Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»спользование формы насто€щего времени




 

—емантическа€ многоплановость формы насто€щего времени широко используетс€ как стилистическое средство дл€ повышени€ выразительности речи.

ќтмечаетс€ несколько случаев употреблени€ насто€щего конкретного времени дл€ обозначени€ действий, происход€щих в прошлом.

ќбщим дл€ всех них €вл€етс€ то, что использование насто€щего конкретного времени помогает представить действие более нагл€дно, чем при употреблении формы прошедшего времени. ќднако каждый из них характеризуетс€ особым отношением между временным планом событий, о которых сообщаетс€, временным планом автора и временным планом читател€.

1. Ќасто€щее "репортажное". ќно весьма распространено в публицистических текстах, в первую очередь в жанре репортажа, а также в тех публицистических произведени€х, которые в отдельных фрагментах стро€тс€ подобно репортажу (очерк, интервью). Ќапример: "— ƒианой фон ‘юрстенберг, им€ которой вы можете обнаружить в јмерике на этикетках, платье, духах, туфл€х,мы увиделись в ее нью-йоркской студии. —туди€ как студи€. ‘отопортреты "звезд", безголова€ скульптура вскочившего на помост спортсмена, во много раз увеличенные ракурсы ног, локтей, туфель, нарисованных и "живых", Ц весь этот как бы непреднамеренный поп-арт составл€ет прелесть художественного пространства комнаты....Ќо вот все это оживает в слове, обозначаетс€ низким, мелодичным голосом. ∆енщина, стремительно возникша€ перед нами, необыкновенно привлекательна... ќна начинает говорить с порога, объ€сн€€, показыва€, от нее как бы исходит электричество. “еб€ обволакивает низкий, со страстью, голос. "«наете, в моей жизни столько было необычного, неверо€тного", Ц будто куда-то торопитс€ ƒиана, фразы обрываютс€ междомети€ми, восклицани€ми... ќна испытующе смотрит на мен€..." (Ѕогусл.).

¬ этом случае, с одной стороны, журналистика как бы ведет трансл€цию с места того событи€, о котором повествует, создаетс€ иллюзи€, что момент речи автора полностью совпадает с моментом протекани€ действи€. — другой стороны, задачи пишущего Ц включить и читател€ в тот же временной план, сделать его очевидцем тех событий, о которых рассказываетс€. Ќе случайно именно в репортажах возможно употребление местоимени€ мы, объедин€ющего в себе автора и читател€.

2. Ќасто€щее историческое также св€зано с использованием значени€ насто€щего конкретного времени дл€ называни€ действий, происшедших в прошлом. ’арактерным примером употреблени€ насто€щего исторического €вл€етс€ рассказ незадачливого геро€ ј.ѕ. „ехова о курьезном случае, который с ним произошел: "јхинеев почесалс€ и, не перестава€ конфузитьс€, подошел к ѕадекуа. "—ейчас € в кухне был и насчет ужина распор€жалс€, Ц сказал он французу. Ц ¬ы, € знаю, рыбу любите, а у мен€, батенька, осетр, вво! ¬ два аршина... ƒа, кстати... чуть было не забыл... ¬ кухне-то сейчас, с осетром с этим Ц сущий анекдот! ¬хожу € сейчас в кухню и хочу кушань€ огл€деть... √л€жу на осетра и от удовольстви€... от пикантности губами чмок! ј в это врем€ вдруг дурак этот ¬анькин входит и говорит... "ј-а-а... вы целуетесь здесь? "— ћарфой-то, с кухаркой! ¬ыдумал же, глупый человек! ” бабы ни рожи, ни кожи, на всех зверей похожа, а он... целоватьс€! „удак! "«десь, в отличие от насто€щего "репортажного", форма глаголов вхожу, гл€жу, входит, говорит не устран€ет до конца дистанцию во времени между событи€ми, о которых сообщаетс€, и временем рассказа о них. —ам говор€щий как бы возвращаетс€ в ту ситуацию, о которой сообщает, заново пережива€ ее. Ќо его задачей не €вл€етс€ включить и слушающего в эту ситуацию; слушателем эти событи€ воспринимаютс€ как уже произошедшие. Ќикакое мы, предполагающее совокупность "говор€щий + слушающий", здесь невозможно. Ќасто€щее историческое широко используетс€ в устной речи, при непосредственном сообщении, а также в пр€мой речи персонажей.

