«Нападение на любых гражданских лиц» означает линию поведения, включающую многократное совершение актов, составляющих преступления против человечности, против любых гражданских лиц, предпринимаемых в целях проведения политики государства или организации, направленной на совершение такого нападения, или в целях содействия такой политике.
«Истребление» включает умышленное создание условий жизни, в частности лишение доступа к продуктам питания и лекарствам, рассчитанных на то, чтобы уничтожить часть населения.
«Порабощение» означает осуществление любого или всех полномочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми.
«Депортация или насильственное перемещение населения» означает насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают, в отсутствие оснований, допускаемых международным правом.
«Пытки» означают умышленное причинение сильной физической или психической боли, страданий лицу, находящемуся под стражей или под контролем обвиняемого [34].
«Принудительная беременность» означает незаконное лишение свободы женщины, которая стала беременной в принудительном порядке, с целью изменения этнического какого-либо населения или совершения иных серьезных нарушений международного права.
«Преследование» – это умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к той или иной группе или иной общности.
«Преступление апартеида» Статут трактует как бесчеловечные действия совершаемые в контексте институционализированного режима угнетения и господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой [35].
«Насильственное исчезновение людей трактуется как арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией с целью лишения их защиты со стороны закона в течение длительного времени.
К числу военных преступлений Статут относит широкий перечень нарушений законов и обычаев войны в части использования запрещенных средств и методов войны, а также нарушений Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года с Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 года.
Судьи избираются Ассамблеей государств-участников путем тайного голосования сроком на девять лет на основе обеспечения в составе Суда представительства основных правовых систем мира, с учетом справедливого географического представительства и справедливого представительства судей женского и мужского пола с учетом необходимости иметь в составе Суда судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам.
Местопребывание Суда – город Гаага (Нидерланды). Но по желанию Суда он может заседать и в других местах и государствах.
Международным уголовным судом предъявлено обвинение руководителям «Армии сопротивления Господа» в Северной Уганде за преступления против человечности. Томас Лубанга, один из руководителей милиции в Демократической Республике Конго, обвиняется по трем эпизодам военных преступлений за использование в своей армии детей-солдат. Кроме того, суд выдал ордера на арест двух высокопоставленных должностных лиц Судана. Государственный министр правительства Ахмад Харун обвиняется в вооружении, финансировании и руководстве проправительственных милицейских отрядов «Джанджавид», совершавших нападения на гражданских лиц в Дарфуре. Али Кушайб обвиняется в том, что был одним из командиров милицейских отрядов «Джанджавид» в Дарфуре. В отношении них ведется следствие по 51 эпизоду военных преступлений и преступлений против человечности, включая изнасилования, убийства, пытки, преследования, насильственные перемещения, нападения на гражданское население Дарфура и многое другое.
Помимо лишения свободы, Суд может назначить штраф, конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления. Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначаемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять осужденных.
Практическая деятельность Международного уголовного суда может значительно повлиять на оперативное и эффективное рассмотрение случаев нарушения норм международного права, усилить роль международных договоров в деле предотвращения преступлений против человечности, против мира, минимизировать негативные последствия войн и военных конфликтов.