Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аздел 1. јрт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технологи€ менеджмента




–азделы дисциплины: 1)јрт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технологи€ менеджмента; 2)јрт-менеджмент за рубежом: прошлое, насто€щее, будущее; 3) –оссийский арт-менеджмент в системе мировой арт-индустрии; 4) ”правление производственными процессами в сфере арт-бизнеса; 5) —пецифика отдельных видов арт-рынка в услови€х развити€ современного российского общества.

Ќаиболее эффективным €вл€етс€ полихудожественный подход в обучении студентов, что позвол€ет им приобретать базовые профессиональные навыки на основе разных видов искусства и художественно-творческой проектной де€тельности. ¬ этом случае Ђвсе виды искусства выступают как €влени€ жизни в целомї.

—ледует отметить, что технологии арт-менеджмента основываютс€ на иде€х технологии мастерских, которую исповедует Ђ‘ранцузска€ группа нового воспитани€ї (‘. —елестен и др.), иде€х свободного воспитани€ ∆.∆. –уссо, Ћ. “олстого, —. ‘рене, психологии гуманизма Ћ.—. ¬ыготского, ∆. ѕиаже,  . –оджерса.

¬ технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знани€. “ехнологии арт-менеджмента предполагают: - организацию совместных действий, ведущую к активизации образовательного процесса; - распределение начальных действий и операций, обуславливающих особенности изучаемого объекта; - коммуникацию, общение, благодар€ которым планируютс€ услови€ де€тельности и выбор соответствующих способов действи€; - обмен способами действи€, который задаетс€ необходимостью получени€ совокупного творческого продукта де€тельности; - взаимопонимание, которое диктуетс€ характером включени€ студентов в совместную де€тельность; - рефлексию, через которую устанавливаетс€ отношение участников к собственному действию и обеспечиваетс€ адекватна€ коррекци€ этого действи€.

ќсобенной методикой арт-менеджмента €вл€етс€ метод проектов. ¬ этой св€зи художественное проектирование рассматриваетс€ автором как один из важных методов развити€ творческого воображени€ студентов вуза в процессе обучени€. ¬ художественном проектировании сама по себе иде€ играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его част€м и детал€м, воплоща€сь в художественном замысле. ‘ормирование идеи (замысла) составл€ет основу художественного проектировани€, наход€щую отражение в постановке генеральной (конечной) цели, что требует от студентов владени€ навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного решени€ проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением художественно-эстетического опыта, формирующегос€ мировоззрени€, ценностно-ориентационной направленности личности и др.

“ехнологии арт-менеджмента состо€т из р€да заданий, которые направл€ют работу студентов в нужное русло, но внутри каждого задани€ они абсолютно свободны и вынуждены осуществл€ть собственный выбор формы художественно-творческой де€тельности, средств дл€ достижени€ цели и т.д. ¬ этом заключаютс€ особенности содержани€ технологий арт-менеджмента. ¬ этой св€зи инновационные технологии арт-менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становлени€ профессиональной компетентности личности студента, которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаютс€ ценностные ориентации и значение художественно-творческой де€тельности.

¬недрение современных технологий арт-менеджмента в систему высшего образовани€ предполагает: 1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий; 2) Ђпогружениеї в художественно-проектную де€тельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий; 3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости; 4) побуждение к самореализации в профессиональной де€тельности, выдвижению новых целей и творческих замыслов.

¬ последние дес€тилети€ XX - нач. XXI вв. повысились требовани€ к профессиональной де€тельности и ответственности за социальные результаты в области менеджмента в сфере культуры и искусства. Ќе случайно в исследовани€х современных ученых арт-менеджмент рассматриваетс€ как своеобразна€ культура управлени€, присуща€ развитой гуманистической цивилизации (јлексеевский ¬.—. —оциокультурна€ концепци€ общей теории менеджмента// ћенеджмент в –оссии и за рубежом. є2. Цћ.,2004.—.24).

јрт-менеджер имеет достаточно широкое поле де€тельно≠сти, поскольку художественно-творческий продукт очень много≠образен. ѕод ним можно понимать и произ≠водство разнообраз≠ных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных ве≠черов, организацию показа мод, выставок художественных произведений, произ≠водство кино-, аудио- и видеопродукции и мн.др. ќднако, как отмечают ученые, сложившийс€ социально-политический и культурно-психологический контекст господствующей культуры определил характерные черты массофицированной личности.   ним можно отнести социальную дезориентированность относительно ценностей и приоритетов даже жизненно важного плана (цель и смысл жизни, жизненный идеал и т.д.) (—амохвалова ¬.». ћассова€ культура в современном социуме //ћассова€ культура - ћ., 2004, с. 69). ¬ данном случае эстетическое, вход€ в жизнь, утрачивает многие свои качества, а искусство утрачивает свою традиционную специфику и духовность, адаптиру€сь к повседневности.