3. Ќасто€щее изобразительное встречаетс€ преимущественно в художественной литературе и выполн€ет в ней художественно-изобразительную функцию. ќно помогает запечатлеть картину природы, картину мира, котора€ существует как бы объективно, по воле автора и котора€ вне зависимости от момента речи автора предстает перед обобщенным читателем. ¬ этой функции формы насто€щего времени глагола очень часто используютс€ в поэзии; можно назвать множество стихотворных произведений, построенных при употреблении в основном насто€щего изобразительного. Ќапример: " ћчатс€ тучи, вьютс€ тучи; Ќевидимкою луна освещает снег летучий; ћутно небо, ночь мутна. ≈ду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин... —трашно, страшно поневоле —редь неведомых равнин" (ѕ.) и т.д. Ќасто€щее изобразительное мы находим в стихотворени€х "Ѕесы", "∆елание", "”зник" ј.—. ѕушкина, "¬ыхожу один € на дорогу...", "“учи", "ѕарус" ћ.ё. Ћермонтова. ј вот отрывок из стихотворени€ Ѕ.Ћ. ѕастернака "Ѕаллада", где все глагольные формы, за исключением последней, представл€ют собой насто€щее изобразительное: "Ќа даче сп€т. ¬ саду, до п€т ѕодветренном, кип€т лохмоть€.  ак флот в трехъ€русном полете, деревьев паруса кип€т. Ћопатами, как в листопад, √ребут березы и осины. Ќа даче сп€т, укрывши спину,  ак только в раннем детстве сп€т".

¬ прозе насто€щее изобразительное также встречаетс€ довольно часто. ќбычно оно включаетс€ в повествовательный текст, стро€щийс€ при использовании глаголов в форме прошедшего времени, и создает как бы крупный план, фиксирует описываемую картину, ситуацию. Ётим отличаетс€ повествование в романе ћ.ј. Ѕулгакова "Ѕела€ гварди€", например: " ѕышут жаром разрисованные изразцы, черные часы ход€т, как тридцать лет назад: тонк-танк. —тарший “урбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 окт€бр€ 1917 года, во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и м€гких новых туфл€х, в любимой позе Ц в кресле с ногами.... Ќо, несмотр€ на все эти событи€, в столовой, в сущности говор€, прекрасно. ∆арко, уютно, кремовые шторы задернуты. » жар согревает братьев, рождает истому. —тарший бросает книгу, т€нетс€... " или: "Ќочь важна€, военна€. »з окон мадам јнжу падают лучи света. ¬ лучах дамские шл€пы, и корсеты, и панталоны, и севастопольские пушки. » ходит, ходит ма€тник-юнкер, з€бнет, штыком чертит императорский вензель. » там, в јлександровской гимназии, льют шары, как на балу. ћышлаевский, подкрепившись водкой в количестве достаточном, ходит, ходит, на јлександра Ѕлагословенного погл€дывает, на €щик с выключател€ми посматривает ".

Ќо иногда небольшой прозаический текст целиком строитс€ при использовании насто€щего изобразительного. “аковы, например, многие рассказы ј.ѕ. „ехова: "’амелеон", "’ирурги€", "«лоумышленник", "Ќалим", "«агадочна€ натура" и др.

4. Ќасто€щее информирующее употребл€етс€ дл€ простой констатации действий, происходивших в прошлом, когда формы насто€щего времени просто как бы фиксируют те действи€, факты, которые названы глаголами, а временна€ дистанци€ между этими действи€ми, с одной стороны, и автором и читателем, с другой стороны, €вственно ощущаетс€. Ќапример:

"”несенные ветром" по€вл€ютс€ в самый разгар ¬еликой депрессии и предлагают читател€м любовь, преодоление, приключени€, вписанные в жизнь сильной и самосто€тельной женщины, само существование которой воспринималось как отрицание того, во им€ чего война велась" (Ќезав. газ. 1991. 19 но€б.); "ќн [американский астронавт Ќейл јрмстронг] был совсем молоденький, худенький, когда привезли его в  орею и посадили на самолет... ѕотом семь лет в  алифорнии он работает летчиком-испытателем. Ћетает хорошо, умно, настолько хорошо, что ему довер€ют драгоценный опытный экземпл€р сверх-истребител€ "’-15", который мог подн€тьс€ так высоко, что небо над головой было совсем черным" (√олов.).

5. Ќасто€щее комментирующее встречаетс€ в названи€х произведений живописи, изображающих конкретную событийную ситуацию: "«апорожцы пишут письмо турецкому султану" (».≈. –епин); "ѕетр I допрашивает царевича јлексе€" (Ќ.Ќ. √е); сценических ремарках:" јркадина: ћопассан. "Ќа воде", милочка. („итает несколько строк про себ€.) Ќу, дальше неинтересно и неверно. («акрывает книгу.) Ќеспокойна у мен€ душа..." („.). ¬ публицистике в этой функции формы насто€щего времени нередко используютс€ в текстовках, комментари€х к публикуемым в газетах и журналах фотографи€м. Ќапример: "ћастера-гончары демонстрируют свое умение" (ћоск. комс. 1989. 29 авг.); "ёноша на снимке играет √амлета, девушка Ц ќфелию. “екст Ўекспира они наизусть не знают, но слова им подсказывает гипнотизер, а уж играют они так пылко, что удивились бы —моктуновский и ¬ертинска€" (Ќед. 1989. є 29). «десь глаголы в форме насто€щего времени обозначают действи€, совпадающие не с моментом речи пишущего, а с моментом их осуществлени€, зафиксированным на живописном полотне, на фотографии и т.д. ќбобщенным адресатом эти действи€ каждый раз воспринимаютс€ как развивающиес€ на его глазах, а автор как бы оказываетс€ за рамками общени€, устран€етс€ из ситуации. јвторска€ речь построена таким образом и в таком временном плане, как она была бы построена, если бы ее производил сам адресат (адресат смотрит на картину, на фотографию и отмечает то, что он видит, что происходит на его глазах).

