Шлем (фр. le casque) — один из элементов герба, помещается над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XV в. их стали представлять впрям. При этом сами положения шлема в гербе (впрям, в профиль, вправо или влево и т. д.) и особенности его отделки служили отличительными признаками, например:
Шлем императора и королей золотой, открытый лицевой стороной и без решётки, с богатыми украшениями и насечкой;
У принцев крови и герцогов шлем серебряный, открытый;
У маркизов то же, но со спущенною решёткой;
У графов шлем из серебра, обращенный в три четверти и с девятью решетинами;
У баронов шлем сделан из полированного серебра, обращен в три четверти и с семью решетинами;
Дворянский шлем из полированной стали, обращен в профиль с четырьмя решетинами;
Шлем жалованных дворян — из того же металла, обращен вправо и в профиль, с забралом почти спущенным;
Гербы лиц, рождённых от неосвящённых союзов, имеют шлем, сделанный из того же металла, но он обращен влево, а если ставится впрям, то со спущенным забралом.
В России приняты два шлема: западноевропейский и русский. Последний может быть помещен лишь в гербах лиц, внесенных в 6-ю часть дворянской родословной книги или принадлежащих к древним удельным княжеским родам. Княжеские роды восточного происхождения могут помещать в своих гербах вместо шлема восточный шишак. Дворянская корона помещается на шлеме и состоит из чередующихся между собой четырёх золотых листьев и стольких же жемчужин. Герб лиц титулованных имеют соответствующие титулам короны.
История западноевропейской геральдики.
Самое начало.
Обычай, изобретения и избрания для себя, для своего рода, своего племени отличительного знака происходит из родового строя и особого мироощущения (свойственного народам первобытного периода развития), имеет глубокие корни и распространен во всём мире. Родовые знаки и символы называют "тотемами", считается, что они самые близкие родственники гербов. Я назвал бы их прародителями гербов, а тех древлян, что их изобретали - первыми герольдами. Термин "тотем" североамериканского происхождения. На языке индейцев "оджибве" слово "ототем" - понятие родовой, клановой принадлежности. Обычай представляет собой избрание родом или племенем какого-нибудь животного или растения в качестве прародителя и покровителя. Любопытно, что обычай, существовавший у древних народов, действует, по сей день, среди племён ведущих первобытный образ жизни. Свои тотемы были и у древних славян - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагают исследователи, происходят некоторые современные русские фамилии. У азиатских народов тюркского и монгольского происхождения был аналогичный обычай - "тамга" (вот уж воистину, все люди братья: и обычай такой же, и термин переводится точно так же, а находятся они, между прочим, на разных континентах, в противоположных точках земного шара, и всё это тысячи лет назад.). Тамга - знак родовой принадлежности: изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, изображался на знамёнах, эмблемах, выжигался на шкуре животных, и даже наносился на тело. Киргизы сохранили предание, что тамги были присвоены некоторым родовым кланам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами. Которые, кстати, были в ходу и у европейских рыцарей, а затем попали на гербы в виде девизов.
В произведениях античных авторов Гомера, Вергилия, Плиния и многих других есть свидетельства применения символьных знаков. Реальные исторические личности - цари и полководцы, и легендарные герои имели личные эмблемы. К примеру, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлемы Ахиллеса и римского императора Каракаллы - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес. И щиты украшались эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Разница между тотемами и тамгами заключалась в том, что тамги использовались как украшение, произвольно меняясь владельцами, не передаваясь по наследству и не подчиняясь никаким правилам. Только лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира применялись постоянно - на монетах, медалях и печатях: Эмблемой Афин была сова, Мирмекий – муравей, Коринфа - Пегас, острова Родос - роза.
Здесь можно усмотреть зарождение государственной геральдики. В культуре большинства древних цивилизаций были некоторые элементы геральдики, такие как система печатей или штампов, которые затем стали неразрывно связаны с геральдикой. Печати в средневековой Европе использовались так же, как и в Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте - для удостоверения документов. Печати выдавливались в глине, отпечатывались на папирусе, вырезались в камне.
Эмблемой Армении был коронованный лев, Египта - змея, Персии - орёл. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры у шумерских государств существовал герб - орёл с львиной головой. Впоследствии орёл стал гербом Рима. Гербом Византии был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.
Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета. В Римских войсках, для различия легионов и когорт использовались значки - "signa" - в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носили впереди войска на длинных древках. По таким фигурам, зачастую относящимся к истории Рима, воинские подразделения иногда получали названия.
Системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и везде, но сама геральдика, как форма символики, возникла в процессе развития, в Западной Европе, феодального строя.
Первые гербы.
С гибелью Римской империи, в мрачные времена упадка в Европе культуры и экономики, когда возник феодализм, утвердилась христианская религия, и сложилась система наследственной аристократии, развилось яркое и красочное искусство геральдики. Появлению гербов способствовало несколько критериев. В первую очередь это феодализм и крестовые походы, но их породил уничтожающий огонь войны. Принято считать, что гербы появились в X веке, но точную дату выяснить нельзя. Изображённые на печатях, приложенных к документам, первые гербы, относятся к XI веку. Древнейшие, из известных на сегодняшний день, гербовые печати обнаружены на брачном договоре 1000 года, заключённом инфантом Санчо Кастильским, с дочерью Гастона II, виконта Беарнского Вильгельминой. Использование гербового знака для подписи и обозначения собственности, в эпоху поголовной неграмотности, было единственным способом заверить документ своим именем. Неграмотному человеку, гораздо более понятен был опознавательный знак. По некоторым версиям, первые гербы появились не на оружии и одежде, а на печатях.
Бесспорные свидетельства существования гербов появляются после крестовых походов, в XII веке. К самым ранним таким свидетельствам, относится французский эмалевый рисунок, с могилы Жоффруа Плантагенета, умершего в 1151 году, графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва. Точное число львов сложно определить из-за положения, в котором нарисован щит. Согласно хронике, граф был зятем Генриха I (короля Англии, правившего в 1100-1135 годах), который и пожаловал графу этот герб.
Первым правителем, имевшим личный герб, был английский король Ричард I Львиное сердце (1157-1199). С тех пор, всеми королевскими династиями Англии используются его три золотых леопарда.
Кроме Европы только Япония к XII веку разработала свою геральдическую систему, называемую "mon". В некоторых европейских языках это понятие ошибочно переводится как "герб", хотя в европейском понимании этого слова, гербом не является. В качестве примера можно рассматривать эмблему японской императорской семьи - 16-лепестковую хризантему. Подобные знаки также помещались на шлемы, щиты и нагрудники доспехов, но в отличие от гербов никогда не изображались настолько крупно, чтобы их можно было распознать на расстоянии. Однако, если такая идентификация всё же требовалась, "mon" изображался на флагах. Так же, как и европейский герб, "mon" используется в искусстве - для оформления, украшения одежды, мебели, интерьера. Младшие члены японской императорской фамилии, так же, как и гербовые эмблемы, в европейских королевских семействах, имели модифицированное по определённым правилам изображение хризантемы. Так же, как и в Европе, в Японии "mon" нуждался в юридическом оформлении. Обе наследственные геральдические системы возникли независимо друг от друга, но сходство их неудивительно, так как феодальные общества развивались по одной схеме. Как и европейская, японская геральдика пережила эпоху рыцарства и широко используется в наше время.