и гибнут пост-нно, а идея является неизм-й, неподвижной и вечной. Чувства познают вещи матер.мира, а разум постигает сущности, идеи вещей. Идеи (формы) воплощ-ся в пассивную и аморфную материю Þ сложн.вещи (гилеморфизм). Чел-к = смертн.тело + бессмертн.душа. Один из первых ставит пробл.познания. Познание - "воспоминание" души о мире идей. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Душа приходит из мира идей, где набл.идеальные образы, вселяясь в тело все забыв., потом пост. все вспомин. Части души: разумная(правители), аффективная (стратеги, воины), вожделеющая(землед., ремесл-ки). Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости. Гос-во: несоверш.ф. (преобл в общ-ве вождел.души): охнократия(власть толпы), тирания(власть одного в интересах низов), демократия–лучшая из худших. Соверш.ф.: олигархия (худш.из лучших)-власть меньшинства, но среди него разум.души, тимократия(власть воинов) - преобл афф.души, монархия (то же афф.) - самая лучшая. Идеал.формы правления нет. Политич.утопия: во главе гос-ва – «философы», его охран. «воины», ниже – «ремесленники».

Аpистотель – ученик Платона. Отн-ие м/ду идеальными сущностями и единичными вещами. Колебался м-ду мат-мом и идеал-мом, склонялся к объективному идеал-му. Его труд – «Метафизика» (в сущности вещей есть философия.) Мат-м отражался в критике ид-ма Платона («концепция 2-х миров» Платона не аргум-на, вещи состоят из материи и формы, которые связаны). 4 причины: 1) Материя (пассивная возможность становления) 2) Форма (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность 3) Начало дв-ия 4) Цель. Мат-ия пассивн, форма активное начало, к форме А сводил начало дв-ия и цель. Бог – «неподв-ый перводвигатель».

А. исх-л прежде всего из призн-ия $-ия объектив-го, матер-го мира. Исходя из своей критики платоновских идей, наход-ся вне вещей, А. попыт-ся создать теор, согл-но кот-й сущность находится в самих вещах.

А. различает 4 вида движения: 1) возн-ие и уничтожение; 2) качеств-ое изм-ие, или превр-ие свойств; 3)колич-ое изм-ие, т.е. увел-е или умень-ие; 4) перем-ие в простр-ве. Главн. из этих видов для А. – движ-е в прост-ве, кот-е выст-ет усл-м всех остальных видов дв-ия и к которому сводятся все остальные.

Учение А. о познании. Здесь он исходит из пол-ия, что независимо от чел-ка $-т объект-ый мир, мат-ый, незав-ый от познающего объекта. Первая стадия познания – чувственное познание посредством ощущений, которые являются отражением внешнего мира. Хотя ощущения представляют собой источник теоритического мышления.высш.ступень знания состоит не в ощущениях, а в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое осуществ-ся посредством теоритической деят-ти мышления. Пеpвым создает систему философских категоpий,фоpмальную логику.

 

 

Философия средних веков.

Два источника формир-ия Ф-ии Средневековья

1) Древнегреч. фил-ия (особенно платоновская и аристотелевская)

2) Священное писание, повернувш. эту фил-ию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация больш-ва ф-фских систем средневековья диктовалась осн. догматами христ-ва; важнейшие из них: догмат о личностной форме бога-творца и догмат о творении богом мира "из ничего". В усл-ях жестокого религ-ного диктата ф-фия была объявлена "служанкой религии", в рамках кот все ф-фские вопросы реш-сь с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - поним-ие мира, в кот источником и причиной всего сущего выступает Бог. Принцип теоцентризма распр-тся и на познание: ступени в системе знания 1. теология; 2. находящаяся на службе у теологии философия; 3. различные частные и прикладные науки.

Креационизм – полож-е о сотворении природы и материи Богом из ничего.

Провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог или его действия).

Два этапа становления Среднев.Ф-ии:

Патристика - совокупность взглядов "отцов церкви", которые взялись за обосн-ие христ-ва, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Три этапа: 1) апологетика(2-3в.в.): оформление и защита христ-го мировоззрения; 2) классич.патр-ка(4-5в.в.): сист-ция христ-го учения; 3) заключит.период(6-7в.в.): стабилизация догматики.

Схоластика - тип философствования, при к-ом Бога постигают средствами человеческого разума и логич.рассужд-ий. Три этапа: 1) ранняя форма (11-12в.в.); 2) зрелая форма (12-13в.в.); 3) поздняя схоластика (13-14в.в.).

