Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аздел 2. –оссийский арт-менеджмент в системе мировой арт-индустрии Ц 6 ч. аудиторной работы




Ћекци€ 2.1. –оссийский арт-менеджмент: истори€ становлени€ и развити€ - 4 ч. аудиторной работы

ѕлан лекции:

1. јрт-менеджмент в –оссии: особенности становлени€ и развити€. ќсобенности и характерные черты отечественной арт-индустрии, национальный компонент, ментальность.

2. Ётапы развити€ арт-индустрии в –оссии.—овременное состо€ние российского арт-рынка: галереи, аукционные дома, коллекционеры, критики, журналисты.

3. ѕотенциал российского арт-рынка. —тепень надежности вложений и степень доходности арт-рынка –оссии. ѕрестижность инвестиций в произведени€ искусства. Ђ“енева€ї сторона российского арт-бизнеса.

 

—одержание

 

1. јрт-менеджмент в –оссии: особенности становлени€ и развити€. ќсобенности и характерные черты отечественной арт-индустрии, национальный компонент, ментальность.

 

¬озникший в постперестроечный период арт-менеджмент в –оссии соединил накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развиваетс€ в новых услови€х, по правилам рыночных отношений. ƒо перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положени€ми, инструкци€ми, что оказало большое вли€ние на идеологическую направленность творчества исполнителей. ќсобенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Ѕыли созданы специальные государственные учреждени€, которые занимались организацией концертной де€тельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады. ¬ эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как Ђ√осконцертї, Ђ—оюзконцертї, Ђ–осконцертї, республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединени€, осуществл€вшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. ѕон€тно, что вс€ эта разветвленна€ структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. —вободное предпринимательство каралось законом как нелегальна€ де€тельность. ¬месте с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигаетс€ музыкально-просветительска€ и культурна€ работа. —уществовали жесткие требовани€ к посто€нному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Ѕорьба против неоправданного исполнени€ под фонограмму. √осударственный план концертно-гастрольной де€тельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. ‘инансирование гастрольных планов осуществл€лось из государственного бюджета. ќтлаженным механизмом было проведение регул€рных концертов артистов по трем номинаци€м эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в ћоскве и др.
ѕрограммы ÷“¬ и ¬сесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиес€ жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровнем программ.

ќгромное вли€ние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. ¬ 60-70-е годы нар€ду с официальной эстрадой под вли€нием английской группы ЂBeatlesї и не только ее по€вл€ютс€ коллективы, в основном любительские, исполн€вшие музыку в стиле рок. Ёто направление получило название Ђмолодежна€ музыкаї. »менно ее легализаци€ и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой Ђмагнитофонной культурыї создали предпосылки дл€ возникновени€ и развити€ насто€щего шоу-бизнеса в –оссии.

— возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиватьс€ альтернативные направлени€. ѕо€вл€ютс€ проблемы, св€занные с реорганизацией этой де€тельности. —формировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоени€ государством его труда. ѕо€вление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлени€м. –езультат этого процесса очевиден: крушение старой структуры, упразднение Ђ–осконцертаї и всех структур в области культуры и искусства, становление нового концертного мира, переход на экономическое обеспечение в сфере культуры и искусства, по€вление пиратства, отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, возникновение Ђдвойниковї известных коллективов и отдельных исполнителей.
ƒемократизаци€ общественной жизни привела к приобретени€м, но и к существенным потер€м.   первым следует отнести избавление от идеологического пресса, преследований композиторов и исполнителей за их творческие позиции, от ограничений в передвижении по миру и обретение подлинной свободы творчества.

—тановление законодательства, регулирующего проблемы шоу-бизнеса: закон о защите авторских прав. —тановление профессиональных объединений ведущих компаний-производителей арт-продукции. јнализ де€тельности јссоциации производителей кинопродукции јмерики Ђјѕ јї. –оссийска€ антипиратска€ организаци€ Ђ–јѕќї. Ќациональна€ ассоциаци€ производителей аудио продукции –оссии Ќјѕј. Ќациональное объединение культурных сообществ ЂЌќ —ї. ќсновные идеи ЂЌќ —ї: сохранение и развитие национальных и отечественных культур; пропаганда культурного наследи€; объединение людей путем культурного взаимообмена; укрепление дружеских и братских св€зей между народами; утверждение гордости человека за свою нацию; содействие и укрепление –оссии как многонационального государства.

