Как мною показано в ряде работ, вокальный слух (ВС) - это не
просто хорошо развитый музыкальный слух; вокальный слух - это
специфическая способность певцов и вокальных педагогов, осно-
ванная на взаимодействии слуховых ощущений певческого
голоса с мышечными, вибрационными, кожно-тактильными ощу-
щениями, а также зрительными ассоциациями и представлениями,
сопровождающими процесс пения (Морозов, 1965, 1967, 1977;
Алексеева, 1993). Для поющего хорошо развитый ВС - важнейшее
средство самоконтроля процесса певческого голосообразования.
Для слушателя, особенно вокального педагога, ВС - необходимое
профессиональное свойство, позволяющее по звуку голоса поюще-
го (ученика) определять механизмы образования певческого голо-
са, например недостатки вокальной техники, связанные с непра-
вильным использованием дыхания, резонаторной системы, зло-
употреблением мышечным напряжением гортани и т.п., и наряду с
этим - определять признаки правильного пения, совершенства
профессиональной певческой техники.
Полисенсорная природа вокального слуха (взаимодействие раз-
ных органов чувств) проявляется в том, что эстетические характе-
ристики голоса, даваемые слушателем, не ограничиваются чисто
акустическими определениями, т.е. слуховым восприятием {звон-
Искусство резонансного пения 165
кий-глухой, высокий-низкий), но заимствуются из области других
сенсорных ощущений, например зрительных (яркий-тусклый,
светлый-темный), кожно-тактильных (мягкий-жесткий, теплый-
холодный) или мышечных (легкий-тяжелый) и даже вкусовых
(голос бывает сладкий, кислый, с горечью) и т.п., а также характе-
ризуют физиологические особенности образования звука в голосо-
вом аппарате человека (грудной, горловой, носовой, напряженный,
свободный, вялый, резонирующий) и даже состояние здоровья (бо-
лезненный), самочувствия (усталый) и т.п.
Поскольку ВС основан на одновременном параллельном вос-
приятии, сопоставлении и учете информации о певческом процес-
се, поступающей в центральную нервную систему поющего по
многим чувствующим каналам (органам чувств), в психологии пе-
ния возникает проблема значимости для певца тех или иных
певческих ощущений.
Роль собственно слуховых ощущений, безусловно, велика.
Однако известно, что певец слышит свой собственный голос со-
всем иначе, чем слушатели, и тем более - сидящие в зале на боль-
шом расстоянии от певца. В значительной степени это вызвано
тем, что собственный голос певца действует на его слух не только
извне, но и изнутри, проникая в среднее ухо через евстахиеву тру-
бу и вибрацию тканей. Кроме того, голос певца подвергается по-
рой весьма сильному маскирующему (заглушающему) воздейст-
вию музыкального сопровождения (оркестр, хор), искажается аку-
стикой зала. В результате слуховые ощущения собственного голоса
не дают певцу адекватного о нем представления. Поэтому слух певца,
как бы изощрен он ни был, не может полностью обеспечить эффек-
тивного регулирования необходимых качеств певческого голоса.
Что касается мышечных ощущений, то, несмотря на их
очевидную важность, роль их сводится к осведомлению сознания
певца лишь о тех мерах, которые певец предпринимает для обра-
зования звука того или иного качества, участия дыхания, артику-
ляционных органов и др., но не о результатах этих мер, поскольку
мышца не воспринимает и не контролирует звук. И.М. Сеченов пи-
сал: «Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т.е. ранее
момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управ-
ляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назна-
ченный музыкальный тон» (Сеченов, 1952). Но этого знания, осно-
ванного на мышечном чувстве, точнее на мышечной памяти (как
надо поставить те или иные мышцы) отнюдь недостаточно, чтобы
произвести звук не просто определенной высоты и громкости, но
166 В. П. Морозов
звук резонансный, т.е. максимально резонирующий во всех по-
лостях голосового тракта, верхних и нижних резонаторах, и к тому
же звук «близкий», т.е. особенно хорошо резонирующий на выходе
звуковой волны из ротового отверстия, ярко ощущаемый певцом в
верхних резонаторах в области «маски». А эти ощущения и
контроль за работой резонаторов дает уже не мышечное чувство, а
вибрационное.
Е.В. Образцова (в интервью): «- Я всегда пользуюсь закрытым
звуком - пение М с закрытым ртом. Если у меня отзвучивают резона-
торы, то я знаю, что я в форме. Если же не отзвучивают, я начинаю
нервничать. Подхожу к роялю, пробую все-таки распеваться, обнару-
живаю сразу, что действительно что-то не в порядке. Тогда начинаю
настраиваться уже медленно, с первой октавы, с siв и захватываю всю
первую октаву. Мне нужно обязательно, чтобы в резонаторы попала
моя переходная нота laв. Если она в закрытом звуке попадает, если мо-
гу схватить 1ав закрытым звуком, значит голос пойдет дальше».
Значит, для вас показателем певческого состояния являются
специфические вибрационные ощущения в области маски?
