Температура и влажность воздуха - основные факторы, влияющие на сохранность живописи.
Повышение влажности более чем до 70-75% пагубно для живописи, особенно для картин на холсте, Длительное пребывание в такой атмосфере быстро приводит к петлеванию холста, набуханию и загниванию клея, содержащегося в грунте, к образованию плесени. В результате этих процессов клей теряет свою силу, связь между грунтом и основой нарушается, возникают изломы грунта, передающиеся, в свою очередь, красочному слою, приводя к растрескиванию и расслоению живописи. Под действием влаги происходит и оптическое изменение свойств лака: в нём образуется сеть мельчайших трещин, он становится мутным, теряя свою прозрачность, Повышенная влажность вредна и при дублировании картин: между холстами образуются пузыри, приводящие, в конце концов, к сплошному отставанию подклеенного холста.
Повышение температуры до +20-30°С и сухость воздуха ниже 50% приводят к пересыханию волокон холста, отчего холст становится менее эластичным и прочным. Грунт делается хрупким, вызывая повреждение красочного слоя.
Наиболее благоприятными условиями для хранения живописи является среда с температурой в пределах +17-21°С и относительной влажностью воздуха 50-65% (для кондиционируемых помещений 50-55%). Суточные колебания последней не должны превышать 5%,
Постоянство температурно-влажностного режима создаётся и поддерживается необходимыми техническими средствами, которыми, напомним, располагают то далеко не все музеи. Что уж говорить о творческих мастерских художников и обыкновенных квартирах. «Здоровье» произведений в таких условиях незаметно, но уверенно расшатывается капризами погоды и сроками отопительных сезонов. Такие атмосферные перепады, когда летом и, особенно, осенью, до начала отопительного сезона, наблюдается избыток влажности при температуре, близкой к уличной, а зимой наоборот - тепло и сухо, наиболее пагубны для живописи.
Температура и влажность меняются не только в течение года, но, порой, в течение суток и не единожды. Убедиться в этом можно сполна и наглядно на произведениях при их транспортировке, с последующим предвыставочным пребыванием в запасниках-складах и дальнейшим экспонированием в различных помещениях.
Уязвимость живописи при таких колебаниях очевидна, и остаётся лишь сожалеть и мириться с неизбежностью разрушающих процессов, происходящих в это время в живописи.
Свет - также является фактором, непосредственно влияющим на сохранность живописи. Без света, в тёмном помещении, покровные масляно-лаковые плёнки и масло - связующее красок, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. В темноте интенсивнее идёт развитие микроорганизмов. Поэтому все помещения, где присутствует живопись, должны быть достаточно светлыми.
В то же время свет может играть и отрицательную роль в сохранности живописи. Вызываемые им разрушения бывают столь значительны, что не учитывать его влияния было бы ошибочным.
Источниками освещения в помещениях служат, обычно, естественный свет, лампы накаливания и люминесцентные лампы.
Наиболее разрушающее действие на материалы живописи оказывают естественный свет, особенно прямые солнечные лучи, и люминесцентные лампы. Разрушительная способность естественного света при его непосредственном действии в 13-14 раз, а при экранировании обычным стеклом в 5,5-6,5 раз выше, чем у ламп накаливания. Люминесцентные лампы различных типов обладают разрушительной способностью в 1,6-6 раз большей, чем лампы накаливания.
Отрицательное воздействие света на произведение живописи определяется не только его спектральным составом, но и интенсивностью облучения, а также зависит от времени облучения, от температуры и влажности воздуха в помещении, от присутствия в воздухе химически активных газов.
Загрязнители воздуха.
Большое влияние на сохранность живописи оказывает состав воздуха, порой чрезвычайно загрязнённый газами, дымом и пылью.
Отрицательно воздействуют на некоторые краски, лаки, хлопковое и льняное полотно сернистый газ, аммиак и их соединения, сернистый водород, озон и двуокись азота, хлор и пары соляной кислоты.
Большой вред живописи приносят аэрозоли - крошечные твёрдые частицы, остающиеся взвешенными в неподвижном воздухе. Соприкасаясь с поверхностью живописи, они пристают к ней, образуя слой грязи. В городах это, главным образом, дым, состоящий из частиц с примесью различных смолистых веществ, легко прилипающих к поверхности.
Пыль, содержащаяся в воздушной среде, состоит главным образом из мелких частиц почвы, иных веществ органического и неорганического происхождения.