 

2. Ётапы развити€ арт-индустрии в –оссии. —овременное состо€ние российского арт-рынка: галереи, аукционные дома, коллекционеры, критики, журналисты.

ѕервый этап: ’VIII век -1917 гг. т.н. Ђдореволюционныйї этап. ¬торой этап: XX век - т.н. модель Ђзаказ - исполнениеї (государственна€ централизованна€ система заказа и распределени€ художественной продукции). “ретий: 1980 гг.- по насто€щее врем€ Ц современный этап становлени€ арт-рынка (ЂSoviet art-boomї или Ђрусский бумї, стратеги€ самопрезентации, ориентаци€ на модель международного художественного рынка, неразвитые формы основных элементов арт-рынка).

1990Ц1993 гг. - создание инфраструктуры арт-рынка (первые частные галереи (в начале 1990 года в ћоскве было всего две художественные галереи, в 1993 - около 300), художественные журналы, государственный центр современного искусства и окружающие его галереи стали официальными полномочными представител€ми отечественного современного искусства, незначительные денежные обороты, первые российские коллекции.

1993Ц1999 гг. кризис (отсутствие художественных инициатив, стратегии художественной политики)

Ќачало XXI века пробуждение художественного рынка (новые галереи, организаци€ ћосковской биеннале, приглашение иностранных кураторов), коллекционеры, творческие кластеры ÷—» Ђ¬инзаводї, Ђ√аражї и др.

ѕроблемы и перспективы российского арт-рынка: отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный; слабое использование менеджмента (модели культурного предпринимательства: 1) планова€ модель (администраторский тип); 2) модель предпринимательского типа, основанна€ на инновации).ќтсутствие института экспертов и

профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг художников; слишком большой диапазон авторов в галере€х; несовершенство законодательства, правова€ незрелость института экспертизы; отсутствие профильных —ћ», института художественной критики; отсутствие массового покупател€ произведений искусства.  онцепци€ развити€ отечественного арт-рынка, по€вление нового типа художника-предпринимател€; искусствовед-менеджер, арт-дилер (Ђтолковательї, Ђинтерпретаторї и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование); художественное коллекционирование как основа художественного рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса; проектный менеджмент, основанный на анализе ситуации, выделении приоритетов, видени€ перспективы развити€, позвол€ющий сконцентрировать все необходимые ресурсы дл€ решени€ наиболее актуальных задач развити€ регионального художественного рынка.

 

3. ѕотенциал российского арт-рынка. —тепень надежности вложений и степень доходности арт-рынка –оссии. ѕрестижность инвестиций в произведени€ искусства. Ђ“енева€ї сторона российского арт-бизнеса.

 

јрт-рынок как полифункциональное социокультурное €вление (функции арт-рынка: информационна€, посредническа€, ценообразующа€, стимулирующа€ и регулирующа€, художественно-эстетическа€). —воеобразный посредник взаимоотношени€ художника и публики. —ложна€ многоуровнева€ система инфраструктуры. —тепень надежности вложений и степень доходности арт-рынка –оссии.

