Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы культуры и этики в роботах Фромма




Э. Фромм тщательно изучает психологию, философию во Франкфуртском, а затем в Гейдельбергском университетах, где среди его учителей были крупней­шие обществоведы М. Вебер, К. Ясперс и Г. Риккерт. Ис­точником профессиональных интересов Э. Фромма стано­вится философия 3. Фрейда. Будучи великим мыслителем и гуманистом, Фромм во главу угла научного интереса ставит человека.

Концепция личности у Э. Фромма диалектична в самом высшем смысле этого слова. Эта диалектика органически вплетена в ткань его рассуждений о человеке XX века, жизнь которого полна противоречий. Биологическое и социальное, эгоизм и альтруизм, технократизм и гуманизм, подавление и свобода, пассивность и активность определяют тип личности, ее мысли, чувства и поступки. Э. Фромм приходит к обоснованию необходимости изменения и чело­века, и общества, утверждая, что без нового человека не­возможно новое общество.

Основой будущего общества, считает Фромм может стать лишь человек, способный интегрировать в себе лю­бовь к людям и готовность отказаться от всех форм обла­дания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства и всегда быть вниматель­ным к людям; потребность дарить людям свою любовь и со­лидарность, а также ощущать тепло и сочувствие своего окружения; вера в собственные силы, стремление познать самого себя, в том числе и сферу своего бессознательного; умение чувствовать свое единство со всем живым на Зем­ле, то есть отойти от мысли подчинить себе природу си­лой, вместо разрушения предложить ей взаимопомощь и сотрудничество.

Так Фромм приходит к созданию концепции «нового че­ловека и нового общества», считая, что производство должно служить человеку, а не экономике; отношения между человеком и природой должны строиться не на экс­плуатации, а на кооперации; высшей целью всех социаль­ных мероприятий должны быть человеческое благо и пре­дотвращение человеческих страданий; не максимальное, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосо­стоянию человека. Научные интересы Фромма сосредото­чиваются на обосновании «нового гуманизма», на созда­нии биологических социальных характеров и на изучении отношений между человеком и обществом. Фромм занима­ется изучением соц.-теорет. и соц.-по­лит. проблем, это лекции «Психоанализ и рели­гия», философская работа, написанная в 1965 году, «Здо­ровое общество». В начале 60х гг. Фромм писал о необ­ходимости «здорового рационального мышления ради бе­зопасности во всем мире».

Написал «Революция надежды» (1968) и «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), которые были при­знаны как самостоятельная «теория личности». Здесь рас­сматривались разнообразные типы характеров и характеры отдельных личностей, включая такие, как Сталин и Гитлер.

Тема любви к человеку оказалась в центре его социаль­но-философской концепции. Книга Э. Фромма «Искусство любви» (1956) стала бестселлером на долгие годы. В этой книге Фромм ставит целью показать, что любовь — не сен­тиментальное чувство, испытать которое может всякий че­ловек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Он убеждает читателя, что все его попытки любви обречены не неудачу, если он не стремится развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации, что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без ис­тинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

Э. Фромм в своих научных исследованиях делает тео­ретический анализ проблемы любви. Он обнаружил и сфор­мулировал различие между материнской и отцовской лю­бовью к ребенку, которая состоит в том, что мать любит детей безотносительно к их заслугам," отец же любит детей за послушание и за то, что обнаруживает в них свои собст­венные черты. Позже Э. Фромм не раз возвращается к этой проблеме, что позволяет сделать совершенно опре­деленный вывод: способность любить занимает особое мес­то в фроммовской концепции личности.

Ответственность связана с заботой о ком-либо. С другой стороны, ответственность Фромм связывает с уважением. Уважение — это не то же, что страх или благоговение: оно предполагает способность воспринимать человека таким, каков он есть. В свою очередь, невозможно уважать чело­века без того, чтобы его не знать.

В структуре личности, по Фромму, любовь занимает центральное место рядом с религиозным чувством и миро­воззрением. Способность любить, дружить, дарить входит в ценностные ориентации личности и является основой то­го самого типа личности, который ориентирован на под­линное бытие и который составляет надежду и опору гума­нистического общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.