ГЕРАЛЬДИКА
Как отдельный язык культуры разобрать геральдику:
· Герб и его составные части
· Геральдический щит и его формы
· Геральдические цвета и металлы
· Гербовые фигуры и их градации
· Геральдический шлем и его формы
· История западноевропейской геральдики
· Возникновение и распространение геральдики в России
· Геральдика в архитектуре
· Наиболее распространенные символы в гербах и их значение
Герб и его составные части.
Геральдика - учение о гербах.
Герб является произведением эпохи рыцарства, продуктом крестовых походов и турниров, т.е. Средних веков.
Геральдике свойственны только два стиля: готический и стиль эпохи Возрождения. Эпоха стиля рококо, хотя таковой и встречается в гербах, совпадает уже с временем упадка геральдики.
Существуют национальные особенности в геральдической готике Англии, Франции, Испании и Германии.
Появление геральдики - XI - начало XII века.
В России гербы введены предположительно при Федоре Алексеевиче, царевне Софье и Петре Великом.
Гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области, или целому государству.
Подобные изображения первоначально помещались на оружии, преимущественно на щите и шлеме.
Понятие о гербе, заключающем в себе щит и шлем, как нечто объединенное, целое, встречается не ранее конца XIII века.
Герб должен быть утвержден за известным лицом, фамилией, сообществом, пользование гербом является исключительным правом (примерно с 1400 г).
При сходстве гербов разных родов применялись дополнительные знаки.
Существуют гербы государственные, местные, гербы сообществ, фамильные гербы и союзные (при вступлении в брак соединялись два герба).
Наследственно-владельческие гербы принимаются вместе с унаследованием известного родового владения.
Гербы притязания - показывают притязание на какое-либо спорное или прежде существовавшее владение.
Гербы покровительства или пожалования - жаловались государем, позволялось в гербу рода помещать герб самого государя.
Должностные гербы - присваивались известной почетной должности или званию и переходили иногда, как наследственные, к знатным фамилиям.
Если эмблема герба прямо указывает на фамилию владельца, название города, местности и т.д., которым принадлежит герб, то таковой называется гласным или именным. Полугласные - намекающие на имя или дающие отдаленное указание.
Существуют также загадочные гербы, в которых намеренно допущены явные нарушения геральдических правил.
Внешние украшения щита.
Как для рыцаря было недостаточно одного щита, так и герб, верный сколок рыцарского вооружения, требует еще некоторых прибавлений и украшений. Всего их девять:
1. Короны и шапки (couronnes et chapeaux).
2. Шлемы (les casques).
3. Бурелет (le bourelet).
4. Намет (les lambrequins).
5. Нашлемник (le cimier).
6. Щитодержатели (tenants ou supports).
7. Мантия (le manteau).
8. Шнуры (la cordeli`ere).
9. Девиз (la devise et le cri d'armes).
О каждой из этих принадлежностей герба, перешедших и в нашу геральдику, считаем себя обязанными сказать по нескольку слов.
1) Короны и шапки. Короны служат признаком власти и разнятся между собою сообразно степеням ее.
Тиара, будучи двойною эмблемою власти Папы, духовной и светской, есть первая в ряду корон государей Западной Европы. Она состоит из трех корон простых, соединенных между собой округляющейся кверху линией, на которой в вершине укреплено яблоко с серебряным крестом. Сзади щита лежат крестообразно два ключа: один серебряный, другой золотой, связанные между собою голубою с крестами лентою (табл. X, рис. 7). На этом гербе нет мантии и подле него не видно щитодержателей, потому что это герб не рыцарский. Тройственность короны в тиаре папской объясняется тройственностью власти Папы над католической церковью, гонимою, борющейся и побеждающей; а ключи служат символом тех ключей, которые Спаситель обещал апостолу Петру.
У императоров, королей, маркизов, графов и баронов были у каждого свои особенные короны, которые видом своим или приближались к действительно существовавшим, или же, раз приняв условную форму, не изменялись и отчасти перешли к нам. У духовных лиц западной церкви гербы украшались шапками, которые действительно носились лицами известного в католической иерархии сана.
2) Шлемы. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль (табл. I), но с XV в. их стали представлять впрям.
Шлемы витязей различных разрядов носили следующие отличительные приметы:
а) Каска императора и королей была золотая, открытая лицевою стороною и без решетки (табл. II, рис. 1). Богатство украшений и насечки не могло не отличать этого рода шлемов.
б) У принцев крови и герцогов шлем серебряный, открытый (рис.2).
в) У маркизов то же, но со спущенною решеткою (рис. 3).
г) У графов шлем из серебра, обращенный в три четверти и с девятью решетинами(17) (рис. 4).
д) У баронов шлем сделан из полированного серебра, обращен в три четверти и с семью решетинами (рис. 5).
е) Дворянский шлем из полированной стали, обращен в профиль с четырьмя решетинами (рис. 6).
ж) Шлем жалованных дворян - из того же металла, обращен вправо и в профиль, с забралом почти спущенным (рис. 7); наконец,
з) Гербы лиц, рожденных от неосвященных союзов, имеют шлем, сделанный из того же металла; но он обращен влево, а если ставится впрям, то со спущенным забралом (рис. 8, 9).
_____
(17) Слово решетина введено нами не произвольно, но в таком же значении употреблялось оно и прежде; напр., в составленном в 1745 г. описании лейб-кампанского герба Храповицких (Раут. Кн. 3).