ѕроблема стремительной криминализации арт-рынка. ѕо утверждению экспертов, по темпам роста и доходности теневой арт-бизнес сегодн€ может сравнитьс€ с подпольной торговлей оружием и бриллиантами. ѕочему преступлени€ против искусства практически ненаказуемы. ќтсутствие разработанного законодательства. ќстаютс€ нерешенными многие проблемы в развити€ сферы культуры. ¬ их числе: 1. ќтсутствие в обществе представлени€ о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики. 2. «аметное снижение культурно-образовательного уровн€ населени€. 3. «начительное количество пам€тников истории и культуры с высокой степенью разрушени€, повреждени€ и уничтожени€. 4. –егиональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населени€ услугами учреждений культуры и туризма. 5. —нижение доступности культурных форм досуга дл€ жителей сельской местности и небольших городских поселений. 6.  райне неудовлетворительное состо€ние большинства организаций культуры, наход€щихс€ в ведении муниципальных образований. 7. «начительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставл€емых услуг. 8. Ќедостаточный уровень отечественной кинопродукции, ее идейного содержани€, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. 9. ƒефицит квалифицированных кадров, в первую очередь дл€ проведени€ реставрационных работ на объектах культурного наследи€, в фондах музеев и библиотек. 10. Ќедопустимо низкий уровень оплаты труда в сфере культуры и недостаточный объѐм финансировани€ поддержки творческих коллективов. 11. Ќесоответствие уровн€ правового регулировани€ сферы культуры их значению дл€ устойчивого развити€ государства и общества. 12. ќтсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры и туризма.

Ћекци€ 2.2. Ќормативно-правовые основы современного российского арт-менеджмента - 2 ч. аудиторной работы

 

ѕлан лекции:

1. ¬иды участи€ государства государства в управлении арт-рынком в –оссии в современной ситуации. «аконодательство. ”чредительство. јдминистрирование. —тимулирование. √осударство-Ђпомощникї. √осударство-Ђархитекторї. √осударство-Ђпатронї. √осударство-Ђинженерї.

2. ћеждународные законодательные акты в сфере культуры и арт-бизнеса. –оссийское законодательство, регулирующее отношени€ в сфере арт-менеджмента. ћеждународные правовые аспекты оборота культурных ценностей.

—одержание:

1. ¬иды участи€ государства в управлении арт-рынком в –оссии в современной ситуации. «аконодательство. ”чредительство. јдминистрирование. —тимулирование. √осударство-Ђпомощникї. √осударство-Ђархитекторї. √осударство-Ђпатронї. √осударство-Ђинженерї.

 

–оль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование р€да рычагов: законодательство - создание правовых условий, норм, гарантий де€тельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнени€ действующих законов. —обственность (учредительство) - создание и де€тельность собственной сети учреждений культуры, учредител€ми которых выступают государственные органы.  онтроль и администрирование - де€тельность государственных органов управлени€ и контрол€ со стороны учредителей и вышесто€щих инстанции, а также вневедомственный контроль (налогова€ инспекци€, пожарный и санитарный надзор и т. д.).  ультурна€ политика - выработка приоритетных направлений развити€ сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровн€х. ‘инансирование - выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровн€, так и на реализацию Ђгосзаказаї - программ и проектов. ќрганизационна€ поддержка организаций, проектов, программ. ¬оспроизводство профессиональной среды - подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждени€х (вузах, средних специальных учебных заведени€х, курсах повышени€ квалификации), а также контроль за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждени€х и организаци€х вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитаци€).

—тимулирование - налогообложение и прочие действи€, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. »нформаци€ - информационное обеспечение выработки решений, де€тельности, анализа ее результатов.

 онкретна€ конфигураци€ государственного регулировани€ зависит от акцента на тех или иных рычагах. ќпредел€€ целесообразные пределы и формы государственного регулировани€ развити€ социально-культурной сферы, важно, избега€ идеологических стереотипов, опиратьс€ на накопленный отечественный и зарубежный опыт.

¬озможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

Ђѕомощникї - когда государство все свое внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообрази€ как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достига€ это поддержкой скорее культурной де€тельности в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений. »сточники финансировани€ в данном случае оказываютс€ разнообразными, а роль правительства состоит исключительно в поощрении этого разнообрази€ всеми силами.  лассический пример Ђпомощникаї - государственна€ поддержка культуры в —Ўј.

Ђѕатронї - когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и де€тельности. Ќапример, оно поощр€ет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем Ђпомощникї. “ипичный пример такой ситуации - ¬еликобритани€.

