В состав грунтов входят: сухие красящие вещества (наполнители), связующие вещества разбавители, а также различные добавки, выполняющие функции пластификатора, эмульгатора и консервирующего вещества - антисептика.
Красящие вещества (наполнители). В качестве наполнителей в грунтах применяются сухие красящие вещества пигменты, те же, что применяются в изготовлении красок, масляных в том числе. Обычно основа под масляную живопись покрывается грунтом белого цвета. Наиболее распространёнными из белых пигментов являются белила цинковые или свинцовые. Для изготовления цветного грунта применяется пигмент любого другого цвета, отвечающего колористическим задачам в каждом конкретном случае. Из цветных грунтов часто употребляемыми являются грунты охристых, коричневых, серо-зелёных и чёрных тонов. В качестве наполнителей применяются, также мел и гипс, имеющие, однако некоторые особенности в их употреблении при изготовлении грунтов.
Белила, цинковые имеют широкое применение, так как они безвредны, не темнеют от действия сернистых соединений, устойчивы по отношению к свету. К недостаткам цинковых белил относятся: слабая укрывистость, медленное высыхание, на масле, склонность к растрескиванию.
Титановые белила распознаются по следующим признакам:
1. При накаливании приобретают светло-жёлтый цвет, который при охлаждении исчезает.
2. Растворяются полностью и без шипения в разведённой соляной и азотной кислоте. Шипение указывает на присутствие мела или свинцовых белил.
Белила свинцовые имеют большие достоинства, но вместе с тем и недостатки. Они обладают большой кроющей силой, светопрочны и устойчивы по отношению к атмосферным воздействиям Быстро высыхают на масле, давая при этом эластичный слой, не образующий трещин. Содействуют равномерному просыханию живописного слоя
Определяются, свинцовые белила накаливанием. При этом они приобретают жёлтый или оранжевый цвет, сохраняющийся при охлаждении. В разведённой соляной и азотной кислоте растворяются с шипением.
Хорошие результаты даёт смесь цинковых и свинцовых белил, взятых в равных соотношениях или 1:1 соответственно. В этом случае недостатки их взаимно умеряются.
Мел имеет применение исключительно в клеевых грунтах, где он хорошо кроет и держится. В применении с маслом он теряет укрывистость, становится серым, медленно сохнет, давая при этом непрочный слой.
Мел применяется в грунтах для усиления укрывистости белил, смешиваясь с ними в соотношении 1:1. Чисто меловые грунты сильно впитывают масло из красок, вызывая при этом их прожухание и меление.
Гипс обладает слабой укрывистостью, как на масле, так и на клеевом связующем. Грунт с применением гипса мало эластичен, хрупок и особенно сильно впитывает масло из красок, поэтому при грунтовке холстов практически не употребляется. Гипс оправдывает себя лишь тогда, когда в качестве основы под живопись используется дерево.
Связующие вещества.
В составе грунтов для масляной живописи роль связующего выполняют клеи, смолы и высыхающие растительные масла. Различают клеи животного, растительного происхождения, а также синтетические. Наиболее применимы в грунтах лучшие сорта животного клея, такие как рыбий, желатин, мездровый и казеин, К клеям растительного происхождения относятся мука, крахмал и декстрин, которые, в виде клейстера, редко употребляются при грунтовке холстов и других основ под масляную живопись. Обладая большой гигроскопичностью, они склонны плесневеть и загнивать. К тому же малая адгезия мучных грунтов не позволяет им прочно удерживаться на основе, особенно при повышенной влажности воздуха. К синтетическим клеям относится поливинилацетатный клей (ПВА), единственно применяемый в грунтах. Синтетические грунты на основе ПВА эмульсии дают прочную и эластичную плёнку, надёжно изолирующую основу от проникновения в неё масла. Но это положительное качество грунтовой плёнки одновременно и уменьшает сцепление красочного слоя с грунтом. Такие грунты применяются в основном под живопись темперными красками, а также могут использоваться как основание для изготовления полумасляного грунта.
Рыбий клей, осетровый и белужий. Рекомендуется, как лучший клей для грунта. Он отличается большой клеящей силой и эластичностью. Сырьём для его производства служат плавательные пузыри рыб, состоящие почти целиком из клееобразного вещества - коллагена. По внешнему виду рыбий клей представляет собой тонкие, как бы сморщенные, разной формы пластины светло-охристого цвета. Растворы рыбьего клея лучших сортов дают более крепкую студнеобразную массу, чем растворы других клеёв. Поэтому при изготовлении грунтовых составов растворы рыбьего клея делают несколько менее концентрированными.
Желатин выпускается трёх видов: пищевой, технический и фотожелатин. Для приготовления грунтов используется технический и фотожелатин. Вырабатывается желатин из костей и шкурок животных и продаётся в виде крупок слегка желтоватого цвета. Желатин хорошо растворяется в горячей воде, образуя прозрачную жидкость. При охлаждении даже самые слабые растворы желатина приобретают желеобразный вид.
