Итак, мы рассмотрели впервые обозначенные нами семь основ-
ных и важнейших функций певческих резонаторов голосового ап-
парата певца: 1) энергетическую- как свойство резонаторов уси-
ливать певческий голос за счет повышения КПД голосового аппа-
рата; 2) генераторную - резонаторы как неотъемлемая часть общей
системы генерации и излучения певческого звука; 3) фонетиче-
скую - формирование гласных и согласных, дикция; 4) эстетиче-
скую - обеспечение основных эстетических свойств певческого голо-
са (звонкость, мягкость, полетность, тип голоса, вибрато); 5) защит-
ную - семь механизмов защиты гортани и голосовых связок от пере-
грузок и травмирования; 6) индикаторную - вибрация резонаторов
как индикатор (показатель) их активности и физологическая основа
настройки резонаторной системы; 7) активизирующую - вибрация
резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани,
голосовых связок и всего голосового аппарата в целом.
Рассмотренные выше функции певческих резонаторов реали-
зуются в пении не изолированно, а находятся в тесном взаимо-
176______________________ В.П. Морозов______________________
действии друг с другом. Так, энергетическая и генераторная
функции взаимосвязаны уже потому, что обе обеспечивают уси-
ление звука певческого голоса, хотя роль генераторной функции
существенно шире (формирование тембра, дикции и др.). Обе эти
важнейшие функции - энергетическая и генераторная - фактиче-
ски связаны со всеми другими функциями певческих резонаторов.
Так, генераторная функция связана с эстетической, поскольку
обеспечивает красоту тембра певческого голоса, и с фонетической,
поскольку обеспечивает четкость дикции, ровность вокальных
гласных и др. Энергетическая функция определяет не только генера-
торную, но и индикаторную, так как именно энергия резонирующих
звуковых волн воздействует на вибрационные рецепторы внутренней
поверхности голосового тракта и вызывает вибрационные ощущения,
столь важные для настройки резонаторной системы в пении. Нако-
нец, понятно, что индикаторная функция резонаторов связана с акти-
визирующей, поскольку, помимо сигнализации нашему сознанию об
активности резонаторов, оказывает и стимулирующее (активизирую-
щее) влияние на работу голосового аппарата (эффект Малютина).
Таким образом, выделенные нами функции резонаторов в про-
цессе пения осуществляются в тесном взаимодействии. Тем не ме-
нее выделение указанных функций резонаторов представляется
оправданным по причине их разнообразной роли в работе голосо-
вого аппарата певца, т.е. ввиду достаточно очевидной специ-
фичности каждой из них.
В целом, можно сказать так: выделенные нами семь функций
певческих резонаторов взаимосвязаны, но специфичны.
Они существуют как теоретически, так и реально, т.е. ока-
зывают воздействие на работу голосового аппарата певца. Прак-
тическая работа вокального педагога сводится к управлению
этими функциями певческих резонаторов и оптимальной их на-
стройке. Важнейшими механизмами такого рода настройки явля-
ются: 1) ориентация сознания (и подсознания) певца на вибраци-
онные ощущения, отражающие активность резонаторов; 2) особая
организация певческого дыхания, с обязательным участием диа-
фрагмы и с параллельной ликвидацией ненужных мышечных
движений и напряжений; 3) широкое использование психологиче-
ских, эмоционально-образных и метафорических представлений о
работе голосового аппарата певца (метод «как будто») с целью
максимально активизировать резонаторные и оптимизировать ды-
хательные процессы (и работу гортани). Рассмотрению этих меха-
низмов посвящены последующие главы монографии.
Искусство резонансного пения 177
Основной вывод. Все изложенное позволяет нам сформулиро-
вать общий вывод к главе 3: основным (ведущим) условием ов-
ладения резонансной техникой пения является принцип макси-
мальной активизации резонансной системы голосового аппарата
певца. Ввиду особой важности этого вывода РТИП, повторим его в
более расширенной формулировке, указывающей уже и на путь
достижения результата: основным принципом резонанс-
н о г о п е н и я я в л я е т с я м а к с и м а л ь н а я а к т и в и з а ц и я
в с е й р е з о н а н с н о й с и с т е м ы п е в ц а, ч т о д о с т и г а е т с я с
п о м о щ ь ю в и б р о ч у в с т в и т е л ь н о с т и к а к и н д и к а т о р а
а к т и в н о с т и р е з о н а т о р о в.
Это первый из четырех основных принципов резонансного пения.
Об остальных принципах речь пойдет в последующих разделах книги.
Подчеркнем еще раз, что первый принцип резонансного пения
вытекает из экспериментально-теоретических исследований пев-
ческого голосового аппарата как биоакустической системы и прежде
всего - из основного, поистине сказочного свойства резонаторов -
способности повышать в десятки и сотни раз коэффициент полезного
действия любой акустической системы без каких-либо дополнитель-
ных энергетических затрат (но естественно- при условии ее опти-
мальной сонастройки и согласовании с работой других частей звуко-
образующего аппарата). Рассмотренные в гл. 3 семь функций певче-
ских резонаторов, достаточно детально поясняют и теоретически
обосновывают этот основной принцип резонансного пения.
Все остальное - работа гортани и дыхания - в конечном итоге,
как мы увидим далее, подчинено этой важнейшей вокально-
технической задаче, то есть максимальному повышению КПД го-
лосового аппарата. Потому как никакие мышечные движения сами
по себе не являются оправданными, если они не ведут к достиже-
нию максимального акустического эффекта при минимальных фи-
зических затратах.
Сказанное не означает, что работа дыхания и гортани может
быть какой угодно. Отнюдь нет! Резонансный принцип - искусст-
во резонансного пения - накладывает свой отпечаток на работу
всего голосового аппарата в целом, предъявляет особые требова-
ния к работе гортани и дыхания.
В следующей главе мы и обратимся к рассмотрению этого важ-
нейшего раздела РТИП - механизмов взаимодействия резонаторов
с работой гортани и дыхания.
178______________________ В.П. Морозов____________________