Ђјрхитекторї - когда помощь культуре и искусству со стороны государства €вл€етс€ частью его программы повышени€ благососто€ни€ общества. ¬ основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. —ама же поддержка выражаетс€ исключительно в долгосрочном пр€мом государственном финансировании. ѕример Ђархитектораї - ‘ранци€.

Ђ»нженерї - когда государство владеет и распор€жаетс€ средствами осуществлени€ культурной де€тельности и художественного творчества. Ќапример, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим цел€м и стандартам. ѕримером такой государственной политики €вл€етс€ бывший ———–.

2. ћеждународные законодательные акты в сфере культуры и арт-бизнеса. –оссийское законодательство, регулирующее отношени€ в сфере арт-менеджмента. ћеждународные правовые аспекты оборота культурных ценностей.

 

ћеждународные законодательные акты в сфере культуры и арт-бизнеса.

√аагска€ конвенци€ 1954 год - о защите культурных ценностей в случае вооружЄнного конфликта стала первым международным соглашением, в котором объединены нормы по охране культурных ценностей в случае вооруженных столкновений. ¬ ней отмечаетс€, что ущерб, наносимый культурным ценност€м каждого народа, €вл€етс€ ущербом дл€ всего человечества.

ѕарижска€ конвенци€ 1970 год - о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. ќна призвана предотвращать хищени€ и незаконную торговлю культурными ценност€ми. ¬ ней говоритс€ о необходимости международного сотрудничества как средства обеспечени€ охраны национальных культурных ценностей этих государств.

√енеральна€ конференци€ ёЌ≈— ќ 1972 год - о защите всемирного культурного и природного наследи€. –оссийска€ ‘едераци€ присоединилась к  онвенции в 1989 году. ќпределение пон€ти€ охраны всемирного культурного и природного наследи€; государства-участники  онвенции стрем€тс€ проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определЄнных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследи€ в программы общего планировани€. 1978 год - рекомендации об охране движимых культурных ценностей (констатируетс€ рост рисков, св€занных с перевозками, увеличение в некоторых странах количества случаев нелегальных раскопок, краж, незаконной торговли и актов вандализма в отношении культурных ценностей).

–имска€ конвенци€ 1995 год - о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценност€х. —окращени€ незаконной торговли культурными ценност€ми путЄм создани€ более современного механизма их возврата.

≈вропейский —оюз. ≈вропейска€  онвенци€ об охране археологического наследи€ от 1969 года (Ћондонска€  онвенци€); рекомендации  омиссии ≈вропейских —ообществ 1974 года о защите архитектурного и природного наследи€.

–ешение министров о сохранении произведений искусства и народных промыслов. 2002 год - учреждЄн ‘онд солидарности ≈вропейского —оюза. ¬ случае стихийных бедствий и катастроф ‘онд призван представл€ть заинтересованным государствам помощь на восстановление различных объектов, в том числе объектов культурного наследи€.

—Ўј. ќфицер по охране пам€тников истории. Ќациональный трест охраны пам€тников истории (1949 год) (пропаганда национального наследи€, консультативна€ и научно-исследовательска€ де€тельность).

1966 год - образован  онсультативный совет по сохранению пам€тников истории 1910 год -  омисси€ по вопросам из€щных искусств, она консультирует ѕрезидента —Ўј, членов  онгресса и различные правительственные агентства по вопросам, св€занным с произведени€ми искусства и пам€тниками истории и культуры. 1955 год - образовано  онсультативное управление национальных св€тынь г. Ќью-…орка. 1978 год - при ћинистерстве внутренних дел образована —лужба охраны и восстановлени€ национального наследи€. 1985 год -  омисси€ по сохранению культурного наследи€ —Ўј за рубежом (охрана и восстановление кладбищ, монументов и исторических сооружений).

