МАСЛА
Основным плёнкообразующим компонентом масляных художественных красок являются растительные масла.
Основу масла составляют сложные эфиры жирных кислот и глицерина - глицериды. В ничтожных количествах в состав масел входят красящие вещества (ксантофилл, хлорофилл, эритрофилл), которые присутствуют в масле не обязательно все вместе. Кроме того, масла содержат растительные белковые слизи, посторонние примеси и воду.
В зависимости от качества и количества кислот, растительные масла разделяются на три группы: высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.
Высыхающие масла сравнительно быстро высыхают и образуют прочную и эластичную, нерастворимую в органических растворителях плёнку. В эту группу входят льняное, конопляное, ореховое, маковое масла.
Полувысыхающие масла высыхают медленнее, и плёнка по высыхании частично растворима в органических растворителях, а при нагревании размягчается и плавится. К этой группе относятся подсолнечное, соевое, хлопковое, маисовое масла.
Невысыхающие масла, к которым относятся миндальное, оливковое, фисташковое, касторовое высыхают не полностью или вовсе не высыхают.
В производстве художественных масляных красок, грунтов, живописных лаков, употребляются исключительно масла, имеющие способность высыхать сами по себе, причём, после высыхания образующие наиболее прочную и эластичную плёнку.
Термин «высыхание» неточен, так как масло не просто высыхает в общепринятом смысле, но при затвердевании претерпевает сложный процесс, происходящий в самом его веществе. Высыхая, масло преобразуется в новое, обладающее другими свойствами, твёрдое вещество, называемое линоксином.
Высыхание масла не идёт одновременно по всей его толщине. Оно начинается с поверхности, на которой образуется плёнка, а затем захватывает лежащее под плёнкой ещё жидкое масло. Поэтому при корпусном письме, плёнка обычно покрывается морщинами вследствие постепенного уменьшения объёма находящегося под ней масла. Во избежание этого дефекта, красочный слой, равно как и грунт, не должен быть излишне насыщен маслом.
На скорость высыхания масел положительным и решающим образом действует свет (особенно прямые солнечные лучи), сухость воздуха и повышенная температура. Для определения способности и скорости высыхания различных масел, существует метод, дающий цифровой показатель - «йодное число». Йодное число указывает, какое количество граммов иода ж йодного раствора могут присоединить к себе 100 граммов масла. Количество присоединяемого маслом иода зависит от того, какие жирные кислоты входят в состав масла. Чем быстрее сохнет масло, тем больше будет для него йодное число. Наибольшим йодным числом характеризуется масло льняное (175-200). Масла, имеющие йодное число ниже 120 относятся к полувысыхающим и невысыхающим, поэтому в живописи и грунтах не применяются.
Для придания маслу свойств, способствующих образованию плёнки, обладающей большой сопротивляемостью разрушительному действию времени, масло подвергается специальной обработке - рафинированию. Рафинирование - это процесс удаления из масла слизистых белковых веществ и посторонних включений, а также обезвоживания и отбелки. Масло, подвергнутое рафинированию, называется также лаковым маслом, так как оно приобретает лаковые свойства, образуя плёнку более плотную, глянцевую и прочную. Способов рафинирования масла достаточно много. Самым простым и удобным, но вместе с тем продолжительным (не менее 2-3 месяцев), для индивидуального приготовления в небольших количествах, является естественный способ. Естественный способ очистки масла происходит путём воздействия на него прямых солнечных лучей. Для ускорения процесса очистки, масло помещают в плоские стеклянные ванны. В этом случае слой масла тоньше и скорее поддаётся действию лучей, а поверхность, на которую действует воздух - больше. Под действием солнца и воздуха белковые вещества окисляются и вместе с посторонними примесями осаждаются, влага испаряется, а красящие вещества разрушаются.
Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, то есть к уплотнению, осуществляемого двумя способами: оксидации и полимеризации. Оксидированным называется уплотнённое масло, сгущённое путём окисления, то есть поглощения кислорода. Процесс оксидации состоит в том, что через нагретое до 100°С масло пропускают мелкими пузырьками воздух, кислород которого окисляет масло. Полимеризованным называется масло, сгущённое путём уплотнения молекул масла. При этом масло нагревается до температуры 280-300°С без доступа воздуха. В результате уплотнённые масла приобретают свойства быстрее высыхать и давать плёнку с улучшенными физико-химическими свойствами.
Масла, выпускаемые заводом художественных красок подразделяются на масло, отбелённое рафинированное льняное и льняное масло уплотнённое двух номеров - слабоуплотнённое №1 и средней степени уплотнения №2. Кроме этого выпускается масло, представляющее пентаэритритовые эфиры жирных кислот подсолнечного или хлопкового масла, ореховое уплотнённое и масло льняное оксидированное, а также масляный разбавитель для эскизных красок.
Лучшим живописным материалом и материалом для грунтов, дающим самые прочные и эластичные плёнки, из всех растительных масел считается масло льняное,
Стоит отметить также относящееся к полувысыхающим масло подсолнечное. Оно обладает явно положительными качествами, к которым относится почти полная неизменяемость собственного цвета в сторону пожелтения и потемнения. Кроме того, оно образует прочные и эластичные плёнки, не подверженные растрескиванию, И лишь медленное высыхание не даёт ему занять достойное место в ряду лучших живописных материалов. Однако, при соответствующей обработке - уплотнении масла - можно значительно устранить этот недостаток.