3) Бурелет есть жгутик из ткани, набитый шерстью и полагаемый на шлем (рис. 10). Он был окрашиваем теми же красками, как и щит, и в гербах простых дворян назывался fresque, torque, tortil.
4) Намет на шлем. Во времена рыцарства шлем покрывался иногда особенною тканью или для того, чтобы предохранить его от влияния непогоды и сырого воздуха, или чтобы он не раскалялся слишком от палящих лучей солнца. В битвах и на турнирах покровы эти подвергались ударам и рассекались в лоскутки (lambeaux, отсюда lambrequins). Нередко также в знак победы шлемы обвивались древесными ветвями. Наконец, и избранная рыцарем дама не забывала украшать каску своего рыцаря любимым цветом и лентами. Сообразно происхождению и виду, который имеют в гербе эти лоскутки, изрезанные в листья, окрашенные в цвета щита и ниспадающие с обеих сторон его, украшения эти носят различные названия. Они именуются volets, если ткань изрезана и представляется летящею по ветру; capeline, когда они имеют вид капюшона; mantelet, когда близки к форме плаща, и hachemets в том случае, когда обрывки эти имеют вид лент, украшающих каску.
5) Нашлемник. Он составляет верхнюю часть шлема и от такого положения называется cimier (от cime, вершина). У древних народов, равно как и у рыцарей, на шлемах возвышались нередко разные фигуры - или для отличия, или для того, чтобы воину казаться выше. Для сего выбирались изображения животных, цветов, перьев и т.п.; нередко в гербах на шлемах повторяется часть фигур, в щите изображенных (табл. I).
6) Щитодержатели. Это фигуры людей, зверей или даже существ вымышленных, которые с одной, а чаще с двух сторон поддерживают щит. Хотя эта часть герба и не необходима, тем не менее, она встречается в большей части древних гербов, и происхождение ее объясняется тем, что во времена рыцарства все желавшие участвовать в турнире должны были вывешивать свои щиты напоказ для того, чтобы всякий, вступающий в состязание, знал, что он будет иметь дело с действительно благородным по происхождению человеком. Выставленные для этой-то цели щиты охранялись оруженосцами или людьми, переодетыми во львов, сирен, грифов, борзых собак или в существа фантастические.
7) Мантии составляли первоначально принадлежность гербов коронованных только глав, а позднее усвоены принцам, князьям и дюкам, которые помещают свои щиты под богато вышитым и украшенным бахромою павильоном. Обычай этот объясняется тем, что на турнирах рыцарь для того, чтобы удобнее было ждать очереди вступления в бой, воздвигал себе палатку, под которую и помещал свое оружие. Оттого мантия и изображается в виде палатки, из-под короны спускающейся. Вот образчик того, как в гербах совмещались подробности, даже случайности, рыцарского быта и жизни того времени.
8) Шнуры. Гирлянда из листьев или цветов, окружающая щит в женском гербе, долго была символом девичества или вдовства его владелицы. Но с XV в. украшение это заменено тканью из шнуров с узлами. Писатели самые опытные в геральдике не согласны между собой насчет происхождения этого украшения; и
9) Девиз. Он означается под щитом и служит или воспоминанием о славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключается плоть и дух или, вернее: идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический, и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинство заключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица, которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в Западной Европе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давала ему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобы разгадать какой-нибудь девиз, всегда краткий и выразительный. Только с XV столетия девиз стал фразою общепонятною, афоризмом в похвалу красоте и добродетели.
Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роде, носили над гербом т.н. cri de guerre или cri d'aimes, т.е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других витязей. Понятно поэтому правило: le cri suit la banni`ere, т.е. военный сигнал там, где знамя. Оно было средоточием военной силы, центром, к которому стремились войска, знаком, за которым следили они сердцем и глазами. Этих военных cris бесчисленное множество, и начало их кроется в глубокой древности. Мы приведем более известные, ставшие историческими. Готфрид Бульонский шел в крестовые походы, говоря: Dieu le veut, и это убеждение руководило им и его войском. Короли французские, считавшие св. Дионисия своим патроном, идя на войну, повторяли: Montjoie et Saint Denis(18); у Монморанси: Dieu aide au premier Baron Chretien; у Бурбонов: Bourbon Notredame или Esperance; у королей английских: Saint George, позднее Dieu et mon droit.
По правилам геральдики составными частями герба являются: щит, шлем, нашлемник, корона, намёт, клейноды, мантия, щитодержатели, девиз и особые украшения вокруг щита. Одни из них считались главными и обязательными, другие"- второстепенными и необязательными.
Существенную и необходимую часть всякого герба составляет украшенный изображением или цветом щит и дополняющий его шлем со своими атрибутами.
Щит
- главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8.
Шлем
обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от времени и места исполнения герба, а также от социального положения владельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побочных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях — прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе характерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это исключение.
Нашлемник
- фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном порядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.
Намёт
— матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт исполнялся в цветах герба.
Мантия
- стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхождение от древнерусских князей.
Щитодержатели
- фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей имело лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изображались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской геральдике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).
Девиз
- краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, расположенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской геральдике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.
Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лести предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).
Клейноды
- личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодательство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения орденов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подвешивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выглядывающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их держали щитодержатели.
Сен
- шатер, помещенный над мантией только государственного герба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью закона" (переносное значение).)
Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб.
Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.