јнгли€. 1882 год - ѕервый специальный «акон о пам€тниках старины; √осударственный секретарь об€занность составл€ть и публиковать реестры охран€емых пам€тников;  омисси€ по историческим строени€м и пам€тникам јнглии Ђјнглийское наследиеї (независима€ организаци€)

‘ранци€. 1913 год - базовый закон, регулирующий охрану пам€тников в стране - «акон Ђќб исторических пам€тникахї. ќхраной пам€тников истории и культуры ведают министр по делам культуры, префекты регионов, департаментов и мэры коммун. ¬ рамках ћинистерства культуры -  омисси€ по охране пам€тников культуры и искусства. —писок пам€тников истории и культуры, поставленных под охрану государства, пересматриваетс€ каждые дес€ть лет и публикуетс€ в печати. ѕод председательством ћинистра культуры функционирует Ќациональна€ комисси€ по всеобщей инвентаризации пам€тников и художественных богатств, в которую вход€т представители министерств и ведомств, научных и творческих организаций.

–‘. –оссийска€ ‘едераци€ €вл€етс€ участником всех основных конвенций по вопросам охраны культурного наследи€ в рамках ёЌ≈— ќ и ≈вропейского содружества.   насто€щему времени действует система международно-правовых норм в области охраны пам€тников истории и культуры. –оссийска€ ‘едераци€ €вл€етс€ участником всех основных конвенций по вопросам охраны культурного наследи€ в рамках ёЌ≈— ќ и ≈вропейского содружества.

Ѕазовым законом в области сохранени€, использовани€ и государственной охраны объектов культурного наследи€ €вл€етс€ ‘едеральный закон от 25.06.2002 є 73-‘« Ђќб объектах культурного наследи€ (пам€тниках истории и культуры) народов –оссийской ‘едерацииї (последн€€ редакци€ от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009). ¬ статье 1 приводитс€ предмет его регулировани€: 1) отношени€, возникающие в области сохранени€, использовани€ и попул€ризации объектов культурного наследи€ (пам€тников истории и культуры) народов –оссийской ‘едерации; 2) особенности владени€, пользовани€ и распор€жени€ объектами культурного наследи€ (пам€тниками истории и культуры) народов –оссийской ‘едерации как особым видом недвижимого имущества; 3) пор€док формировани€ и ведени€ единого государственного реестра объектов культурного наследи€ (пам€тников истории и культуры) народов –оссийской ‘едерации; 4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследи€ (пам€тников истории и культуры) народов –оссийской ‘едерации.

¬ соответствии со ст. 3 объекты культурного наследи€ - Ђобъекты недвижимого имущества со св€занными с ними произведени€ми живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представл€ющие собой ценность с точки зрени€ истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и €вл€ющиес€ свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культурыї.

ѕон€тие Ђпам€тник истории и культурыї наличие особых исторических,

культурных, научных и иных его качеств, позвол€ющих рассматривать его как особую часть национального наследи€ - определ€ющим фактором дл€ правовой охраны категории Ђпам€тникї €вл€етс€ внесение его по решению компетентных органов в специальный реестр, каталог.

ќбъекты культурного наследи€ федерального значени€ - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение дл€ истории и культуры –оссийской ‘едерации, а также объекты археологического наследи€;

ќбъекты культурного наследи€ регионального значени€ - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение дл€ истории и культуры субъекта –оссийской ‘едерации. ќбъекты культурного наследи€ местного (муниципального) значени€ - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение дл€ истории и культуры муниципального образовани€.

ќхрана интеллектуальной собственности как важнейшее направление де€тельности арт-менеджера. –азвитие законодательства –оссии в сфере культуры и искусства.

«акон –‘ Ђќб авторском праве и смежных правахї. ‘изические и юридические лица.  онтрафактные товары. √ражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. —пособы обеспечени€ иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

 одекс –—‘—– об административных правонарушени€х. ѕродажа, сдача в печать, иное незаконное использование экземпл€ров произведений или фонограмм. ѕравила продажи отдельных видов товаров.

ѕостановление ѕравительства ћосквы Ђќ введении защитного идентификационного знака на видео- и аудио-кассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. ѕор€док присвоени€ защитного идентификационного знака продукции арт-индустрии.

ѕравовые основы реализации и контроль над распространением продукции арт-индустрии. ƒе€тельность органов надзора, межведомственной комиссии по координации производства и распространени€ продукции арт-индустрии, виды и содержание договорной документации на ее использование.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2703 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

2246 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.