Ќасто€щее конкретное может использоватьс€ и в значении будущего времени в двух случа€х.

1. Ќасто€щее намеченного действи€: действие осуществитс€ в будущем, но намерение, решимость его осуществить и тверда€ уверенность в том, что оно осуществитс€, про€вл€ютс€ в насто€щем. Ќапример: "«автра еду домой"; "«автра сдаю экзамен" или: "— 1990 г. приложение [к журналу "¬опросы философии"] передаетс€ к выпуску Ц на... полиграфическую базу издательства "Ќаука".... ƒело в том, что издательству "Ќаука" передаетс€ издательска€ де€тельность по выпуску р€да журналов, принадлежащих јкадемии наук ———–" (ќг. 1989. є 38); "22 но€бр€  омитет советских женщин совместно с ћосковской биржей труда и концерном ћќ—“≈ — проводит благотворительную €рмарку рабочих мест дл€ москвичек, желающих трудитьс€ на предпри€ти€х хлопчатобумажной промышленности" ( ур. 1991. 19 но€б.).

2. Ќасто€щее воображаемого действи€Ц с помощью форм насто€щего времени говор€щий рисует картину действий, которые будут происходить в будущем, как развивающиес€ на его глазах: "ј потом будут сумерки, осв€щенна€ церковь, суета возле паперти... ѕодкатывают кареты, и щеголь-пристав гор€читс€, чтобы сохранить пор€док в этой церемонии" (Ѕун.).

Ќасто€щее абстрактное врем€ встречаетс€ в публицистических, научных, художественных текстах, в пословицах, поговорках и афоризмах Ц вообще везде, где необходимо выразить, обозначить вневременные, обобщенные свойства €влений, св€зи между ними. Ќапример: "“ам, где по€вл€ютс€ руины, все вокруг рушитс€ само собой, даже если видимость нормальной жизни еще сохран€етс€ " (√ор.); " огда государству нечего дать своим гражданам Ц оно дает свободу" (Ќезав. газ. 1991. 19 но€б.); "Ќасто€щий художник не " занимает " и не " развлекает ": он овладевает и сосредоточивает " (».».); "“ам, где начинаетс€ единство, там заканчиваетс€ парламент" (ён. 1991. є 3).

—ледует иметь в виду, что "гипнотическа€" сила тех €зыковых средств, с помощью которых может быть выражена иде€ универсальности, обобщенности*, столь велика, что с их помощью любое, даже заведомо ложное, абсурдное с точки зрени€ логики и здравого смысла, высказывание может быть подано как нека€ непреложна€ истина, например: "«имой рыбы живут в гнездах, а летом в уль€х", "„ерепахи вод€тс€ на севере", "¬се кошки ед€т кукурузу", "«лоба красит человека", "ћужчина с бородой и усами не может быть насто€щим журналистом". »ли: "Ќезависимость начинаетс€ с желудка" (заголовок Ц —обес. 1990. є 31). ѕостроенные подобным образом высказывани€ далеко не всегда безобидны и могут стать демагогическим средством, воздействующим на сознание читателей, слушателей. ¬от, например, определение сущности религии, данное в "јтеистическом словаре", построенное при использовании насто€щего абстрактного времени: "–елиги€ извращает реальные отношени€ в природе, надел€ет их вымышленными качествами и свойствами, дезориентирует людей в познании и преобразовании мира, увековечивает зависимость человека от стихийных природных и социальных сил" (јтеистический словарь. 2-е изд., испр. и доп. ћ., 1985. —. 383). Ёто же использование времени находим в печально известном постановлении ÷  ¬ ѕ(б) о журналах "«везда" и "Ћенинград": "Ќаши журналы, €вл€ютс€ ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. —ила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она €вл€етс€ литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства". —юда же можно отнести такие ставшие крылатыми дл€ наших людей и долго воспринимавшиес€ как директивы, принципы, которым необходимо следовать, высказывани€: "≈сли враг не сдаетс€, его уничтожают " (ћ.√.); "» песн€, и стих Ц это бомба и знам€! » голос певца подымает класс" (ћа€к.).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-27; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

2092 - | 1832 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.