Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Модели социализма и альтернатива сталинизму




Теоретические воззрения А.П. Бутенко никогда не подстраивались под очередные колебания «линии партии», но всегда были в центре напряженной общественной дискуссии и были отражением (зачастую опережающим) запросов эпохи и общества. С особой наглядностью это проявилось в годы «перестройки». Во второй половине 80-х годов ХХ столетия Бутенко – один из бесспорных лидеров советской общественной науки. Его аудиторией становится вся страна.

Теоретические работы и публичные выступления Анатолия Павловича этого периода имеют самый широкий общественный резонанс и всегда вызывают большой интерес в среде профессиональных обществоведов и среди тех, кто пытается самостоятельно разобраться в сложных проблемах общественного развития. В своих книгах, статьях и лекциях он обращается к ученым, преподавателям высшей школы, простым советским гражданам и ученым стран «народной демократии». Его главной темой везде является тема социализма – социалистического идеала и реального исторического развития, деформаций политической системы социализма и социалистического самоуправления народа, моделей социалистического устройства и альтернатив сталинизму, проблем развития мирового социализма и ответственности ученых в условиях переломной ситуации.

Бутенко исходит из того, что перестройка представляет собой революционный процесс и потому должна не просто очистить старую модель социализма от извращений и ошибок, а способствовать созданию новой модели, принципиально отличающейся от прежней. Ядро нового мышления должны были составить не только глобальные и международные аспекты функционирования социализма, но и новая его концепция. Для него речь идет не только и не столько об отказе от сталинского понимания марксизма и возвращении к научной модели, разработанной Марксом, Энгельсом и Лениным, но прежде всего о том, чтобы поднять классическое понимание социализма на новый уровень, соответствующий современным условиям. Бутенко предельно четко обозначает свою позицию: «Тот реальный строй, который создавался на основе сталинской модели, многими до сих пор воспринимается как социализм. Пусть с извращениями, с отклонениями от исходной модели, но все же социализм. Но тогда получается, что социализм совместим с массовыми репрессиями, с раскулачиванием середняка. Я с этим не согласен. Убежден, что отождествлять созданные структуры с социализмом нет достаточных оснований» [19].

Бутенко настаивает на том, что основные структурные характеристики социализма (ликвидация эксплуатации, общественная собственность, самоуправление), намеченные Марксом, сами по себе не устарели. Но эти характеристики нуждаются в наполнении новым содержанием, опирающимся на исторический опыт ХХ столетия, поскольку многие из тенденций общественного развития времен классического марксизма перестали действовать и были вытеснены другими, более сильными тенденциями. Поэтому на современном этапе развития сделанные ранее выводы перестают работать, а теория нуждается в обновлении. «В Советском Союзе начала реализовываться ленинская модель социализма, - говорит Бутенко, - но на определенном этапе она была извращена, при этом извращена была сама суть социализма. По двум кардинальным вопросам – о власти и о собственности – сталинская модель ничего общего с ленинским пониманием не имела. /…/ марксистская идея сохранялась, но это была форма без содержания» [20].

Бутенко не считает приход сталинизма исторически неизбежным. В перестроечный период он исследует конкретные условия сталинской модели, однако не называет еще окончательных причин ее победы. Пока он лишь указывает на неготовность России – в силу общей ее отсталости – к директивному введению социализма в условиях, сложившихся после революции 1917 года. Тем не менее, уже был поставлен вопрос, ответ на который будет найден им позднее: «Не порождает ли сам переход к социализму стран с неразвитой экономикой и левацкую политику и связанные с ней извращения? Не являются ли все эти деформации неизбежным следствием самого такого перехода?» [21]. При этом Бутенко неоднократно ссылается на предостережения основоположников марксизма относительно негативных последствий такой ситуации, когда к власти могут прийти представители революционного класса, условий для господства которого еще нет [22]. Тема моделей социализма нашла свое логическое завершение в последних работах мыслителя, уже за рамками «реального социализма».

Обращаясь к исследованию истории советского общества, Бутенко отмечает тот факт, что «наши историки даже не заметили того, что несерьезно заниматься периодизацией советского общества, строительства в нем социализма, не определив, что такое социализм, о каком – сталинском или марксистско-ленинском – социализме идет речь? А ведь это – ключевой вопрос!» [23].

Исследуя проблему того, был ли у России реальный путь к социализму, Бутенко демонстрирует строгий метод изложения вопроса:

(1) речь должна идти не о каком-то уникальном «российском» случае, а о «конкретном вопросе в рамках общей теоретической проблемы – о переходе к социализму стран, не прошедших стадии высокоразвитого капитализма, /…/ о проблеме социально-экономического уровня, позволяющего начать продвижение к социализму»;

(2) «нельзя отождествлять /…/ установку на социалистическую революцию и захват власти и установку на непосредственное «введение социализма»;

(3) «история и логика вопроса всегда, а значит, и здесь – в послеоктябрьском развитии Советской России - не тождественны, не совпадают, однако здесь они не совпадают в гораздо более широком плане, чем обычно» [24].