Мездровые клеи вырабатывается из мездры (изнанки невыделанной кожи) и кожи. Выпускается в виде плиток или гранул и имеет цвет от светло - жёлтого до тёмно-коричневого. В тонких слоях плитки должны просвечивать. Мездровый клей имеет хорошую клеящую силу, но обладает меньшей эластичностью, чем рыбий клей и желатин, поэтому применять его целесообразнее при грунтовке жёстких основ,
Казеин представляет собой белковое соединение, содержащееся в молоке животных. В холодной или горячей воде казеин лишь набухает, а растворяется только при добавлении щелочи. Выпускаемый для приготовления клея казеиновый порошок имеет светло-серый цвет и представляет собой готовую для разведения в воде смесь казеина, канифоли, жидкого стекла, щёлочи и антисептика. Казеиновый клей очень крепкий, но жёсткий, уступает в эластичности всем остальным клеям. Приготовленный на воде казеиновый клей нельзя размыть водой по его высыхании. Качество необратимости казеинового клея используется в грунтах под водорастворимые краски (акварель, темпера), которыми иногда выполняются предварительные прописи перед нанесением масляных красок.
В качестве связующего в составе грунтов и красок применяются, особенно широка в последнее время, синтетические акриловые, латексные, алкидные смолы, растворяемые, как правило, водой.
Масло. Подробно о маслах, применяемых в живописи и грунтах, речь шла ранее, в разделе «Живописные масла». Здесь лишь добавим, что масло применяется в составе грунтов: полумасляного, масляного и эмульсионного. Причём в полумасляном и масляном грунтах оно является связующим в составе краски, наносимой в качестве последних масляных грунтовых слоев, а в эмульсионном в составе грунтовой эмульсии.
Растворители также имеют применение в грунтах. Растворители вводятся в масляные слои
грунта в качестве разжижителя. Если последним грунтовым слоем является масляный, то этот слой должен быть очень тонким, чтобы не препятствовать прочному сцеплению красочного слоя с грунтом. Для нанесения тонкого слоя надо иметь масляные белила жидкой консистенции. При разжижении белил маслом получится грунтовый слой, перегруженный маслом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этом случае прекрасно ведёт себя уайт-спирит или разбавитель №2. Сыграв роль разжижителя, в дальнейшем он полностью испаряется и масляный слой после высыхания будет содержать в себе нормальное количество масла. Учитывая негативное свойство другого, широко применяемого разбавителя - скипидара (отчасти и пинена) окисляться, загустевать и желтеть при длительном влиянии на него воздуха, целесообразнее применять при грунтовке растворители нефтяные, лучшим из которых является вышеупомянутый уайт-спирит.
Пластификаторы вводятся в грунтовые составы для придания грунтам большей эластичности. Наиболее употребляемыми из них являются глицерин, мёд и касторовое масло.
Глицерин бесцветен, легко смешивается с водой, но с жирными маслами не смешивается, Поэтому применяется он для смягчения только клеевых грунтовых составов. Глицерин не портится и обладает некоторыми консервирующими свойствами.
Мед. В грунтах в качестве пластификатора применяется свободный от воска и посторонних примесей натуральный пчелиный мёд или левулёза, являющаяся наилучшей, не кристаллизующейся в обычных условиях, частью мёда. Левулёзу получают из выдержанного, загустевшего, утратившего прозрачность, мёда. Такой закристаллизованный мёд разбавляют винным спиртом, взятым по весу в четыре раза больше. При сильном взбалтывании левулёза растворяется и переходит в спиртовой раствор. По испарении спирта, раствор превращается в густой сироп, готовый к применению.
Мёд, также как и глицерин, применяется в клеевых грунтах, задерживая при этом высыхание грунтовых составов.
Касторовое масло, как известно, относится к невысыхающим растительным маслам. В качестве пластификатора его применяют в грунтовых составах, содержащих высыхающие масла.
С пластификаторами следует обращаться очень осторожно и вводить в состав грунта в малых дозах, помня о том, что глицерин и мёд обладают немалой гигроскопичноетъю, а касторовое масло является невысыхающим. Эти свойства данных пластификаторов при излишнем их применении, безусловно, отрицательно скажутся на прочности грунтовых составов. Пластификаторы применяются из расчёта 10-20% к массе сухого клея.
Консервирующие вещества (антисептики) вводятся в грунтовые составы, содержащие клей, для предохранения их от плесневения и загнивания.
Фенол - чистая карболовая кислота, по внешнему виду представляет собой бесцветные кристаллы с характерным запахом. Он ядовит, поэтому обращаться с ним следует с осторожностью. Фенол является одним из самых сальных и надёжных антисептических веществ. Помимо фенола в качестве антисептиков применяются формалин, салициловая кислота и некоторые другие вещества, обладающие в той или иной мере консервирующими свойствами.
Все антисептики применяются из расчёта 1-2% к массе сухого клея.
Эмульгаторы.
Эмульсионные и полумасляные грунты, в отличие от клеевых, содержат в своём составе млел. Известно, насколько сложно получить качественную эмульсию, состоящую из приготовленного на воде клей с маслом. Для получения клеемасляной, высокодисперсной эмульсии, в смешиваемые вещества добавляют эмульгатор ОП-7 (поверхностно-активное вещество), а также яичный желток. Яичный желток является естественной эмульсией, отличающейся особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.
Эмульгатор вводится в раствор клея перед тем, как смешивать его с маслом.
Лекция № 8 (2 часа)