Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цивилизационные дрейфы: структурная характеристика




Цивилизационные дрейфы представляют собой отказ от определенного рода базовых, основополагающих для данной цивилизации, исходных и конечных ценностей, стремление (навязанное извне или выстроенное на основе внутреннего побуждения) жить согласно ценностям инородной макрокультурной системы, а также реальный процесс воплощения обозначенных установок.

Центральным звеном и ведущей сферой реализации цивилизационных дрейфов выступает культура, понимаемая как системное качество всего цивилизационного блока, фиксирующее основные этнокультурные ценности, формирующее долгосрочные установки и разнонаправленные программы социальной деятельности, задающее направленный импульс этнического и социального развития.

Характерным показателем того или иного цивилизационного дрейфа является величина его отклонения от исходных оснований, долгосрочных целевых установок и ценностей породившей его цивилизации (в пределах - от «незначительно» до «полной утраты»). Данная величина фиксируется по ряду культурных, социальных и этнических позиций и применительно к условиям конкретной исторической ситуации.

Цивилизационные дрейфы никогда не проявляются в чистом виде. Они действуют в связке с иными процессами – социокультурными трансформациями и изменениями (безотносительно их конкретной направленности), которые, в отличие от дрейфов, не разрывают ни с основаниями той или иной локальной цивилизации, ни со всем цивилизационным «пучком» в целом (как совокупностью ряда цивилизационных блоков, сосуществующих в течение продолжительного времени и зафиксированных в рамках определенного геополитического пространства).

Согласно классической теории модернизации, развертывание цивилизационных дрейфов должно проходить через следующие этапы: 1) (само)устранение и (само)ликвидация центральной зоны «плохой» («отжившей») культуры, т.е. важнейшей составляющей и основания цивилизационной системы; 2) этап собственно перехода или трансформации; 3) восприятие новой («хорошей», или «прогрессивной») базовой системы ценностей и включение в состав иной цивилизации.

На деле же «вольно дрейфующие» незападные цивилизации намертво фиксируются в «подвешенном», неустойчивом, нединамическом состоянии (с характерными для него шумовыми эффектами, имитацией перемен, пустыми перемещениями и колебаниями, полным блокированием любых попыток к его преодолению) либо рискуют, достигнув, как им казалось, вожделенной точки, не застать в ней западного «эталона».

Как правило, итогом цивилизационных дрейфов становится распад ранее доминировавших культур, подчас достаточно сильных и жизнеспособных, хотя и переживающих структурные кризисы. Поэтому контрпродуктивные «элиты» всеми силами имитируют экономический рост и культурный расцвет - для чего коренным образом меняют знаковую (языковую и смысловую) систему фасадной культуры.

Хотя перемены проявляются достаточно специфически и движутся с разной скоростью отрыва от культурных основ, тем не менее, и в их практике и в программных установках можно обнаружить присутствие некоей исходной матрицы цивилизационных дрейфов:

(a) они разрушают не столько сами социальные процессы, сколько их глубинные (культурные) основания – науку, образование, здравоохранение, мораль и т.п., т.е. все то, что определяет цивилизационную перспективу, будущее;

(b) упор делается на формирование контркультурных элит-коммуникаторов (послушных проводников чужого влияния);

(c) дрейфующим сообществам и группам задается установка на их перевод на «самоокупаемость» и «самоподпитку», ибо ни в одном ином социокультурном пространстве, помимо ими же самими созданного, они не выживают;

(d) особое внимание уделяется пресечению самого побуждения к долгосрочному действию и ликвидации установки к позитивной макрокультурной перемене, для чего всячески культивируются политические программы, созданные в духе американизированной «социальной инженерии».

Таким образом, исследование цивилизационных процессов подводит к следующим выводам:

  • локальные цивилизационные системы разворачиваются вокруг исторически сложившихся макрокультурных (суперэтнических) систем, предстающих во множестве культурных, этнических и социальных переменных, модификаций и составляющих;

· устойчиво развивающиеся цивилизационные системы могут существовать лишь в потоке истории - во взаимосвязи с предшествующими им макрокультурными реальностями, сближаясь с ними по целому ряду оснований (позитивная связь) либо в целом отрицая их (негативная связь);

· комплиментарные цивилизационные целостности не могут быть созданы исключительно волею доминирующей геополитической силы, но всегда существуют в тесной взаимосвязи структурных единиц и не могут обойтись без периодической смены социальных, этнических и культурных лидеров;

  • реальные цивилизационные системы никогда целиком не совпадают со своими теоретическими параметрами и не могут быть напрямую подчинены их требованиям;
  • цивилизационные дрейфы вписываются в логику развертывания цивилизационного процесса и представляют собой один из побочных, отклоняющихся или же аномальных вариантов его реализации;
  • проблема цивилизационных дрейфов нуждается в дальнейшем исследовании – относительно их исторического смысла, бытийных оснований и особенностей процессуального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1997.

2. Ерасов Б.С. Введение. Цивилизация: Слово – термин – теория. //Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. – М., 1998.

3. См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

4. См.: Цымбурский В. Геополитика для «евразийской Атлантиды». //Pro et Contra. Том 4, № 4. Проблемы глобализации. – М., 1999.

5. Jackson Diehl. Ukraine’s Tipping Point //«The Washington Post». 03.01.2004.

6. См.: Локальные цивилизации в XXI веке: столкновение или партнерство? Материалы к Х Междисциплинарной дискуссии. Кострома, 21 мая 1998 года. /Под ред. Ю.В. Яковца. - М., 1998; Россия: Европа и Азия: Истоки, история и уроки цивилизационного дрейфа: Материалы межд. науч. конф. - Адм. Костромской обл.; КГУ и др. - Кострома, 2000.

7. См.: Вусатюк О.А. Україна та Росія у «цивілізаційному дрейфі»: досвід, можливості та обмеження соціокультурних перетворень. //Стратегічна панорама. 1999. № 3-4.

8. См.: Почему люди ненавидят Америку? / З. Сардар, М.В. Дэвис; Пер. с англ. С.Л. Могилевский. – М., 2003; Jeff Madrick. Unilateralism: Has Its Price. //«The New York Times», 12.25.2003; Chalmers Johnson. Bases for an Empere //«Los Angeles Times», 01.18.2004; H.D.S. Greenway, America in the world: A nation’s narcissism // «The International Herald Tribune», 02.03.2004; Carolina Fernandez. La decadencia del inperio yankee. //«Fusion», 03.25.2004.

 

[Вусатюк О.А.Западничество как социокультурный феномен и проблема восточнославянской культуры XIX столетия. //Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Выпуск третий.

М.: Институт Российской истории РАН, 2006. С. 307-329.]

 

О.А. Вусатюк

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.