»зменение в сложившейс€ ситуации видитс€ нам через подготовку специалистов нового поколени€ (в услови€х освоени€ арт-менеджмента), способных направить свою профессиональную де€тельность на регулирование процессов в сфере культуры и искусства и вли€ть на экономическую, политическую, социальную и духовную составл€ющую жизни общества. —ледует отметить, что обучение основам арт-менеджмента помогает раскрыть не только возможности становлени€ профессиональной компетентности личности студента, но и создать особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаютс€ ценностные ориентации, значение искусства и художественно-творческой де€тельности в жизни каждого человека.

Ћекци€ 1.2. јрт-менеджмент за рубежом: прошлое, насто€щее, будущее. »стори€ формировани€ и развити€ арт-индустрии в ≈вропе и —Ўј Ц 2 ч. аудиторной работы

ѕлан лекции:

1. »сторические аспекты и тенденции становлени€ арт-индустрии за рубежом. “рубадурское движение во ‘ранции. Ќаписание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, брод€чие артисты. 18 в. Ц по€вление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. Ђ“еатр ћонтасьеї. “еатр Ђ¬одевильї. –ождение джаза. —тановление рок-музыки. –ок-оперы.

2. “ри этапа развити€ арт-рынка. «арождение арт-рынка в јнглии в конце XVII века. ¬торой период развити€ арт-рынка Ц зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. “ретий период развити€ арт-рынка Ц признание авангарда Ђплатежеспособнымї, усиление роли арт-критика.

—одержание:

 

1. »сторические аспекты и тенденции становлени€ арт-индустрии за рубежом. “рубадурское движение во ‘ранции. Ќаписание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, брод€чие артисты. 18 в. Ц по€вление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. Ђ“еатр ћонтасьеї. “еатр Ђ¬одевильї. –ождение джаза. —тановление рок-музыки. –ок-оперы.

јрт-индустри€ (от лат. art-, industria Ц де€тельность) - сфера де€тельности, сектор арт-рынка, включающий в себ€ производство, сбыт произведений искусства и услуг в сфере культуры, сопр€жЄнные секторы и потребительскую аудиторию.

“рубадурское движение во ‘ранции (конец XI в.): написание музыки под заказ; ќсновной вид лирики трубадуров - canso-Ђпесн€ї (кансона) в несколько строф, с Ђпосылкойї (tornada) вместо припева; жанровое разнообразие песен (от сюжетов любовной лирики до воспевани€ боевых подвигов военноначальников); наемные певцы, брод€чие артисты (жонглеры), зазывалы.

ѕостепенна€ профессионализаци€ трубадурского мастерства и стандартизаци€ формальной стороны трубадурской поэзии в ее классический период. “рубадурское движение во ‘ранции (конец 11 в.) выступило носителем новой общественной идеи. ≈го особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевани€ боевых подвигов военноначальников. –аспростран€ли музыкальное творчество наемные певцы и брод€чие артисты. —атира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, музыкальна€ эксцентрика €вились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихс€ в шуме карнавальных и площадных увеселений. «азывалы, которые при помощи прибауток, острот, веселых куплетов сбывали любой товар на площад€х, рынках, в последствии €вились предшественниками конферанса. ¬се это носило массовый и доходчивый характер, что и €вилось непременным условием существовани€ всех эстрадных жанров. ¬се средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. ќсновой представлени€ была миниатюра, что отличало их от театра, главной особенностью которого €вл€ютс€ элементы, св€зывающие действие воедино. Ёти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напр€мую обща€сь со зрителем. Ёто и сейчас основна€, отличительна€ черта современного шоу.

ѕо€вление различных развлекательных заведений XVIII век: мюзик-холлы, варьете, кабаре, министрел-шоу (синтез €рморочных и карнавальных представлений); особый уровень исполнительского искусства (открытость, лаконизм, импровизаци€, праздничность, оригинальность, зрелищность); театр ћонтансье - культурно-развлекательный центр (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. театр Ђ¬одевильї (1792 г.). –епертуар театра составл€ют комедийные пьесы, в которых чередуютс€ диалоги с куплетами, песн€ми и танцами; кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта.

