Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Составы грунтов для картона




Жёсткие основы, такие как ДВП, фанера или плотный картон, перед нанесением на них грунта проклеивают с двух сторон 4-5% раствором клея. Если основа имеет небольшую толщину, то, во избежание деформации, перед проклейкой её фиксируют гвоздями к планшету или к подрамнику. Проклейка ведётся поочерёдно, просушивая полностью одну сторону, затем другую.

Приготавливаются составы грунтов для картона аналогично приготовлению грунтов для холста. Клеевые и эмульсионные составы наносятся на картон в 2-3 слоя, всякий раз после полного просыхания каждого из них.

Проклеенную тыльную сторону картона покрывают аналогичным слоем грунта, либо масляной краской или эмульсией ПВА. Это понизит гигроскопические свойства картона и предохранит его от деформации при хранении живописи.

Для предотвращения прожухания красок грунтованный картон рекомендуется протирать смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1 или уплотнёнными маслами.

 

 

Примерный состав клеевого грунта картона (в весовых частях):

 

Компоненты 1 слой 2 слой
Клеи желатиновый    
Вода    
Пигмент 3,5 3,5
Мел    
Антисептик 0,02 0,02

 

 

Примерный состав эмульсионного грунта для картона (в весовых частях)

 

Компоненты 1 слой 2 слой
Клей желатиновый    
Вода    
Масло    
Пигмент    
Эмульгатор ОП-7 0,04 0,04
Антисептик 0,02 0,02

 

 

Сушка грунтовых слоёв должна происходить в естественных условиях. При условиях искусственно ускоряющих сушку, грунт теряет эластичность, делается более хрупким. При этом, от слишком быстрого улетучивания влаги из грунтовых слоёв, в грунте могут появиться мелкие отверстия между нитями холста, особенно если холст редкого плетения.

Выдержка грунтов различного вида требует определённого времени. Так клеевые грунты могут применяться для живописи уже через сутки после наложения последнего грунтового слоя.

Эмульсионные грунты, содержащие в своём составе масло, требуют большего времени просушки и готовы к применению через 3-5 дней. Полумасляный грунт должен быть выдержан в развёрнутом виде в течение, хотя бы, трёх месяцев. А масляный грунт, у которого последним слоем являются компактно наложенные масляные белила, должен выдерживаться от 1 до 1,5 лет. Недостаточно просушенный полумасляный и особенно масляный грунт, как правило, приводит к растрескиванию красочного слоя.

Загрунтованный холст, снятый при необходимости с подрамника, скатывают в рулон обязательно грунтом наружу. При долгом хранении в рулоне, холст несколько теряет эластичность, поэтому если он будет скатан грунтом внутрь, то при развёртывании на нём могут образоваться мелкие трещины.

Готовый грунтованный холст необходимо хранить в помещении с нормальным, желательно постоянным температурно-влажностным режимом. Колебания температуры расшатывают и ослабляют грунтовые слои, сырость же может довольно быстро погубить даже самый безукоризненно приготовленный грунт.

 

ЛЕКЦИЯ №10 (2 часа)

ДЕФЕКТЫ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

И ИХ ВОЗМОЖНОЕ УСТРАНЕНИЕ

Дефекты масляной живописи – это те нежелательные явления, которые возникают либо во время работы над картиной, либо, рано или поздно, после её окончания. Затрудняющие в той или иной степени живописный процесс, эти явления не возникают сами по себе.

Причины их появления надо искать в применении как вспомогательных, так и живописных недоброкачественных материалов, а также в необходимости технологии их применения. Поэтому нелишним будет ещё раз упомянуть, что «технологическое здоровье» живописного произведения состоит из трёх элементов: качественной подходящей основы, грамотного приготовления соответствующего ей грунта и, собственно, живописи. Элементы эти совершенно различны, но в конкретном произведении они сливаются воедино, становясь настолько взаимозависимыми друг от друга, что нарушение технологических норм в одном из них неминуемо ведёт к определённым потерям. Так, если живопись исполнена дурно, и сама в себе содержит источник будущих разрушений, то картину не спасут ни хорошая основа, ни прочная грунтовка, и, наоборот, достаточно недоброкачественности этих двух факторов или даже одного из них, чтобы испортить самую прочную живопись.

Определённые дефекты возникают также и по окончании работы над картиной при неправильном её хранении и уходу за ней. Порой, находясь в неблагоприятных для живописи условиях, картина просто гибнет.

