В целом нужно рассказать лишь о том, что I доп. протоколом устанавливается статус журналиста на войне. Согласно нему, "пойманный" журналист имеет право на обращение с ним, как с военнопленным. При этом он должен доказать, что он журналист, а не шпион, с помощью удостоверения аккредитованного военкорра, который делается по общему образцу. Кстати, в Женевской конвенции 49 года, журналист на войне определяется, как "военный корреспондент". А в первом протоколе это понятие расширяется. Журналист на войне, в целом, рассматривается как гражданское лицо, правда, до тех пор, пока он ведет себя как гражданский, т.е., пока не берет оружие.
+ я думаю, можно сказать, что на редакции СМИ и теле и радиостанции запрещается нападать, даже если они СМИ используются для пропаганды. Но на редакции можно нападать, если их здания используются исключительно в военных целях.
Проблемой безопасности журналиста в условиях вооруженного конфликта занимаются специалисты в различных странах мира. В Лондоне проводятся семинары для людей, выезжающих на войну. Эту школу проходят журналисты многих западных компаний – CNN, NBC, BBC. Эти компании теперь не отпускают своих журналистов в «горячие точки» без окончания «спецкурса»[25].
Associated Press, British Broadcasting Corporation, CNN, ITN Network и Reuters совместно приняли правила, требующие специального обучения самозащите и безопасности штатных и нештатных сотрудников в условиях вооруженных конфликтов. Эти правила предлагают обязательное обучение и предусматривают обязательное страхование и предоставление журналистам «защитного оборудования». Правила призывают информационные агентства объединять при освещении опасных регионов свои усилия, а также организовывать добровольное консультирование с психологами журналистам, возвращающимся с заданий.
При освещении вооруженного конфликта идеальным для СМИ является отражение позиций обеих сторон конфликта. Этот же принцип должен распространяться и на информацию.
Последняя тенденция - это так называемая «медиатизация» межгосударственных конфликтов, то есть, интенсивное воздействие средств массовой информации на развитие противоречий этнического, религиозного, социально-политического характеров. Однако, безусловно, такое влияние может быть как позитивным, так и негативным.
Массмедиа специалисты ассоциируют «медиацию» как «посредническую миссию медиа в социальных драмах»[26]. Именно такое положение, когда СМИ, международные общественные организации и международные политические институты являются посредниками в межгосударственных и межнациональных спорах, можно идентифицировать с реализацией норм международного гуманитарного права, иными словами, «гуманизацией» противоречий и споров. Такой процесс может развиваться по трем направлениям: СМИ как механизм миротворчества; СМИ как посредники; СМИ как субъект конфликта, объективно освещающие развитие и причины противоречий.
Статья 79 Дополнительного протокола № 1 регламентирует защиту, предоставляемую журналистам. Следует обратить внимание на первый и второй параграфы данной статьи, которая говорит о предоставлении защиты журналистам как гражданским лицам. После второй мировой войны ООН предлагала сделать специальные опознавательные знаки для журналистов, ввести определенный учет журналистов, создать базу данных, создать международную организацию, которая могла бы регулировать направление журналистов в различные “горячие точки”.
Однако сами журналисты выступили против. опасение, что подобная защита на самом деле будет определенным инструментом давления на журналистов.
Единственное, что сегодня реально предоставляет защиту журналистам в зоне вооруженного конфликта, это нормы МГП, которые говорят о том, что журналисту оказывается защита, как и любому гражданскому лицу.
В любом случае не разрешается журналисту брать в руки оружие. он квалифицируется уже не как журналист, а как военнослужащий, который в данном становится участником вооруженного формирования.
Существует так называемое удостоверение журналиста, находящегося в опасной командировке. Это удостоверение, считается общепризнанным международным документом и позволяет идентифицировать личность журналиста в зоне вооруженного конфликта.
29. Последствия нарушения гуманитарного права.
Про 29 не могу ничего конкретного сказать. Но я думаю, нужно сказать, что за нарушения МГП следуется индивидуальная и коллективная ответственность, которая будет рассматриваться в суде.
Что-то типа того
Ответственность за нарушение гуманитарного права следует рассматривать как коллективную ответственность, особенно государства (а в зависимости от обстоятельств и стороны повстанцев) или как индивидуальную ответственность конкретных правонарушителей. Субъектами международных преступлений выступают государства и другие субъекты международного права, которые могут нести политическую и материальную ответственность за их совершение. Физические лица несут индивидуальную уголовную ответственность.
К международным преступлениям относят особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющие основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом. Перечень данного вида преступлений содержится в Уставах Международных военных трибуналов 1945 и 1946 годов, Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 года и Дополнительном протоколе I 1977 года.
Уголовные преступления международного характера в основном посягают на внутригосударственный, национальный правопорядок и одновременно затрагивают интересы других государств или международного сообщества в целом.
Юридическая литература делит преступления данной категории на три основные группы. Первая – преступления против стабильности международных отношений: международный терроризм; захват заложников; захват, угон самолетов и других авиатранспортных средств; хищения ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, а также участие в качестве наемника в военных действиях; пропаганда войны и другие. Вторая – действия, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств: торговля наркотиками, контрабанда, фальшивомонетничество и другие. И третья – преступные посягательства на личные права человека: обращение в рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми, пытки, распространение порнографии и другие.
За несоблюдение норм международного гуманитарного права предусматривается ответственность на национальном и на международном уровнях. Следует иметь в виду, что национально-правовые санкции за совершение международных преступлений и уголовных преступлений международного характера закрепляются во внутригосударственном уголовном законодательстве. Таким образом, ответственность наступает на основе международных соглашений, но по национальному праву.
Статья 1, общая для четырех и Дополнительного протокола I, обязывает договаривающиеся стороны не только соблюдать эти Конвенции и протокол, но и «заставлять соблюдать» их. Тем самым на государства возлагается коллективная ответственность за уважение международного гуманитарного права.