Поскольку тревога является настораживающим сигналом, она может рассматриваться как такая же эмоция, что и страх. Она предупреждает о внешней или внутренней опасности; она важна для спасения жизни. Тревожность на низком уровне предупреждает об опасности повреждения тела, боли, беспомощности, возможном наказании или фрустрации социальных или телесных потребностей, о разлуке с любимым, об угрозе своим успехам или положению или же опасности, грозящей разрушить согласие и единство. Таким путем она подсказывает организму, что надо предпринять необходимые меры, чтобы предупредить опасность или по меньшей мере ослабить ее последствия. Несколькими примерами того, как тревога помогает отражать опасность, возникающую в повседневной жизни, являются случаи, когда берешься за тяжкий труд подготовки к экзамену, тайком прокрадываешься в спальню после опоздания, надеясь избежать наказания, а также быстро бежишь, чтобы успеть на последний пассажирский поезд. Тревога предупреждает вред, настораживая человека и заставляя его выполнять определенные действия, которые опережают опасность.
Поскольку отвечать тревогой на некоторые грозящие опасностью ситуации явно приносит пользу, можно говорить о нормальной тревожности в противоположность ненормальной или патологической тревожности. Тревога нормальна для младенца, который напуган разлукой с родителями или потерей любви, для ребенка, который первый раз пошел в школу, для подростка во время первого свидания и для взрослого, размышляющего о старости и смерти, а также для всех людей, которых постигла болезнь. Тревога в норме сопутствует росту, изменениям или переживанию чего-то нового и неизведанного, а также поиску своей личностной роли и значимости в жизни. Патологическая тревожность, напротив, является неадекватным ответом на данный стимул или по своей интенсивности, или длительности.
Тревога обычно приводит к действиям, направленным на то, чтобы устранить или уменьшить опасность. Эти действия обычно являются конструктивными, совершая их, человек использует механизмы, позволяющие справиться с трудностями, если действие в основным осознанное или преднамеренное (такое, как подготовка к экзамену) или защитные механизмы, если поведение преимущественно обусловлено бессознательными силами (например, подавление или вытеснение осознания пугающего импульса или мысли).
Защитный механизм может быть адаптивным или дезадаптивным в зависимости от результатов. Подавление часто используется человеком на протяжении его жизни с целью достичь гармонии с. окружающими и с самим собой. Механизмы подавления или другие защитные механизмы могут рассматриваться как нарушенные только в тех случаях, когда это проявляется в нарушении поведения.
Перечислим в общем виде защитные механизмы.
Отрицание. Механизм, в котором не признается существование неприятных фактов. Термин относится к тем случаям, когда исключается осознанное понимание какого бы то ни было аспекта реальности; если бы он осознавался, возникла бы тревога.
Смещение. Механизм, с помощью которого эмоциональный компонент неприемлемой идеи или объекта переводится в более приемлемую.
Диссоциация. Механизм, включающий выделение каждой группы психических или поведенческих процессов из остальных видов психической активности субъекта. Он может состоять в отделении идеи от сопровождающего ее эмоционального тона, как это наблюдается при диссоциативных расстройствах.
Идентификация. Механизм, которым субъект строит свой собственный образ по образу другого субъекта; при этом более или менее постоянно имеют место нарушения собственного «я».
Идентификация с агрессором. Процесс, при котором личность внутренне объединяется с психическим образом другого человека, являющегося источником фрустрации из внешнего мира. Это примитивная защита, действующая в интересах и обслуживающая развивающееся эго. Классический пример защиты, которая появляется к концу стадии Эдипова комплекса, когда мальчик, основным источником любви и удовольствия которого является мать, идентифицирует себя с отцом. Отец является источником фрустрации, будучи мощным соперником в отношении матери, и ребенок не может справиться или убежать от отца, так что он должен идентифицироваться с ним.
Объединение. Механизм, которым физическая репрезентация другого лица или каких-то свойств другого лица ассимилируется в самого себя с помощью фигурального процесса символического орального приема пищи. Он представляет собой особую форму интроекции и является наиболее ранним механизмом идентификации.
Интеллектуализация. Механизм, в котором обусловливание или логика используются как попытка избежать конфронтации с нежелаемым импульсом и, таким образом, защищают от тревоги. Он известен также как компульсия размышления или мыслительная компульсия.
Интроекция. Бессознательная, символическая интериоризация физического образа ненавидимого или любимого внешнего объекта с целью установления близости с ним и его постоянного присутствия. Рассматривается как незрелый защитный механизм. В случае, если объект любимый, тревога, являющаяся результатом разлуки, или напряжение, возникающее от амбивалентного отношения к объекту, снижаются; в случае, если этот объект вызывает страх и ненависть, интериоризация его злобных или агрессивных черт служит, чтобы избежать тревоги, символически подвергая эти черты своему собственному контролю.
Изоляция. В психоанализе это механизм, заключающийся в отделении идеи или памяти от эмоционального тона, которым они сопровождаются. Неприемлемое содержание мыслей, таким образом, освобождается от беспокоящих и неприятных эмоциональных нагрузок.
-371-
Проекция. Бессознательный механизм, с помощью которого субъект приписывает другим людям те обычно неосознаваемые мысли, идеи, ощущения и импульсы, которые нежелательны или неприемлемы ему в самом себе. Проекция защищает личность от тревоги, возникающей в результате внутреннего конфликта. Воплощая все, что для него неприемлемо, вовне субъект поступает с этим так, как будто ситуация отделена от него самого.
Рационализация. Механизм, которым иррациональное или неприемлемое поведение, мотивы или чувства логически оправдываются или делаются осознанно переносимыми благовидными способами.
Регрессия. Механизм, в котором субъект претерпевает частичное или полное возвращение к более ранним паттернам адаптации. Регрессия наблюдается, в частности, при шизофрении.
Репрессия. Механизм, в котором неприемлемое содержание мыслей изгоняется из сознания или находится вне его. Термин был введен Фрейдом; механизм важен как для нормального психологического развития, так и для образования невротических и психотических симптомов. Фрейд выделял два вида репрессий: 1) собственно репрессия—репрессированный материал когда-то доминировал в сознании; 2) первичная репрессия—репрессированный материал никогда не был в сфере сознания.
Сублимация. Механизм, в котором энергия, связанная с неприемлемыми импульсами или побуждениями, отводится в личностно и социально приемлемые каналы. В отличие от других защитных механизмов сублимация дает какое-то минимальное удовлетворение от инстинктивных побуждений или импульсов.
Замещение. Механизм, в котором субъект замещает неприемлемые желания, побуждения, эмоции и цели на более приемлемые.
Подавление. Осознанный акт торможения и контроля над неприемлемыми импульсами, эмоциями или мыслями. Подавление отличается от репрессии тем, что репрессия является бессознательным процессом.
Символизация. Механизм, с помощью которого одна идея или один предмет переводится на другой, поскольку они имеют какие-то общие аспекты или качества. Символизация основывается на сходстве и ассоциации. Формирующиеся символы защищают субъекта от тревоги, которая связана с оригинальными идеями или предметами.
Аннулирование. Механизм, с помощью которого субъект символически действует противоположно чему-либо неприемлемому, что уже сделано или против того, от чего это должно защищать себя. Являясь примитивным защитным механизмом, аннулирование есть форма волшебного действия. По своей природе склонное к повторяемости, оно часто наблюдается при обсессивно-компульсивных расстройствах.