 

Прожухание или вжухлость – это «болезнь» масляной живописи, дефект наблюдаемый повсеместно. Проявляется он в изменении красочного слоя, при котором краски становятся матовыми, лишёнными блеска, тусклыми и потемневшими. Причина прожухания – потеря пигментами связующего. И происходит это по двум основным причинам: сильное поглощение грунтом масла из красок или некоторые недостатки, как самих масляных красок, так и недостатки, возникающие при их неграмотном применении. 1. Грунты, отличающиеся по своей структуре значительной пористостью, и не имеющие поверхностного слоя имприматуры, обладают способностью сильно впитывать в себя масло из лежащих на их поверхности красочных слоёв. К таким грунтам, прежде всего, относятся все клеевые и, отчасти, эмульсионные. Предрасположенность самого грунта к поглощению масла объясняется как его строением (пористостью), так и свойствами веществ, входящих в состав данного грунта. Также имеет значение толщина и плотность грунтового слоя. Грунт, нанесённый одним толстым слоем, не имеет достаточной плотности и значительно легче впитывает в себя масло, поглощая его в больших количествах.

2. К недостаткам масляных красок, вызывающих прожухание, относятся:

а) недостаточное количество связующего вещества в масляной краске;

б) отсутствие известной химической связи между пигментом и маслом, при которой наблюдается отделяемость масла от смешанного с ним пигмента ещё в тюбиках;

в) медленное высыхание той или иной краски. Оставаясь долго жидким, масло поглощается грунтом в большей степени, чем при нормальном просыхании красочного слоя.

Способствуют прожуханию и некоторые особенности применения красок в живописных слоях. Так, сильное прожухание красочного слоя может произойти при чрезмерном разбавлении красок разбавителями. Масло при этом становится более жидким, легко проникает в поры грунта, и красочный слой, быстро обезмасливаясь, прожухает. Причём жухлости будут появляться независимо от того, делается ли очередная прописка по уже пожухшей поверхности или по блестящей, время высыхания которой было недостаточным для образования прочной плёнки, препятствующей проникновению масла сверху вниз.

 

Для предупреждения дефекта прожухания, рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой, предварительно обработав его ретушным лаком. В краски добавляют лаки и уплотнённые масла, не злоупотребляя при этом разбавителями.

Для частичного устранения дефекта, красочный слой постепенно насыщают маслом, тем же веществом, которое было утрачено. Делается это постепенно, пропитывая краску и снимая каждый раз, излишки масла с поверхности картины тряпкой или промокательной бумагой до тех пор, пока краска не перестанет впитывать масло.

Учитывая то, что неизбежными спутниками чрезмерного применения масла являются

Пожелтение и потемнение красочного слоя, этот способ всё же является наиболее действенным средством возвращения краске утерянного цвета. Все иные средства, особенно те, которые быстро высыхают, возвращают прожухлостям один блеск.

Меление. Дефект меления, аналогично прожуханию, связан с потерей красками связующего. Некоторые краски, у которых пигменты плохо удерживают связующее вследствие отсутствия между ними химической связи, могут отдавать практически полностью масло из своего состава. Частицы пигмента при этом, оказываются ничем не связаны, как между собой, так и с плоскостью, на которой находятся. Возникает дефект меления вследствие наложения красок на тянущие клеевые грунты, а также, когда нижележащие слои красок обладают большей маслоёмкостью, чем наносимые. Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя.

Во избежание появления дефекта при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление, рекомендуется писать на живописных лаках.

Кракелюр - трещины и разрывы красочных слоев и грунта. Появление кракелюра в масляной живописи не является неизбежным. Но если это происходит, то, как правило, при использовании недоброкачественных живописных материалов, применения несовершенных технических приёмов и азов технологии живописи, а также с течением времени в результате плохого хранения и ухода за живописным произведением.

Кракелюр, появляющийся в слоях масляной живописи, имеет своё происхождение и вид, может быть разделён на две основные категории:

I. К первой категории относятся неглубокие, но более или менее широкие трещины, которыми покрывается вся поверхность живописи или отдельные её участки. Появление такого кракелюра происходит из-за применения недоброкачественной основы и живописных материалов, плохо приготовленного грунта, а также технической непродуманности ведения работы.

Основными причинами появления кракелюра данной категории являются недостатки Грунтов и красочного слоя.

К основным недостаткам грунтов относятся:

а) хрупкость грунта, как следствие чрезмерного содержания клея в его составе;

б) способность грунта сильно впитывать связующее красок;

в) недостаточно просушенный грунт, содержащий в своём составе масло.

