Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Интеграция образовательных областей 4 страница




3.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Музыка».

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

Группа раннего возраста

Образовательные задачи:

· развивать элементарные музыкально-эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку;

· содействовать развитию музыкальной активности: певческой, музыкально-ритмической, игре на детских музыкальных игрушках-инструментах;

• развивать музыкально-сенсорные способности;

• содействовать развитию чувства любви к музыке, появлению музыкальных пред­почтений.

Содержание психолого-педагогической работы

Слушание музыки

Вызывать эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на ее характер и настроение, на музыкальный образ, доступный ребенку. Развивать эле­ментарное музыкально-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной вы­разительности (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков). Способствовать активным проявлениям детей в процессе слу­шания музыки.

Элементарная певческая деятельность

Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настрое­ние, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа. Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобра­зительные (средства музыкальной выразительности) особенности песни. Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

Приобщать к выразительному пению. Содействовать развитию элементарных пев­ческих умений: напевному, протяжному пению; правильной певческой дикции; со­гласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания; одновременному началу и окончанию песни. Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпа­немент и без него.

Музыкально-ритмическая деятельность

Побуждать детей к эстетическому восприятию музыки, используемой для музы­кально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность. Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удоволь­ствием участвовать в них. Содействовать развитию элементарных музыкально-рит­мических умений: двигаться в соответствии с характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш); с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий и низкий).

Приобщать к ориентировке в пространстве, к умению двигаться стайкой за взрослым, становиться в круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять его, становиться парами по кругу (мальчик - спиной, девочка - лицом в круг).

Содействовать выполнению элементарных танцевальных движений: хлопки в ла­доши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом тела вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах,

шьных пред­кружения по одному и в парах, выполнение движений с атрибутами. Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку «бразные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях. Игра на детских музыкальных игрушках-инструментах Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами. Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки. Знакомить с тембром звучания раз­личных видов детских музыкальных инструментов: духовых инструментов (свирель, дудочка); ударно-клавишных (детское пианино, детские клавишные игрушки-инстру-иенты). Эпизодически приобщать к музицированию на металлофоне.

Вторая младшая группа

Образовательная область «Музыка»

Образовательные задачи:

развивать врожденную способность к телесно-двигательному восприятию му­зыки и интуитивному постижению ее эмоциональных смыслов на базе актуаль­ного жизненного опыта детей;

развивать способность переживать музыку и творчески выражать себя в образ­ном импровизационном движении, пении, индивидуальном использовании атри­бутов;

развивать музыкальные сенсорные способности: различение контрастных ре­гистров звучания, контрастной динамики, тембров, звуковысотности;у«ете от­личать тембры детских музыкальных инструментов;

развивать музыкальную память, ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления и научить связывать их ассоциативно с простейшими музыкаль­ными смыслами («высоко воробушек порхает», «гром гремит», «зайчик прыгает»);

• обогащать слушательский опыт: поддерживать участие в детских фольклорных играх, слушание маленьких песенок, коротких инструментальных пьес сюжетно-образного содержания (15-30 с);

• воспитывать интерес к музыке: побуждать детей прислушаться, потанцевать, подпевать, хлопать в такт, подыгрывать на шумовых инструментах;

• формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музи­цировании.

Содержание психолого-педагогической работы

В содержание образовательной области «Музыка» включены основные виды му­зыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, восприятие му­зыки, игра на детских музыкальных инструментах, театрально-игровое творчество. Средствами развития являются музыка, речь, движение в их различных сочетаниях.

Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, ин­терес к новому. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удоволь­ствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

Восприятие музыки

Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, т.к. является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и до­школьном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музициро­вании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качества музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом.

Понимание этапов становления музыкального восприятия в дошкольном возрасте и грамотное его развитие являются главными задачами музыкального руководителя детского сада. Формирование восприятия музыки у детей происходит на основе при­общения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и вос­питания потребности в слушании музыки.

Задачи развития сенсорных музыкальных способностей:

• различение контрастных свойств звуков по высоте, длительности, динамике и тембру;

• подведение детей к понимаю выразительных свойств звука, например: выс звуки - «легкие» музыкальные образы (птички, бабочки), низкие звуки - об «больших» персонажей (медведи, слоны, Дед Мороз и др.);

• формирование у детей основных понятий, связанных со свойствами звуков, и зак ление этих понятий в речи: «высоко - низко», «быстро - медленно», «громко – тихо»

• развитие способности различать контрастные тембры различных музыкальных струментов: бубен, металлофон, фортепиано (пианино) и др. (учить находить звуку разные инструменты, показывать их на картинке). Основная задача развития способности слушать музыку: воспитание интереса музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступность детям данного возраста.