Бутенко усматривает суть научной (ленинской) концепции перехода к социализму в том, что она отвергает положение о том, что социальную революцию рабочего класса следует ждать до тех пор, пока капитализм не исчерпает всего своего потенциала, как ошибочное, поскольку социально-экономическое противоречие, вызывающее революционный взрыв, и классовый характер новой политической власти, ее возможные действия не являются жестко связанными. Революционная власть, как ее мыслил Ленин, будучи результатом энергии масс, представляет собой относительно самостоятельную силу и ценность и является фактором, способным ускорять общественный прогресс. Данная концепция, считает Бутенко, была выработана Лениным путем проб и ошибок («военный коммунизм») и со значительным опозданием – с 1921 года – стала реализовываться на практике [25].

Напротив, сталинская модель социализма (сталинизм) – это, по мысли Бутенко, «вовсе не форма социалистического строительства, возникшая и реализованная в Советском Союзе /…/ сталинизм по своему существу, по своей реальной теории и практике был и войдет в историю как интернациональный способ модернизации страны, как крайне жестокий, варварский способ первоначального накопления и индустриализации, прикрываемый марксистско-ленинской фразеологией и выдаваемый за теорию и практику социалистического строительства в первой стране социализма, идущей в одиночку от отсталости к прогрессу /…/. Сталинизм в своем «социалистическом обличье» не просто есть фальсификация и извращение марксизма-ленинизма /…/ - его ревизия значительно глубже, ибо он пересматривает соотношение цели и средств и выступает как теория и практика построения социализма в любых условиях, любой ценой, как способ действий по принципу «цель оправдывает средства» [26].

Результатом утверждения сталинизма становится казарменный социализм (коммунизм) – «общественное устройство, которое из-за формального упразднения частной собственности и связанной с ней эксплуатации, в силу псевдоколлективистских форм организации производства и общественной жизни претендует на наименование социалистического, однако /…/ реально выступает как административно организованное общественное устройство, несущее с собой новые формы эксплуатации и гнета, принижающее всюду личность человека, низводящее его роль до роли выдрессированной рабочей силы, до «винтика» огромной бюрократической машины» [27]. Анализ данного явления Бутенко предлагает проводить по двум основным направлениям – 1) относительно цены того или иного исторического результата, 2) применительно к характеру задач, решаемых в ходе исторического развития, и причинам, их детерминирующих [28].

В своей последней книге – «О скрытых формах изменения социальной природы власти» - Бутенко в очередной раз вернется к анализу ленинской и сталинской концепций утверждения и развития советской политической системы. Его окончательный приговор таков: «сталинизм и его братья-близнецы представляют собой разновидности концепции, предлагающей левооппортунистические ключи для «решения» той неразрешимой дилеммы, связанной с противоречием между возможным и должным, о которой писал Ф.Энгельс, анализируя проблемы исторического забегания», «попытки исторического забегания не случайны, /…/ они имеют определенную предопределенность и то, что сталинизм якобы представляет успешный социалистический выход из исторического забегания, чем и объясняется его (сталинизма) живучесть, авторитет для верящих в чудеса» [29].

Во второй половине 80-х в поле зрения А.П. Бутенко по-прежнему остаются международные аспекты функционирования моделей социализма [30]. «Сегодня, как и в конце 80-х – начале 90-х гг., говорят о том, что, - напишет Анатолий Павлович через десять лет, в своей автобиографической книге, - революции, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы не оправдали надежд народов, свершивших их (творцы «бархатной» революции – чешские студенты – даже назвали ее «украденной революцией»,) о том, что многое в действительности оказалось не столь радостным, как предполагалось. В чем причины этих разочарований? Кто свершал эти революции и кто пришел к власти? Вот здесь и начинает приоткрываться «тайна украденной революции», ибо те, кто совершал «бархатную» или «нежную» революцию, и те, кого эта революция поставила у кормила власти – совсем не одни и те же социальные силы!» [31].

В этой связи совершенно необходимо провести одну важную параллель: массовые выступления венгерских избирателей в сентябре - октябре 2006 года в Будапеште, вызванные публикацией записи откровений социалистического премьер-министра Ференца Дюрчаня, прозвучавших во время закрытого заседания правительства, еще раз подтвердили прозорливость А.П. Бутенко. Звучащие на пленке слова премьера предельно циничны: «Мы напортачили. И не слегка, а по-крупному. Ни одна европейская страна до нас не поступала так тупо, как мы... Я чуть не умер, когда в течение полутора лет нам приходилось прикидываться, будто мы управляем. Мы врали — по утрам, по вечерам и по ночам. А вообще-то наша экономика держится на плаву лишь благодаря божественному Провидению, изобилию денег в мире и сотням уловок». Однако понятно, что утечка информации стала лишь поводом к взрыву общественного негодования. По мнению наблюдателей, причина общественного кризиса кроется совсем в другом. Социалистический премьер воплощал в себе мечту многих венгерских граждан, которые стремятся зарабатывать деньги и не терять те блага, которые им предоставляло социалистическое государство. Именно с обещаниями «социалистического рая» шел на выборы Ф. Дюрчань и победил [32]. Очевидно, именно к ситуациям, складывающимся в результате успеха «украденных революций», Бутенко и относил неизбежность появления политических явлений подобного рода. Можно добавить, что сходная ситуация сложилась в 2006 году и на Украине - после окончательного провала «оранжевого чуда».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1141 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2050 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.