¬зарубежных странах по€вились различные развлекательные заведени€ - мюзик-холлы, варьете, кабаре, менестрель-шоу, которые соединили в себе весь опыт €рморочных и карнавальных представлений и €вились предшественниками современных зрелищных организаций. — переходом многих уличных жанров в закрытые помещени€ стал формироватьс€ особый уровень исполнительского искусства, так как новые услови€ требовали более сосредоточенного воспри€ти€ со стороны зрител€. —формировавша€с€ во второй половине 19 века де€тельность кафе - шантанов, кафе - концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развитьс€ таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. ”спех таких кафе вызвали по€вление более крупных, зрелищных предпри€тий - кафе-концертов, как, например Ђјмбассадорї, ЂЁльдорадої и другие. ƒанной форме показа номеров были свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизаци€, праздничность, оригинальность, зрелищность. ¬ это врем€ ‘ранци€ приобретает статус культурно-развлекательнго центра. Ђ“еатр ћонтасьеї (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. ¬ 1792 г. большую попул€рность приобретает театр Ђ¬одевильї. –епертуар театра составл€ют комедийные пьесы, в которых чередуютс€ диалоги с куплетами, песн€ми и танцами. Ѕольшой попул€рностью пользовались кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта. –азвива€сь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. —амо ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменение формы сценической площадки.

ƒжаз (англ. Jazz) возник в конце XIX Ч начале XX века в —Ўј в результате синтеза африканской и европейской культур. ’арактерные черты музыкального €зыка: импровизаци€, полиритми€, уникальный комплекс приЄмов исполнени€ ритмической фактуры (свинг).  ультурно-развлекательный центр переноситс€ в јмерику. ќсобой вехой этого периода €вилось развитие джаза: джаз становитс€ частью культуры клубов, особый дизайн концертных залов, первые афиши, плакаты, фотографии Ђзвездї. Ќесмотр€ на то, что джазова€ музыка зародилась в капиталистическом обществе, где основой экономических отношений €вл€лс€ рыночный механизм, этот музыкальный жанр, не име€ широкой попул€рности и, зачастую, не принос€щий коммерческого успеха, тем не менее выступал общепризнанным социокультурным феноменом современности. ¬ джаз - дансингах - залах дл€ танцев звучала джазова€ и стилизованна€ под джаз танцевальна€ и развлекательна€ музыка в исполнении больших оркестров. ƒжаз - клубы представл€ли собой большую танцевальную площадку со сценой дл€ выступлени€ музыкантов. ќб€зательными атрибутами джаз - клуба €вл€лись бар и ресторан.
Ѕигбэнды выступали в сопровождении джаз - балета, артистов оригинального жанра.  онцертные выступлени€ носили характер шоу.
— отменой сухого закона в јмерике усилилс€ подъем индустрии развлечений. Ќар€ду с клубами, имевшими узкую направленность, открылось огромное количество клубов типа - мюзик - холл. ƒжаз становитс€ основой дл€ постановок мюзиклов. Ётот период расцвета коммерческой стилизованной джазовой музыки рождает джазовые стандарты, €вл€ющиес€ основой, хрестоматийной классикой традиционного джаза, широко используемые как темы дл€ импровизации. √ород Ќовый ќрлеан, сыгравший значительную роль в формировании джаз - клубов на прот€жении долгого времени, начина€ с конца XIX века стал центром клубной жизни штата Ћуизиана.
Ќовый ќрлеан был городом клубов различного назначени€.  лубы выступали как общественные институты, добровольные объединени€ групп людей определенной социальной и этнической принадлежностью с целью общени€, св€занного с различными интересами и потребност€ми в совместной де€тельности, включающей в себ€ совместное музицирование не только на любительском, но и на профессиональном уровне.