Восприятие музыки детьми 3-4 лет вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокой сидя на стульях не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельно должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительны («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»). Для более точного восприятия музыки педагогу необходимо побуждать детей внимательно к ней прислушиваться.

Слушание коротких сюжетных и образных песенок в исполнении педагога я ляется необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального в~ приятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.

Музицирование - это комплексное понятие, которое объединяет все активные про­явления детей: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкаль­ных инструментах, а также различные синкретические формы, в которых виды музыкальной деятельности могут творчески сочетаться.

Пение

Приоритетная задача - воспитание у детей интереса и потребности в пении.

Для этого необходимо создавать ситуацию успеха, получения удовольствия от са­мого процесса вокального исполнения, в данном случае - удовольствия от подпевания взрослому. Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообра­зования, чистоты интонации, слаженности пения).

Дети 4-го года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной (кантиленной) мелодией в умеренном темпе (русская народная песня «Петушок», «Зима» М. Красева и др.).

Педагог учит детей петь естественным голосом, в удобном диапазоне (как правило, первой октавы). Наиболее удобны для развития певческого голоса народные и игры (русские, украинские, чешские, словацкие), а также детские песенки еевой, Т. Попатенко, А. Филиппенко, попевки из «Музыкального букваря», ■оскольку в 3-4 года у большинства детей еще есть проблемы с дикцией, важно внимание развитию артикуляции. С этой целью проводятся голосовые игры, артикуляционная гимнастика. Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не отдельные слоги.

Музыкально-ритмические движения и детское игровое творчество Дети 4-го года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наи­большее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные музы­кальные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмо­ционально: «Петушок», «Зайчик», «Мы - матрешки» и т.п. Дети данного возраста учатся воспринимать музыку в опоре на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них ввляются музыкальные игры с движением и пением. Задачи музыкально-ритмического воспитания:

• развивать у детей способность передавать в пластике музыкально-игровой образ (зай­чики, мишки, куклы, самолетики и др.), используя разнообразные виды движений: ос­новные, общеразвивающие, танцевальные, имитационные, пантомимические и др.

• формировать первоначальные двигательно-пластические навыки, навыки сюжетно-образного импровизированного движения;

• развивать слуховое внимание: умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпорит-мом, динамикой музыки по показу взрослого и самостоятельно;

• учить различать музыкальные жанры: песня, марш,танец - и показывать это в дви­жениях;

• формировать у детей правильную осанку;

• развивать первоначальные навыки ориентировки в пространстве (двигат кругу и врассыпную, становиться парами лицом друг к другу и спиной, стай

• побуждать исполнять простейшие парные и круговые пляски, хороводы, риг ские композиции по показу взрослого;

• развивать игровое творчество в музыкальном движении, создавать условия эмоционального и выразительного самовыражения детей в музыкальных и этюдах и плясках.

Игра на детских музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах - это эффективное средство музы ного развития детей, которое используется во всех видах деятельности. Младшим школьникам доступны и необходимы разнообразные шумовые инструменты (мара треугольник, бубенцы, коробочки, тамбурин и пр.), а также ксилофоны и металлоф: Основной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками Игры звуками - это простейшая элементарная импровизация в виде исследования зет ковых возможностей инструментов, которая дает детям первичные представления о 6м гатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет», «барабан с маракасом поспорили», «два кузнечика» и т.п. В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразитель­ность темпа, динамики (громкости), ритма, различных тембров, звуковысотности -вначале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочета­нии. Главная задача педагога в данной форме работы - показать, что каждый музыкаль­ный звук несет смысл и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей -игры звуками игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

Задачи музицирования с инструментами:

• при прослушивании развивать основы интонационного слуха в звукоподража­тельных музыкальных играх со словом и инструментами; тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок;

• развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации (в умеренном темпе), формировать телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро - медленно), конт­растной динамики (громко - тихо), контрастной звуковысотности (высоко -низко), контрастных ладов (мажор - минор);

Средняя группа

Образовательная область «Музыка»

Образовательные задачи:

воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в активной творческой музыкальной деятельности;

развивать первоначальные навыки слухового контроля исполнения (в пении, движении, игре на инструментах);

содействовать развитию метро-ритмического чувства как базовой музыкальной собности;

развивать и обогащать исполнительский опыт в музыкальных играх, пении, играх [инструментами;

поддерживать желание и умение использовать различные атрибуты, украшающие различные виды музицирования (музыкальное движение, игра на инструментах).

Содержание психолого-педагогической работы

Музыкальное воспитание детей 4-5 лет направлено на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствование музыкальных навыков в различных: видах исполнительской деятельности.

Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удо­вольствия от музицирования в творческих формах и от общения, которое его сопровождает.

