Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 4. Взаимодействие резонаторов




С РАБОТОЙ ГОРТАНИ И ДЫХАНИЯ

(физиологические основы ртип)

Нужна связь: дыхание и резонанс.

Здесь весь секрет!

Е. Образцова

Одна из важнейших научных и практических задач - это взаи-

модействие певческих резонаторов между собой и с работой дру-

гих частей голосового аппарата певца: гортанью и дыханием. В

обеспечении оптимального гармонического взаи-

модействия этих систем состоит сущность резо-

нансной теории и практики пения, кроются все тайны

совершенства певческого голоса. Этот раздел является физиоло-

гическим обоснованием принципа целостности рабо-

ты голосового аппарата певца.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

РЕЗОНАТОРОВ В ПЕНИИ

Взаимодействие резонаторов между собой состоит в значитель-

ном влиянии любого резонатора на акустические характеристики

рядом расположенных резонаторов и это влияние тем сильнее, чем

больше акустическая связь между резонаторами (шире проход ме-

жду ними). Практически это означает, что, изменяя настройку од-

ного из резонаторов, например ротового, певец невольно изменяет

настройку и других смежные резонаторов и в конечном итоге -

всей резонаторной системы в целом.

Изучение высказываний мастеров вокального искусства показыва-

ет, что они, интуитивно осознавая эту закономерность, добиваются

объединения всех акустических полостей, включая верхние и нижние

дыхательные пути в единый, наилучшим образом настраиваимый ре-

зонатор, обеспечивающий максимальную силу, полетность и красоту

тембра голоса при минимальных физических затратах. «Тенор Дю-

пре, - пишет Лаури-Вольпи, - доказал, что можно достичь неслыхан-

ных высот, вокализируя в полный голос с участием всех резо-

наторов и сочетая дыхание диафрагмальное с реберным и брюш-

ным, т.е. заставляя участвовать в вокальной фонации все свое тело».

О максимальном использовании всех резонаторов см. высказывания

мастеров вокального искусства С.Я. Лемешева, Е.В. Образцовой,

М.В. Владимировой, А. Ардера и др. (Приложение 1).

Искусство резонансного пения 179

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗОНАТОРОВ

С РАБОТОЙ ГОРТАНИ

Взаимодействие резонаторной системы с голосовыми связками

рассматривалось в разделе «Защитная функция резонаторов».

Взаимосвязь резонаторов с гортанью (в целом) весьма важный мо-

мент ввиду возможности значительных вертикальных перемеще-

ний гортани (до 4-6 см). При этом понижение гортани увеличивает

объем, а следовательно, и настройку ротоглоточного резонатора, и

в такой же мере уменьшает (укорачивает) нижний трахеобронхи-

альный резонатор. Поскольку оба эти резонатора ответственны за

усиление низкой певческой форманты (НПФ), нахождение опти-

мального положения гортани чрезвычайно важная вокаль-

но-педагогическая проблема.

Она связана еще и с тем, что при пониженном положении гор-

тани создаются благоприятные условия для работы голосовых свя-

зок, особенно в верхнем регистре, ввиду сокращения щито-

перстеневидной мышцы (Морозов, 1977), в то время как при по-

вышении гортани таких условий не создается. Кроме того, пони-

женное положение гортани способствует обособлению надгортан-

ного резонатора, усиливающего высокую певческую форманту

(ВПФ), ввиду сужения входа в гортань (см. рис. 8, позиция 16, а

также рис. 10). Поднятие же гортани расширяет вход в этот резо-

натор, что ведет к повышению его резонансной частоты (т.е. час-

тоты ВПФ) и уменьшению уровня ВПФ. Недаром поэтому многие

вокальные школы настаивали на пониженном положении

гортани как необходимейшем условии формирования профес-

сионального певческого голоса (штаупринцип Армина). Как пишет

известный отоларинголог профессор Ф.Ф. Заседателев, «самым

старым и надежным способом для произвольного опускания гор-

тани является зевок» (Заседателев, 1935), что и сегодня широко

практикуется в вокальной педагогике и певческой исполнительской

практике. «Когда певец берет высокие ноты, - пишет Т. Даль Монте в

книге «Голос над миром», - у него появляется такое ощущение, слов-

но он неудержимо хочет зевнуть». Представляющие интерес, на мой

взгляд, советы по непринужденному и естественному опусканию

певцом гортани (посредством опускания подъязычной кости) и при-

ведению гортани и верхних резонаторов в активное певческое со-

стояние содержатся в книжке А.В. Вербова (Вербов, 1961), не лишен-

ной, впрочем, ряда недостатков (в трактовке опоры звука и др.). О не-

обходимости низкого положения гортани говорят Н. Гяуров,

И. Корадетти, Е.Е. Нестеренко и другие (см. Приложение 1).

180 _____ ___ В.П. Морозов_____________________

О РЕЗОНАНСНОМ МЕХАНИЗМЕ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 712 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2263 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.