Появление трещин, отход от грунта смеси красок, в большинстве случаев наблюдается в относительно толстых слоях живописи. Объяснить это можно тем или иным нарушением правил работы с лессирующими красками. Такие краски обычно маслоёмки и будучи использованными, в толстых слоях в смеси с другими красками, подвергаются значительно большим объёмным изменениям, чем это бывает при работе ими в тонких слоях.
4 Процессы разрушения красочного стоя за счёт взаимодействия связующего с пигментом,
При этом наблюдаются два основных вида изменений живописного слоя - изменения в цвете и изменения механической прочности.
Характер первого изменения общеизвестен: цвет выкраски под влиянием темноты и времени желтеет тем больше, чем больше введено в краску масла. Необходимо отметить, что изменение цвета происходит как вследствие потемнения и пожелтения самого масла, так и в результате химического действия кислот масла (таких как линоленовая) на некоторые пигменты. Так, побеление ультрамарина, потемнение кадмия лимонного или киновари в масляном слое происходят в результате действия на эти пигменты кислот масла. При этом время высыхания красочного слоя имеет существенное влияние, как на его цвет, так и на светопрочность многих пигментов, И чем быстрее высыхает краска, тем меньшее действие оказывают кислоты масла на пигменты. При затяжном процессе высыхания - негативное воздействие их бывает довольно значительным, особенно в тех случаях, когда пигменты сами по себе очень чувствительны к действию кислот.
Характер второго вида изменений дают такие краски, как ультрамарин, кадмиевые и марганцевые краски, склонные в некоторой степени к реакциям между пигментом и связующим. Выкраски, сделанные подобными красками и оставленные без последующего покрытия лаком со временем подвергаются некоторому поверхностному разрушению, а ультрамарин - даже осыпи.
В заключение должно отдельно сказать об упомянутых уже составных красках (перманентах). Такие краски широко распространены за рубежом и теперь начинают занимать всё большее место в ассортименте красок отечественных.
Можно предположить, что при современных технологиях производство таких красок не столь обременительно, а диапазон вновь выпускаемых цветов и оттенков может ограничиваться лишь фантазией производителя.
Что скрывается за такими названиями, как розовая, лазурная, оливковая, бирюзовая, болотная светлая? Лишь одно из всей возможной информации о составе и свойствах данных красок указано на тюбике - светостойкость, как правило, невысокая. Однако этого достаточно, чтобы навести на размышление при покупке красок с такими заманчивыми названиями.
Но даже не то беспокоит в первую очередь, что неизвестно происхождение подобных красок. Беда в том, что художник, соблазняемый возможностью иметь краски «на все случаи жизни», перестаёт быть живописцем, становясь натуралистом.
Вспоминаются в связи с этим столь любимые народом обозначения, как «цвет морской волны» или «светло-салатовый», например. Всегда хочется переспросить, а какой цвет имеется в виду - салат ночью или днём. Для живописца эта разница принципиальная.
Однако художник, не утруждающий себя проблемами живописи: цвето-тональными отношениями, контрастами, живописной пластики и взаимовлияниями цветов - будет раскрашивать небо небесной краской, траву - травяной, кирпич - кирпичной, болото - болотной, а тело - телесной.
Подобные краски либо уже в продаже, либо, а почему и нет, должны появиться.
Проблема натурализма сильна и трудно искореняема, особенно среди начинающих художников (студентов) и художников-любителей,
И есть реальная возможность на фоне всеобщего непонимания живописи как таковой, довольно быстро растерять остатки понимания настоящего живописною ремесла и превратиться в «плохих иллюстраторов жизни», подобно тем, что иллюстрируют бесконечные учебники зарубежных авторов, показывая, как надо «правильно» рисовать и писать всё и вся.
Выход из этого один. Тот, о котором говорилось раннее, в разделе «Палитра масляных красок». Изучать изобразительные и выразительные возможности ограниченной палитры, используя при этом наиболее стойкие краски, как сами по себе, так и в смесях. Это приучает видеть, думать и анализировать. Приучает ценить изобразительную плоскость и каждое прикосновение к ней, кристаллизует собственную живописную технику.
Лекция № 6 (2 часа)