Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос: Статус гносеологической тематики в средневековой философии




Как представлена тема познания в философских учениях средних веков?

Преобладает онтологическая трактовка вопросов, касающихся познания. В этом сказывается близость средневековых философов платоновско-аристотелевской традиции. Эта традиция означала, что центр тяжести лежит на бытии, а не на познании (это можно обнаружить и у Августина, и у Боэция, и у Ф.Аквинского). Аквинат утверждал: То, что в наибольшей степени есть, в наибольшей степени и истинно. Бытие тождественно Благу, Совершенству и Истине. Сущность мира и его подлинное бытие тождественны, поскольку они Божественны. Сущность онтологична а это и есть реализм. Так, для Вильгельма из Шампо (1070-1121):универсалии как общие понятия, раскрывающие и представляющие сущность, существуют как объективная реальность (т.е. независимо от человеческого сознания) в Божественном Разуме.

Подчеркнем особенные (свойственные собственно средневековью) моменты онтологической трактовки вопросов познания:

· Познание вплетено в ход самой религиозной жизни, оно неотделимо от нее; познание предстает как важнейший способ посвящения в тайны религиозной жизни. Именно в средние века, по мнению Н.А.Бердяева, познание является функцией самой жизни.. Познание сопровождает процесс духовного перерождения человека; познание это подвиг веры.

· Истина не отвлеченно-теоретическая, а Живая, животворящая Истина (здесь оправдана оппозиция: отвлеченное живое). В таком случае и Истина это и есть жизненный путь человека; Истина это то, что зависит не только от ума, но и от воли, от всей человеческой жизни. С Истиной человек соприкасается в опыте религиозной жизни. Истина есть не что иное, как истинное (подлинное) христианство, как истинное спасение, т.е. Истина несет в себе нравственно-жизненный смысл; всему этому противостоит мнимое христианство, а истинному спасению противостоит ложная жизнь.

· Вера это (не только и не столько психологическое состояние), а знание; это знание невидимого, оно полагается на факты мистического опыта. Высшее знание жизнь конкретного целостного духа. Истинное знание - живое, цельное. Ложное знание отвлеченные, только на словах исповедуемые догмы.

Номинализм как философский опыт выделения собственно гносеологической проблематики.

Номинализм и реализм связаны с решением вопроса об универсалиях. Проблема универсалий останется для нас закрытой, если мы не попытаемся воспринять иное отношение к Слову, существовавшее в средние века (об этом уже речь шла). В номинализме (У.Оккам, Дунс Скотт) в идейном плане создаются предпосылки для обретения гносеологией самостоятельного статуса (т.е. для постановки собственно гносеологических проблем) по отношению к онтологии, что, как мы понимаем, было совершенно чуждо античному мышлению. В чем проявлялись эти предпосылки?

1). Для номиналистов универсалии, идеи (как понятия, несущие в себе общее, сущностное) не отождествляются с подлинным бытием, не обладают статусом реальности. Статус идей (универсалий) не бытийственный, не субстанциальный. Признается, что универсалии (общие понятия, идеи) порождаются человеческим умом, а не существуют изначально в Божественном. Божественный Разум не тождествен человеческому разуму. Бог своей Волей творит вещи, а затем в человеческих умах возникают идеи. Через идеи (общие понятия) ум познающего представляет себе (репрезентирует) сотворенный мир. Значит, идеи вторичны по отношению к вещам. А ведь в идеях выражена сущность - значит, сущность утрачивает свое бытийственное значение.

2) Одновременно с этим номинализм не признает различных уровней бытия, онтологической иерархии бытия (по принципу приближенности или удаленности к миру эйдосов, как это было у Платона; или как у Аристотеля по значимости божественный род сущности высший). У номиналистов все имеет равный бытийственный статус. Тем самым возникает интерес к чувственно воспринимаемому миру к акциденциям (=свойствам). Если у реалистов (от Боэция и Бонавентуры до Аквинского) предмет познания всеобщее, необходимое - имеет статус субстанциальных сущностей (из-за их Божественности), то у номиналистов познание может быть направлено и на единичную вещь.

3). Более того, номиналисты проводят различие между предметом познания и представлением (знанием) об этом предмете. Они разнятся по своей природе. Поэтому невозможно делать заключения от представления (=образа) о вещи к самой вещи ведь некоторым образам ничего не соответствует в реальности. Они являются попросту фикциями (линии, точки в математике это т.н. формальные предметы). Значит, в познании играет роль не только разум, но и воображение.

Выводы: 1. Господство символизирующего мышления позволяет устанавливать связи между земным и небесным (как низшим и высшим) мирами. В силу этого познавательный опыт средневековой культуры несет в себе нравственно-ценностное содержание, в нем слова и вещи сопричастны друг другу, а объяснение выстраивается по принципу смысловых зависимостей.как герменевтическое истолкование символов. 2. Два пути познания органично присущи христианскому средневековью путь мистического откровения и познания как научения истолкованию Божьего Слова. 3. В сравнении знания и веры вера предстает как высший род знания, а Истина как подлинно христианский путь жизни, как подвиг веры. 4. В номинализме впервые с философских позиций намечаются предпосылки для отделения гносеологической тематики от решения онтологических вопросов.

Раздел III.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 612 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.