ЛАКИ
Лаками называются растворы смол в различных растворителях, придающих лакам те или иные свойства и определяющих их назначение. Свойства лака определяются свойствами и качеством составляющих его веществ - смол, масел и растворителей.
Смолы, применяющиеся в живописи являются естественными продуктами, образующимися из выделений лиственных и хвойных пород растений. Смолы представляют собой или твёрдые вещества в виде кусочков различной формы, величины, цвета, прозрачности, или же жидкие и полужидкие вещества, называемые бальзамами.
Смолы растворяются во многих растворителях, весьма различных по своему происхождению и составу. Применяемые в живописи лаки, в зависимости от входящего в состав лака растворителя смол, подразделяются масляные, спиртовые и скипидарные, А по назначению лаки бывают живописные, ретушные и покрывные.
Лаки живописные примешиваются к масляным краскам непосредственно на палитре. Назначение их состоит в том, чтобы разжижать краски, способствовать более равномерному и одновременному их просыханию, уменьшать прожухание красок и вместе с тем увеличивать сцепление красочных слоев между собой, придавать красочному слою большую прочность и эластичность, а краскам большую прозрачность и красоту тона.
Живописные лаки представляют собой обычно 30% растворы смол в пинене. Исключение составляют масляные лаки, такие как копаловый, бальзамно-масляный и балъзамно-пентамасляный, где смолы растворяются в льняном масле, либо с эфирами масел. Масляные лаки сохнут медленнее, так как содержат в своём составе масло. Это позволяет успешно применять их в работе лессировками. Не «схватываясь» быстро, такие лаки предоставляют достаточно времени для нанесения лессировочных слоев и возможности варьирования их цвета и тона, что важно при выкрывании больших картинных плоскостей.
Выпускаются следующие лаки, применяемые в живописи как добавка к масляным краскам: мастичный, даммарный, кедровый, пихтовый, копаловый, балъзамно-масляный, балъзамно-пентамасляный, фисташковый акрил-фисташковый.
Ретушные лаки существуют для предотвращения и устранения прожуханий при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Для этих целей существует ряд лаков, одни из которых составлены из масел и смол, другие состоят из смол, растворённых в эфирных летучих маслах, спирту или бензине. Так называемые спиртовые лаки особого распространения в живописной технике не получили за исключением известного лака ретушного. Этот лак, высыхая быстро, позволяет сразу же приступить к очередному прописыванию, и так как он служит прочной связью между слоями живописи (его называют ещё межслойным лаком), то очень полезно покрывать им все места, прописываемые вторично. Ретушный лак может быть добавлен в краски при быстрых и небольших лессировках, но следует предостеречь от применения его в корпусной живописи, так как он слишком летуч.
Из вышеперечисленных лаков живописных, функцию межслойного сцепления может выполнять лак мастичный.
Покрывные (картинные) лаки служат для защиты станковой живописи от различных внешних воздействий: запыления, действия различных паров и газов, а также трения и незначительных механических повреждений. Такие лаки для картин должны быть прозрачными и бесцветными, крепкими и в то же время эластичными. Они не должны портиться от мытья и быть такими, чтобы при необходимости реставрации картин их можно было легко - снять, не испортив живописи.
Для покрытия картины применяют лаки: фисташковый, акрил-фисташковый мастичный или даммарный, лучшим из которых считается лак акрил-фисташковый.
РАЗБАВИТЕЛИ
В технике живописи известно несколько видов разбавителей масляных красок. Хорошими из них считаются те, которые по выполнении возложенной на них функции способны к скорому испарению без всякого остатка, не препятствуя, таким образом, процессу высыхания масляного слоя.
Скипидар, применяемый в живописи с давних пор как растворитель смол и разжижитель масляных красок, представляет собой эфирное масло, получаемое в результате специальной обработки живицы, или же насыщенных смолой частей древесины. По происхождению сырья он имеет название живичного или древесного, пневого. В живописи имеет применение только скипидар живичный, лучшие сорта которого вырабатываются из живицы сибирской лиственницы или пихты. Живица - бесцветная или слабо окрашенная в желтоватый цвет смолистая сиропообразная жидкость, выделяемая хвойными деревьями при надрезе коры. По своему составу живица является естественным раствором смолы в эфирном масле растений. Живица, подвергнутая специальной обработке по отделению воды и посторонних примесей от её смолистой части, называется терпентином, который является в свою очередь исходным продуктом для получения высших сортов скипидара, применяемого в живописи. Необходимо иметь в виду, что скипидар имеет серьёзный недостаток - на свету и под действием воздуха он осмоляется, при этом сгущаясь и желтея. Такой скипидар в живописи становится непригоден.
Пинен (разбавитель №4) представляет собой пиненовую фракцию живичного скипидара, прошедшего дополнительную обработку по отделению осмолившихся частей. Скипидар и пинен являются хорошими разбавителями масел и смол, поэтому они применимы в качестве разжижителя живописных и покрывных лаков.
Уайт - спирит, являясь продуктом фракционной перегонки нефти, относится к нефтяным разбавителям.
Разбавитель..№2 представляет собой дополнительно отфильтрованный и обезвоженный уайт-спирит.