ѕовсеместно стала распростран€тьс€ система арт - менеджмента в области джазового искусства, а также джаз - агентства, музыкальные биржи. “радиции антрепренерства. — развитием и становлением джазового искусства через систему клубных досуговых учреждений постепенно формируетс€ соответствующее направление в системе специального музыкального образовани€ в государственных и частных учебных заведени€х —Ўј и ≈вропы. ќткрываютс€ факультеты композиции с об€зательным углубленным изучением основ импровизации при консерватори€х, университетах, музыкальных колледжах, и академи€х из€щных искусств. ƒжаз как социально-культурный феномен начинают подробно изучать на факультетах культурологии, социологии культуры, искусствоведени€. Ѕлагодар€ этому прогрессивному €влению за рубежом по€вл€етс€  онцертный джаз, как одна из форм клубной де€тельности, а также создаютс€ профессиональные клубы джазовых музыкантов за рубежом. ¬ 20-е годы большой попул€рностью пользовались концертные обработки песенных, танцевальных и джазовых мелодий, исполн€вшиес€ т.н. оркестрами симфоджаза. ¬ этот же период возникает самобытный концертный джазовый стиль, разработанный ƒюком Ёллингтоном и музыкантами его оркестра. —пециальный дизайн интерьера, создавал особую неповторимую атмосферу и ауру джаз - клуба, и отражающую имидж заведени€. јксессуарами интерьера €вл€лись личные вещи, фотографии, музыкальные инструменты попул€рных исполнителей, представл€ющие антикварную ценность. „ем больше были коллекции личных вещей, принадлежавших знаменитости, тем престижнее был уровень заведени€. ѕри выступлении джазмены строго придерживались музыкальной стилистики, на которую была ориентирована де€тельность клуба. ¬ последствии джаз распространилс€ во всех странах ≈вропы.

–азвитие кинематографа произвело ошеломл€ющий эффект по всему миру, в последствии станов€сь непосредственным атрибутом любого общества. — конца 1880-х-начала 1900-х годов он тесно соседствует с формирующейс€ отечественной эстрадой, как заведение и как зрелище €вл€етс€ непосредственным продолжением балагана. Ћенты перевозились из города в город предпринимател€ми на фургонах вместе с проекционной аппаратурой. ќтсутствие электричества тормозило развитие кинематографа на значительной территории страны. ”читыва€ этот факт, предприниматели приобретают небольшие переносные электрические станции, которые значительно расширили возможности кинопроката.

—ередина 20 в. - становление рок-музыки. ѕервые рок-оперы - музыкально-драматического жанра, основой которого €вл€етс€ стилистика рок-н-ролла: 1. —очетание диалогов с танцевальными эпизодами, специфической пластикой, вокалом, эксцентрическими приемами звукового оформлени€ и светотехники; 2. –ок-опера объединена общим сюжетом, однако кажда€ композици€ может восприниматьс€ как отдельное произведение; 3. —очетание рок-музыки, фольклора и джаза; 4. ѕереосмысление мифологических и библейских сюжетов (». ’ристос-хиппи, бунтарь, бросивший вызов обществу).
 онец 20 в. ознаменовалс€ развитием поп-рок-музыки, сочетающей все направлени€ эстрадного искусства; соедин€ющей и создающей новые музыкальные стили, вбирающей все виды художественной культуры и современнго творчества.

2. “ри этапа развити€ арт-рынка. «арождение арт-рынка в јнглии в конце XVII века. ¬торой период развити€ арт-рынка Ц зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. “ретий период развити€ арт-рынка Ц признание авангарда Ђплатежеспособнымї, усиление роли арт-критика.

 

«арождение арт-рынка в јнглии (конец XVII века). ’удожественный рынок Ц система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируютс€ спрос и предложение на предметы искусства, определ€етс€ их эстетическа€ ценность и материальна€ стоимость.

Ѕуржуазна€ революци€ способствовала формированию рыночной экономики; протестантска€ этика раннего капитализма; по€вление рынка искусства; статус художника определ€лс€ торгами, то есть показателем, состо€щим из цены на работу и количества проданных работ; вли€ние на национальные арт-рынки √олландии, √ермании и —Ўј. “очна€ дата возникновени€ арт-рынка 21 июн€ 1693 года, когда в Ѕанкетном доме в поместье ”айтхолл Ћордом ћелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. ¬ первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.

–азвити€ арт-рынка в середине XIX века: зарождение матрицы арт-рынка (создаетс€ структура художественного рынка: дилеры, торговцы произведени€ми искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); по€вл€ютс€ коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

–асширение арт-рынка. —о второй половины XIX века происходит раделении арт-рынка на две сферы Ц сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. »зменилс€ класс потребителей дорогосто€щего искусства (аристократи€ и богатые представители буржуазии)

ѕризнание авангарда Ђплатежеспособнымї, усиление роли арт-критика XXI век. Ќова€ волна подъема арт-рынка: виртуализаци€ рынка, по€вление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определ€ютс€ центры мирового художественного рынка (Ћондон, Ќью-…орк, “окио).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1373 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2134 - | 1860 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.