К важнейшим недостаткам красочного слоя относятся:

а) нанесение красочных слоёв на непросохшие нижележащие слои;

б) нанесение красок слишком пастозными слоями;

в) нанесение красок, содержащих в своём составе слишком малое или слишком большое количество масла;

г) применение в качестве разжижителя красок недоброкачественных разбавителей, разнородных разбавителей и лаков, а также лаков по своей природе предрасположенных к растрескиванию (даммарный)

2. Вторую категорию кракелюра составляют также неглубокие, порой едва заметные трещины, возникающие на живописной поверхности со временем, в результате естественного старения, как самой основы, грунта, так и красок. Происходит это под влиянием совершающихся в них физико-химических процессах, вызываемых как самим составом веществ этих материалов, так и воздействием на них внешних факторов - влаги, колебаний температуры, света и воздуха.

Кракелюр — дефект серьёзный, поэтому для предупреждений его появления, необходимо держать в порядке всю материально-техническую сторону создания живописного произведения. Но если он присутствует, то для его ликвидации требуется помощь реставратора.

Отслоение красочного слоя обычно вызывается нанесением красок на поверхность хорошо просушенной старой живописи. При этом полностью отсутствует сцепление между красочными слоями. По высыхании нанесённая вновь краска отслаивается. Появлению дефекта способствует также хрупкость грунта и различные механические повреждения.

Предупреждая отслоение, для сцепляемости краски с сухим живописным слоем, его предварительно прошкуривают и тщательно обрабатывают ретушным лаком.

Механические повреждения. Нередко такие дефекты масляной живописи, как кракелюр и отслоение, возникают в результате внешних механических повреждений. Однако не следует путать кракелюр, образующийся вследствие неграмотного применения различных материалов в грунтах и живописи с изломами, а также сквозными прорывами, возникающими исключительно при неосторожном или неумелом обращении с живописными произведениями.

При нажиме на холст или ударах по нему, образуются многочисленные трещины-изломы, напоминающие рисунок трещин естественного происхождения - кракелюра. Изломами покрывается слой живописи и грунта при свёртывании холста в рулон или накатывании его на вал слишком маленького диаметра, а также при перетягивании холста с подрамника на подрамник.

В местах, повреждённых внешними механическими воздействиями, особенно в корпусных живописных слоях, возникают, как правило, жёсткие изломы с приподнятыми краями, проходящие через весь слой живописи и грунта, приводящие порой к осыпанию и отслоению красочного слоя.

Устранить образовавшиеся в результате механических повреждений вмятины можно путём смачивания водой тыльной стороны холста. Смачивать следует не обильно, чтобы не повредить проклейку. Однако следует знать, что при этом выпрямляются лишь вмятины и провисания холста. Для устранения серьёзных последствий механических повреждений-изломов и прорывов, требуется работа реставратора.

Покоробленность -деформация картинной плоскости возникает при использовании недоброкачественного подрамника, перекосе холста вследствие неправильной его натяжки, а также при резких изменениях температурно-влажностного режима окружающей среды.

Обычно деформация образуется в виде широких волнистых неровностей холста или складок, расходящимся в стороны от углов подрамника.

Как правило, деформация устраняется помещением картины в нормальные условия с влажностью воздуха 60-65%. Если дефект не устраняется, то холст подтягивают клиньями подрамника, либо, если подрамник жёсткий, незначительно смачивают водой с тыльной стороны.

Перетяжка холста сопровождается обычно нарушением целостности красочного слоя и может привести к его частичной потере.

Сседание – сморщивание красочного слоя возникает при живописи красками с повышенным содержанием связующего в своём составе. Чрезмерное употребление масла в недостаточно просохший слой живописи, лишь усугубляют проявление дефекта.

Потемнение, пожелтение, помутнение красочного слоя. Причинами появления этих дефектов являются физико-химические изменения в красочном слое. Изменением тона и цвета в масляной живописи сопутствуют и некоторые из вышеперечисленных дефектов. Так, потемнение и пожелтение часто наблюдается одновременно с прожуханием, сседанием, кракелюром, и происходит это в результате живописи по полусырому, значительной добавки масла в краски, а также применения некачественных разбавителей, нежелательных смесей красок.

Сказывается на изменения тона повышенная влажность, действие сернистых газов и количества света. Недостаточное количество дневного света в процессе высыхания живописи, особенно на ранней стадии, утемняет её. Напротив, подвергнутая непосредственному действию солнечных лучей, потемневшая живопись высветляется почти совершенно.

Желтеют и темнеют также некоторые смолы, такие как мастика и копалы. Естественно теми же недостатками обладают и приготовленные на них живописные лаки. Помутнение живописи наблюдается при потере красками связующего, применении окислившихся разбавителей и прогорклого масла, а также при поглощении влаги даммарным лаком, если этим лаком была покрыта картина.

Для частичного устранения потемнения и помутнения живописи, рекомендуется протирать красочный слой уплотнёнными маслами, после чего обработать его ретушным лаком, а помутневшую плёнку даммарного лака обрабатывают над парами спирта.

 

Лекция № 11 (2 часа)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1758 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.