Творческая реализация замысла для художника, прежде всего. Но, к сожалению, нередко, в процессе этой реализации, художником безраздельно владеет одно лишь «вдохновение». При этом сам автор может и не знать, чем и на чём он работает, считая вопросы эти малозначимыми, да и, в общем-то, недостойными человека «творческого».
Бесспорно, художнику важнее знать палитру красок и представлять выразительные возможности красочного диапазона, различая и практически изучая цветовые нюансы той или иной краски, чем следить за химическими явлениями, происходящими в живописи.
Вместе с тем, совершенное игнорирование вопросов технологии недопустимо и, не в последнюю очередь, именно потому, что пренебрежение элементарными правилами живописного ремесла, являет дефекты, на устранение которых уходят и время, и душевное равновесие. При этом портится не только рабочее настроение, но нередко и сам холст.
В связи с этим целесообразно говорить о сохранении в работе некоего баланса, при котором творческая и технологическая сторона дела не противостояли бы друг другу. Чувство баланса необходимо воспитывать, приучая себя думать одновременно о его составляющих, понимая при этом, что вопрос технологически здоровой живописи - есть во многом вопрос убедительности и выразительности в создании изобразительной формы.
Так, например, художник, работающий над произведением, должен быть уверен в неизменяемости переданных им на холсте цвето-тональных отношений потому, что какое-либо изменение впоследствии нарушает колористический строй произведения, и многие усилия сводит на нет. Во всяком случае, изменяемость должна быть предсказуема.
Эта уверенность может быть достигнута лишь, когда художник хорошо знает свойства используемых им художественных материалов, особенности поведения отдельных красок, как в чистом виде, так и в смесях, учитывает - склонность некоторых из них изменять свой первоначальный цветовой тон в ту или иную сторону.
При наличии в палитре художника большого количества красок, необходимо знать, что чем больше различных по своей химической природе красок входит в палитру, тем больше есть оснований опасаться за сохранность первоначального колористического построения во времени. Как бы осторожно ни пользовался художник, смесями красок, учитывая при этом их химические свойства, всё же опасность нежелательного воздействия одних красок на другие, при значительном количестве их в постоянно применяемой палитре, во много раз больше, чем при ограниченном наборе. Конечно, многое в сохранности первоначального колорита произведения зависит от метода и техники его выполнения. Однослойная или многослойная, но проводимая последовательно, по сухому, живопись, несравненно менее склонна к изменению, нежели живопись, выполненная многослойным методом по сырому и особенно по полусырому.
Как уже отмечалось, технология масляной живописи сложна и капризна, а масляные краски по своей природе являются далеко не совершенным материалом. Поэтому, чтобы получить нужный эффект при создании живописного произведения, предвидеть и избежать появление нежелательных изменений красочного слоя в процессе живописи и со временем, обеспечив тем самым хорошую сохранность работе, желательно знать, чем являются те или иные краски, учитывать их свойства и умело их использовать.
Весь ассортимент выпускаемых художественных красок делится на девять групп.
I Белые краски (белила цинковые, свинцовые, свинцово-цинковые, титановые)
II Хромовые краски (окись хрома, изумрудная зелёная, стронциановая жёлтая, волконскоит и др.)
III Кобальтовые краски (кобальта зелёные, синие, фиолетовые, церулеум)
IV Кадмиевые краски (кадмий лимонный, оранжевый, оранжево-красный, кадмии жёлтые и красные, кадмий пурпурный)
V Органические цветные краски (краплаки красные, краплак фиолетовый, золотисто-жёлтая ЖХ, голубая и зелёная ФЦ, виридоновая зелёная, тиоиндиго розовая, красно-коричневая и др.)
VI Железоокисные краски (краски на натуральных пигментах: охры, сиены, умбры, марс коричневый светлый и тёмный, ван-дик коричневый, архангельская, кудиновская, хотьковская, феодосийская коричневые и др. краски на искусственных пигментах: марс жёлтый и оранжевый прозрачные, английская, индийская красные, капут-мортуум светлый, тёмный и др.)
VII Ультрамарин
VIII Марганцевые краски (марганцевая голубая, фиолетовая и марганцево-кадмиевая)
IX Чёрные краски (краски на неорганических пигментах: подольская, звенигородская чёрные, марс чёрный, шунгит; краски органического происхождения; персиковая и виноградная чёрные, кость жжёная, тиоиндиго чёрная, сажа газовая)
Поведение масляных красок подчиняется общим закономерностям, связанным с физико-химическим взаимодействием красочных компонентов, как в смесях, так и внутри самой краски, а также с воздействием внешней среды на живопись и подразделяются, в свою очередь, на четыре основные группы.