Августин Блаженный (патристик). Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей и соотнес их со Свящ.писанием. Два мира: а) Божественный (вечен,совершенен,активен) б) Земной(матер-ый) Он обосновывает креационизм. Парадокс начала: из ничего возн.нечто. Т.к. мир возн.из ничто, он конечен. Разум мешает постичь бога. Гос-во создано Богом: 1.Град небесный (церковь, люди живут по законам Божьим, заботятся о ближнем) 2.град земной (эгоисты, создают законы и живут по ним) Фома Аквинский (схоластика). 1. Гармония веры и разума - томизм. 2. Проблема существования Творца мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно. Док-ва бытия бога: «Мы мыслим бога как сущ-во всесовершенное, т.е. он $» Þ тавтология, т.е. мы мыслим Бога Þ уже допускаем его $-ие.

1) движ-ие: все что движ-ся - движ-кем либо или чем либо другим следовательно есть первонач-ый двигатель всего – бог. 2) причина: все, что существует, имеет причину, => первопричина всего бог 3) Случ-ть, необходимость: слч-ое зависит от необх-го,след-но первоначальной необх-тью явл-ся бог 4) степени совершенства: все, что сущ-ет имеет разл. степени сов-ва (лучше,хуже,больш,меньш) => должно сущ-ть высш. совер-во как таковое бог 5) цель: все в окр-м мире имеет цель, напр-но к цели, имеет смысл => сущ-т какое-то разумн. начало, кот напр. все к цели., придает смысл всему-бог

3 стор.души: вождел.(крестьяне), аффект.(дворянство), разумн.(дух-во).

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Сначала вещь $, потом ей дается название (понятие). Реалисты показ-ли, что общие понятия по отн-ию к отдельн вещам природы явл-ся первичными и сущ-ют реально, сами по себе.

$ еще Концептуализм – понятия это не только имена вещей, но они изначально причущи человеч-му сознанию.

 

 

Философия эпохи возрождения.

Предпос-ки:

1) зарож-ие мировой торг-ли;

2) переход ремесла в мануф-ру;

3) развитие соврем круп. промыш-сти;

4) антифеодальные и антицерковные движения.

Осн.концепция – пантеизм, к-й отожд-лял природу и бога и был переходом от религ.Ф-ии к матер-кой. Все атр-ты Бога перенос-ся на природу: прир.¥-на, активна, совершенна, облад.творч-им началом. Познавая природу, чел-к познает Бога. Чел-к – высшее воплощение Бога. Тело р/м-ся как нечто совершенное; тожд-во тела и души. Ориентация на искусство (в центре вним-ия - чел-к). Крах схоластики (христиан вероисп-ие). Общая линия разв-ия натурФ-ии означ все большее торж-во материалист поним мира (Бруно, гелиоцентр сис-ма Коперника). Одним из наиб знач-ых достиж-ий естествознания этого времени было созд-ие Н.Коперником гелиоцентрической сис-мы мира. Ос­н идеи, положеные в основу этой сис-мы: Земля не явл-ся неподвижным центром мира, а вращ-ся вокруг своей оси и одновр-но вокруг Солнца, нах-ся в центре мира.

Проблема личн-ти: р/м-ся понятия личн-ти и индив-сти. Индив-сть - категория эстет-кая (дей-ет крит-ий оригин-ти), личн-ть - нравств-этич-ая (различие добра и зла, поступки в соотв-ии с этим). Появл-ся ОПР личн-ти - это спос-сть нести ответ-сть за свои поступки. Появл-ся поним-е общ-ва как сов-сть изолиров.индивидов. Происх. сближение ч-ка с Богом.

Коля Кузанский. Природа ¥-на, земля – не центр мира. Познание с пом. чувств.опыта (в т.ч.экперимент), а не схоласт.рассужд-я. Зачатки диалектики Бог в Ф-фии Кузанского получ наим-ние абсол максимума, кот не явл. чем-то наход-мся вне мира, а пребывает в един-ве с ним. Бог, охват-щий все сущее, содержит мир в себе.

Бруно. Против подчинения разума вере. $ только научная (а не религиозная) истина, опир.на научн.опыт. Матер. Вселенная едина и ¥-на. Солн.с-ма – один из ¥-го мн-ва миров.

Общ-во и гос-во. Макиавелли: гос-во основано на чел-ком эгоизме. Чел. руков-ся корыст.целями, свободен в своих действиях. Всякий результат – сочет-е действия и удачи («фортуна» в общ-ве). Государь должен исходить из корыстных целей подданных. Утв: «Все ср-ва хороши». Правители: Львы (насильст.действия) и Лисы (интриги и дипломатия). Лучший тот, в ком сочет-ся и Львы, и Лисы. Появл.учения утопического социализма (Мор, Кампанелла): чел. – не эгоист, а общественное сущ-во, руководств.общим планом (все люди равны, все свободны).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.