Каждый запасник (стеллаж) должен быть приспособлен для хранения с точки зрения экономии места, удобства работы и, самое главное, хорошей сохранности произведений.
Стеллажи следует размещать в сухих, хорошо проветриваемых местах, желательно с дневным освещением.
При хранении живописи в штабелях всегда есть опасность нанесение травмы, особенно произведениям, выполненным на холсте. Картины при этом лишены доступа воздуха и света. А если необходимо достать нужную работу приходится передвигать и переставлять весь штабель.
Однако, иного способа хранения работ в условиях мастерской, пожалуй, нет. Поэтому, картины, размещая на стеллажах, подбирают по размерам, ставят в штабеле в рамах, желательно лицевой стороной друг к другу, прокладывая рамы амортизирующим материалом (бумага, ткань). Если картины без рам, их следует ставить по размеру лицом к лицу без прокладок, почти параллельно, Наклон должен быть минимальным, что ослабит давление картин друг на друга. При этом из подрамника предварительно следует удалить гвозди, петли и прочие помехи.
Полотна больших размеров (а также работы, за ненадобностью хранения их на подрамнике, с них снятые) часто хранят или транспортируют накатанными на вал. На вал накатывают картины, не имеющие повреждений, красочным слоем наружу. Хранить валы надо в горизонтальном положении, высоко от пола. Нельзя ставить валы вертикально, так как холсты могут сползти, образуя складки ткани и осыпи красочного слоя. Длительное хранение картин на валах не рекомендуется. Живопись при этом абсолютно лишена света, поэтому иногда (раз в год), валы раскатывают, проверяя сохранность полотен.
Переноска произведений - явление довольно частое, связанное с пересмотром и подбором нужного изобразительного материала в процессе творческой работы, с подготовкой и организацией выставок и связанным с этим оформлением произведений. При этом необходимо знать: картину, следует брать осторожно, только за раму или планки подрамника. Пальцы рук ни в коем случае не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться ни к холсту, ни к фасонному слою, иначе возможны продавленности, травмирования грунта и живописной поверхности.
Нельзя прислонять картины к неустойчивым опорам, дверям, батареям отопления и т.д. Если произведения прислоняют друг к другу даже на короткое время, необходимо соблюдать правила предосторожности, предусматривающие хранение картин в штабелях,
При транспортировке живописи следует помнить об особой уязвимости живописи в связи со скачкообразным изменением температуры и влажности. Так, ящики, в которых устанавливаются картины, должны быть сухими и чистыми (это относится и кузову автомобиля в целом), крепления прочными, а положение картин - вертикальным. В случае перевозки картины в горизонтальном положении класть её следует лицевой стороной вверх, предварительно проложив амортизирующие прокладки между холстом и крестовиной подрамника.
Раму необходимо обернуть картоном, согнутым П-образно, плотной бумагой или иным упаковочным материалом, и поверх всего завернуть картину в полиэтилен, что предохранит её от чрезмерной влажности, либо в сухую погоду - пыли,
При развеске картин не рекомендуется экспонировать их вблизи радиаторов, печей, вентиляционных отверстий и форточек.
Картины подвешивают на верёвках, шнурах, леске, мягкой проволоке или тонких стальных тросах, в зависимости от размера и веса произведения. Все подвесочные материалы должны обеспечивать надёжность экспонирования.
Не следует делать большие наклоны, особенно у большемерных картин, так как холст при этом провисает сильнее.
Ввинчивать монтажные кольца и вбивать гвозди можно только в раму, а при демонтаже их необходимо вынуть, чтобы не повредить другие произведения (рамы или стёкла) при временном хранении в штабелях и обратной транспортировке.
Рано или поздно картины нуждаются в чистке. Во всяком случае, это почти неизбежно перед новым покрытием картины лаком. Для этого необходимо снять все предыдущие наслоения, нанесённые и образовавшиеся поверх живописного слоя.
Но может оказаться так, что картина была покрыта не покрывным лаком, а масляным или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. Чем ещё покрывается со временем живопись кроме пыли и копоти? Благодаря народной фантазии бывает трудно вообразить, что наслаивается поверх картины. Каждое из вновь наслаиваемых веществ, коими могут быть различные масла, воск, сало, вазелин, отнюдь даже не живописные лаки и т.п. - для своего удаления требуют различных веществ (ацетон, спирт, бензин и т.д.). И чтобы не «потерять» произведение вовсе в процессе его очистки, рискованное это дело лучше поручить реставратору.
Очистку картины от пыли удобно производить чистой, специально сшитой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели - материала, вбирающего в себя пыль. Не применяют для этой цели щётки и флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а, кроме того, они не собирают пыль, а рассеивают её в воздухе.
С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же способами или флейцем с короткой щетиной. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. При удалении пыли с тыльной стороны пылесосом картину, если она без рамы, можно положить лицевой стороной вниз на ровное основание. Щётка пылесоса при удалении не должна касаться холста.
Работа по очистке произведений живописи довольно деликатная, при которой нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Необходимо всегда помнить о возможности вызвать тяжёлые повреждения, если допускать протирание красочного слоя влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом. Не следует касаться красочного слоя картины, имеющей видимые дефекты (отставание от грунта, слабая связь с основой, вздутия, шелушения). В подобных случаях должно предварительно провести укрепление красочного слоя и грунта.
Лекция №13 (2 часа)