Да. Я по ним ориентируюсь. Даже весь театральный оперный
мир об этом уже знает. Когда я приезжаю, меня приветствуют: «м-м-
м!» (смеется). Так меня и зовут: м-м-м. «Подпольная кличка». <...>
Слово «распевка» для меня звучит неверно! Не распеваться нужно, а
настраивать аппарат, чтобы все взаимодействовало в определенном
рабочем ритме - резонатор головной, грудной, ребра, диафрагма, зу-
бы, мышцы. Нужно все это настроить с умом, а не просто разогревать,
не раскрикивать аппарат. <...> Настройка резонаторов, а не
раскачка и разогрев. Звук только мягкий, озвученный с вибра
то летит через оркестр (Образцова, 1 994).
Таким образом, мышечное чувство и мышечная память несо-
мненно важный, обязательный, но не единственный, точнее, не-
достаточный компонент вокального слуха. Более того, при обуче-
нии резонансному пению мышечное чувство собственно и «вы-
учивается» у вибрационной чувствительности, «как надо поста-
вить все мышцы, управляющие голосом», как писал Сеченов, что-
бы звук был резонансным. Слуховой контроль здесь также недос-
таточен, как мы уже знаем, а мышца «глуха», звук не
воспринимает. Вибрационное же чувство звук воспринимает (как
вибрацию) и контролирует голос естественно, не извне, а изнутри
голосового аппарата в момент его формирования в резонаторах.
И в этом отношении виброчувствительность является
наиважнейшим помощником слуха в регулировании
акустических и эстетических качеств певческого голоса.
Преимущество вибрационного чувства по сравнению со слухом
состоит в том, что оно не подвержено искажающим влияниям
вышеуказанных факторов, воздействующих
Искусство резонансного пения 167
на слух певца. Поэтому слух певца и нуждается в тесном функцио-
нальном взаимодействии не только с мышечной системой, но и с
вибрационной чувствительностью, которая, кстати говоря, состоит со
слухом в ближайшем генетическом родстве, будучи эволюционной
предшественницей и прародительницей слуха. В онтогенезе слуховой
кортиев орган формируется из вибрационного рецептора, а кроме то-
го, проводящие пути и центры слуха и виброчувствительности нахо-
дятся в тесной анатомо-физиологической взаимосвязи.
Рис. 56. Марио Ланца в роли
Э. Карузо.
Вибрационная чувствительность дает
возможность ощутить вибрацию резона-
торов не только изнутри, но и снаружи. В
частности, активность грудного резона-
тора хорошо ощущается даже по вибра-
ции одежды, если, например, взяться за
лацканы пиджака или фрака, как это де-
лает Марио Ланца на этой фотографии.
Важнейшая роль вибрационных ощущений состоит в том, что
они, являясь индикатором активности резонаторов, по-
зволяют певцу добиваться их максимальной озвученности путем
оптимальной настройки, т.е. изменений их объема и формы. А это,
как показывают научные исследования и практика выдающихся
певцов, является наиважнейшим условием для достижения высо-
ких эстетических и технических качеств профессионального пев-
ческого голоса. «Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный
и распространяться не может», - повторим мы слова известного
солиста «La Scala» Дж. Лаури-Вольпи. Таким образом, в резонанс-
ной теории и практике пения вибрационной чувствительности от-
водится наиважнейшая роль.
168 В. П. Морозов
Рис. 57. Схема взаимодействия разных органов чувств в процессе регулирования пев-
ческого голоса (по: Морозов, 1967).
Стрелкой слева направо обозначены прямые воздействия центральной нервной системы (ЦНС)
на голосовой аппарат. Стрелками справа налево -обратные с в я з и голосовой функции, т.е.
сигналы органов чувств о процессе голосообразования. Приприорецепция - мышечное чувство;
барорецепция - ощущение степени воздушного давления в легких; виброрецепция - вибрационная
чувствительность.
Все сказанное показывает, что слух, вибрационная чувстви-
тельность и мышечное чувство составляют в пении теснейшее и
неразрывное функциональное единство, обеспечивающее эффек-
тивное управление певческим процессом по принципу обратных
регулирующих связей. Существенную роль при этом играет
и кожно-тактильная рецепция как индикатор не только
тактильных, но и вибрационных воздействий, а также зрение,
играющее немаловажную роль в формировании эмоционально-
образных представлений певца о собственном голосе. На этом ос-
новании функциональное единство указанных сенсорных систем в
певческом процессе и названо нами вокальным слухом. Та-
ким образом, ВС - это не просто слух, но сложное полисенсор-
ное чувство, возникающее как результат взаимодействия
Искусство резонансного пения 169
многих сенсорных систем. Благодаря тесной функциональ-
ной связи между этими системами, ВС обеспечивает не только ре-
гулирование собственного голоса певца, но и возможность понять
механизмы голосообразования у любого другого поющего челове-
ка путем внутреннего моделирования его певческого
процесса собственными певческими ощущениями.
АКТИВИЗИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что
вибрация их стенок (при достаточной интенсивности, т.е. в случае
оптимальной настройки резонаторной системы) оказывает активи-
зирующее (стимулирующее) воздействие на голосовую функцию,
прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых
связок. Явление носит чисто физиологический рефлекторный (не-
произвольный) характер, т.е. раздражение виброрецепторов через
центральную нервную систему приводит к повышению тонуса и
активности голосового аппарата. Таким образом, имеет место са-
м о с т и м у л я ц и я г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а.
Еще врачом-фониатром Е.Н. Малютиным (Малютин, 1912) было
показано, что внешнее вибрационное воздействие благотворно
влияет на голосовую функцию при ее нарушении типа фонастении
(слабость голоса) и афонии (потеря голоса). Для лечебных целей
Е.Н. Малютиным был изготовлен специальный стенд в виде кресла
для пациентов. Вибрация кресла осуществлялась механическим
устройством с электродвигателем. Подвергнувшись такому вибра-
ционному воздействию, многие пациенты обретали утраченный
голос. Распространенные сегодня вибромассажеры могут с успе-
хом служить этой же цели.
В естественных условиях при хорошей резонансной технике
пения раздражение виброрецепторов особенно сильным оказыва-
ется в определенных точках (зонах) голосового тракта, где фоку-
сируются резонансные звуковые волны. Как уже указывалось (см.
предыдущий раздел), это точки Морана над верхними резцами у
басов, например область маски, а также область трахеи.
Поскольку зоны особенно сильной резонансной вибрации реф-
лекторно стимулируют голосовой аппарат, они называются реф-
лексогенными зонами. Юссон отмечает рефлексогенную зону
в области задней стенки глотки и мягкого неба, распростра-
няющуюся и на твердое нёбо. Он называет эту область активи-
з и р у ю щ и м н е б н ы м п о л е м.
6—4056
170 В.П.Морозов
В качестве экспериментального доказательства Юссон ссылает-
ся на свои исследования с Гардом (Юссон, 1974), в которых было
показано, что анестезия нёбного свода кокаином приводит к потере
певцом звонкости голоса. Верный своей нейрохронаксической
теории, он утверждает, что анестезия приводит к потере тонуса го-
лосовых связок. Однако в свете РТИП это явление имеет и другое
объяснение: анестезия приводит к потере чувствительности вибро-
рецепторов и нарушению индикаторной функции резонаторов и,
как следствие, к неспособности певца контролировать уровень
ВПФ в своем голосе.
Крупнейший и талантливейший итальянский вокальный педагог
Дж. Барра постоянно добивался у певцов вибрационных ощущений
на губах (так называемый «близкий звук»), и эту область (в случае
возникновения вибрационных ощущений) также можно отнести к
активизирующим рефлексогенным зонам. Кроме того, он добивался
подобных вибрационных ощущений в области грудной клетки,
даже спины, что связано с так называемым «резонирующим
дыханием». Об этом же пишет С.Я. Лемешев в своих книгах,
адресованных молодым певцам, а также эстонский педагог А.
Ардер (см. Приложение 1).
К рефлексогенным активизирующим зонам относятся также но-
соглотка, носовая полость и придаточные пазухи носа: гайморовы
полости, решетчатый лабиринт, лобные пазухи, т.е. все «резонато-
ры-индикаторы» (см. предыдущий раздел). По этой причине резо-
наторы-индикаторы могут быть названы и резонаторами-
активизаторами, как, впрочем, и все остальные резонаторные
полости голосового тракта певца.
Важность резонаторов-индикаторов как активизирующих зон
доказывается на практике. Так, воспаление их в случае простудных
заболеваний ведет к потере их виброчувствительности и, как
следствие, - к потере резонансного механизма пения. Одна извест-
ная певица, народная артистка СССР, сообщила мне, что когда за-
болела гайморитом, то потеряла голос (ощущение близкого звука),
хотя голосовые связки были у нее в порядке. Она вновь обрела
близкую позицию звука лишь после излечения гайморита.
Известны также подобные отрицательные влияния на голос да-
же незначительного трахеита, а также воспалительных явлений в
носоглотке, т.е. рефлексогенной зоне, по Юссону. Недаром поэтому
старые опытные вокальные педагоги говорили: «Певец, береги
свою носоглотку, как скрипач бережет своего Страдивари!».
Искусство резонансного пения 171
Основной вывод. Все сказанное свидетельствует о важнейшей
роли виброчувствительности в обеспечении резонансной певче-
ской техники. Вполне естественно, что раздражение виброрецеп-
торов сопровождается поглощением определенной части энергии
звуковых волн в голосовом тракте. Иногда высказываются мнения,
что такого рода поглощение звуковых волн является бесполезной
тратой акустической энергии голоса (идущей на якобы бесполез-
ное сотрясение стенок голосового тракта). Однако мы видим, что
эти сотрясения, т.е. вибрация стенок голосового тракта отнюдь не
бесполезный эпифеномен певческого процесса. Ибо эта, погло-
щенная голосовым трактом некоторая часть энергии голоса, обес-
печивает две важнейшие функции певческих резонаторов: инди-
каторную и активизирующую и в конечном итоге в стократ
восполняется той прибылью в силе и красоте голоса, которую да-
рит певцу резонансная техника пения.