Попадая на картину, пыль прилипает к её поверхности, проникая в мельчайшие трещины лака и красочного слоя. Под действием тепла пыль становится клейкой. Это затрудняет её удаление простым смахиванием и заставляет прибегать к нежелательным промывкам.
Значительным бывает скопление пыли с оборотной стороны картин, где она даже при нормальной влажности благоприятствует развитию плесени и бактерий.
Говоря о создании благоприятной для живописи среды, необходимо сказать о важности чистоты помещения в целом.
Уборку предпочтительно проводить пылесосом, полы мыть, а не подметать, чтобы пыль, поднимаясь, не оседала на стеллажах. Окна, мебель, стёкла, стеллажи и отопительные приборы протирают увлажнёнными тряпками, рамы и полированные поверхности - сухими.
Периодичность уборки необходимо согласовывать с состоянием влажности в помещении, Чтобы избежать резкого повышения влажности во время мытья полов, надо усилить проветривание (вентиляцию) помещения.
Будет ли та или иная картина храниться в мастерской художника или будет вести «выставочный образ жизни», попадёт ли в благоприятную или агрессивную для живописи среду, нам не всегда дано знать. Поэтому не лишним будет защитить картину с лицевой и тыльной стороны известным способом: покрытие лаком, застекление и конвертирование,
Лакирование картины имеет важное значение и выполняет двойную функцию - художественную, обогащая краски, придавая им иное звучание, и защитную, предохраняя красочный слой от различных внешних воздействий.
Как уже отмечалось, для покрытия картины применяют лаки: фисташковый, акрил-фисташковый, мастичный или даммарный, лучшим из которых считается лак акрил - фисташковый.
Покрывают картину лаком не ранее, чем через год после окончания работы над ней, Перед нанесением лака картину необходимо очистить от пыли, аккуратно протирая её поверхность смоченной в тёплой воде губкой, ватой или фланелью, и затем просушить.
Лак наносят обычной щетинной кистью или широким флейцем, в зависимости от размера картины, на плоскость, расположенную горизонтально. Картины большого размера покрывают на мольберте, следя за тем, чтобы не было потёков.
Кроме кистей применяются капроновые или иные тампоны, не оставляющие после себя ворсинок, а также просто ладонь руки. Слой нанесённого лака, в любом случае, должен быть тонким и равномерным.
Для лучшего разнесения лака по плоскости его можно наносить в подогретом виде, используя водяную баню с температурой воды не выше 40°С. А, желая уменьшить блеск лакового покрытия, лак разбавляют пиненом в соотношении 1:1.
Движения кисти при лакировании должны быть параллельными краям картины, поочерёдно в горизонтальном и вертикальном направлениях. Следует помнить, что при быстром движении кисти она захватывает воздух, и на лаковой плёнке могут образоваться пузырьки.
Окончив нанесение лака, картину через 15-30 минут можно поставить вертикально, а часа через два-три лак подсохнет, не давая, отлип.
Для покрытия картин лаком следует предпочитать сухое время года и работать в помещении с температурой не ниже 20°С, избегая появления пыли в течение времени, необходимого для высыхания лака.
Застекление, о чём говорилось в разделе «Оформление живописной работы», а также конвертирование - оклеивание бумагой или прикрытие картоном тыльной стороны картины, защищают её от пыли, насекомых и, в какой-то степени, от вредных газов, находящихся в атмосфере, а также мелких механических повреждений.
Обращение с картинами
Различного рода механические повреждения, о которых речь шла в разделе «Дефекты масляной живописи и их возможное устранение», опасны для картин и являются следствием неосторожного или неумелого обращения с ними.
Нанесение картинам различных травм происходит от толчков, грубых прикосновений при упаковке, переноске или перевозке произведений, монтаже и демонтаже экспозиций выставок, при неправильном размещении картин на стеллажах или в запасниках, во время очистки картин и т.д.
Поэтому крайне важное значение для сохранности живописи имеет правильное и бережное отношение с произведениями.
Не лишним будет напомнить, что подрамник является одной из составных частей картины на холсте и, будучи плохо исполненным, сообщает картине механические повреждения в виде покоробленности со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Также постановка картины в раму, аналогично лакированию и застеклению, выполняет не только эстетическую, но и защитную функции.
Что необходимо соблюдать при хранении и эксплуатации произведений, дабы не причинить им лишнего вреда?