Слушание музыки

Восприятие музыки как базовый вид музыкальной деятельности развивается по­степенно в процессе всех форм музыкальной активности детей.

Приоритетное внимание уделяется развитию музыкальных сенсорных способностей (умению различать 4 основных свойства звука) и воспитанию интереса и любви к му­зыке, потребности в активном участии в различных видах музыкальной деятельности.

Стратегическая задача развития музыкальных сенсорных способностей - это раз­личение свойств звуков с постепенным уменьшением контрастности звучания (вы­сокий - средний - низкий регистр, громкое - умеренно громкое - тихое звучание, быстро - умеренно - медленно), тембры различных инструментов (бубен, колоколь­чики, металлофон, треугольник и др.).

Задачи по слушанию музыки

• воспитание любви, интереса к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• обогащение музыкально-слухового опыта (приобщение к детскому музыкальному фольклору, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров: марш, танец, колыбельная и др.);

• развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения и выражать его в движении, игре, инструментальном музицировании;

• развитие музыкально-слуховых представлений, музыкальной памяти.

Важнейшая роль отводится развитию музыкального восприятия в активных его формах. Это сложный и длительный процесс, который идет естественным путь внешнего - к внутреннему», от активного действия - к сворачиванию его во внутренний план. В этой связи развитие музыкального восприятия обусловлено приобретением чувственного опыта детей в музыкальном исполнительстве, и особенно музыкально-ритмической деятельности, поскольку моторная, двигательная пр музыки ярче воспринимается и выражается на телесном уровне.

Дети 4-5 лет особенно чувствительны к развитию у них метро-ритмического ства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, ступность и легкость речевой импровизации являются основой для творч действия детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством раз интонационного слуха. Именно из речи ребенок постепенно черпает все болеет оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Разнообразные атрибуты, яркие цвета, оригинальные формы предметов, ис зуемых в музыкальных играх, очень значимы для развития у детей восприятия нообразных интонаций музыки (на основе художественных ассоциаций).

Пение имеет большое значение в общем и музыкальном развитии детей 4-5 лет. пению детей приобщают в организованной образовательной деятельности, а также процессе различных режимных моментов (например, пение вместе с воспитателем м сопровождать детские игры или бытовые режимные моменты - умывание, одеван др.). В этом возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хор-навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразова педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые игры.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирова навыка звукообразования: легкого, ненапряженного звука) уделяется приоритет внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранен здоровья ребенка, его природного инструмента - голоса. Продолжительность музыкальной фразы - до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет е невелик"(ми-соль-ля, иногда ре-си первой октавы). Правильный подбор репертуа имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хой ровых навыков детей. Народные песенки и попевки, упражнения из «Музыкально™ букваря» Н. Ветлугиной и Е. Тиличеевой способствуют развитию координации межд| слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом свое пение. Маленькие, но яркие по образу песеня

нравиться детям, и тогда они будут исполнять их эмоционально и вырази-э. Важно побуждать детей петь не только на занятиях, но и в свободных играх. Шачи певческого развития детей Ввоспитание любви и интереса к пению;

• формирование вокально-хоровых навыков: дикции (припевать все слова, пра-I иильно артикулируя безударные гласные в конце слов, петь протяжно, удерживая р вдыхании два слова, петь естественным голосом, чисто интонировать несложные мелодии в пределах доступного диапазона; одновременно начинать и заканчивать исполнение песни);

:подведение детей к эмоциональному исполнению песни.

Музыкально-ритмическая и игровая деятельность

Эта деятельность особенно привлекательна для дошкольников, поскольку потреб­ность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Музыкально-ритмиче­ская деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Однако выполнение сложных по координации движений им еще недоступно. Дети пятого года жизни склонны к под­ражанию, поэтому взрослый должен вовлекать их и совместные занятия музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.

Задачи по развитию музыкально-ритмического движения:

• воспитание потребности к самовыражению и движению под ритмичную музыку;

• развитие воображения, фантазии,умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки (индивидуально, а также вместе с педагогом и сверстниками);

• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под разную по характеру музыку;

• освоение разнообразных доступных видов движений: основных (ходьба, бег, прыжки), общеразвивающих, имитационно-образных, плясовых;

• развитие умения двигаться под музыку различного темпа: быструю, умеренную, умеренно медленную; реагировать на смену характера, динамику;

• развитие способности детей передавать игровой образ в движениях под музыку: «Кузнечик», «Киска умывается», «Мишка по лесу идет» и др.;

• освоение танцевально-двигательного пространства (организованное движ свободное врассыпную), простейших фигур перестроений (круг, колонна, по кругу лицом, держась за руки) и т. п.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 625 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2145 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.