Несмотря на то, что грудной резонатор отделен от окружающе-
го пространства вибратором (голосовой щелью), он оказывает
влияние на спектр звука. Это доказано еще старыми опытами
Пёджета, установившего на моделях сдвоенного резонатора
Искусство резонансного пения 153
Гельмгольца независимость спектра излучаемого им звука от места
расположения вибратора - на любом из краев сдвоенного резо-
натора или посередине, что соответствует модели голосового ап-
парата человека, т.е. расположению гортани между грудным и верх-
ними резонаторами.
Рис. 52. Модели сдвоенных резонаторов, сконструированные Пёджетом для имитации
звука различных гласных. Цифрами обозначены резонансные частоты (Гц) каждой из
полостей, соответствующие первой и второй формантам речевых гласных. Возбудите-
лем резонаторов служил пищик-вибратор (аналог голосовых связок); на рисунке изо-
бражен в левой части каждой модели.
Важно отметить, что двухформантные звуки, образующиеся в результате резонанса в каждой из
этих полостей-резонаторов, возникают независимо от того, в к а к о м месте располагается
вибратор (т.е. пищик -- аналог голосовых связок): перед двумя резонаторами, между резонаторами или
после резонаторов, т.е. на выходе звука из сдвоенного резонатора. Таким образом, эти модели Пёджета -
эмпирическое доказательство влияния грудного резонатора на спектр звука певческого голоса.
Любопытную аналогию такого рода - расположение вибратора
между двумя резонаторами, один из которых является как бы
замкнутым и имеет выход в окружающее пространство только че-
рез вибратор, - находим у А. Музехольда. Он пишет:
«У язычковой [органной] трубы, с «проходящим язычком» устраи-
вается более длинный «башмак» (воздушная камера), дабы находя-
щийся в нем столб воздуха мог поддерживать колебания язычка.
Именно в этом «башмаке» при достаточной длине его образуются
также колебания в виде стоячей волны (т.е. резонанс. - В.М.), которые
во время звучаний трубы заметны в виде сильных, легко ощутимых
рукой сотрясений стенок башмака. Между прочим, я мог легко убе-
диться в том, что колебания происходят в пространстве, находящемся
под язычком, из того, что я брал в рот мундштук «проходящего»
язычка (из регистра «vox humana а») и вдувал в него воздух; при этом
я чувствовал сильные вибрации в горле и дальше до глубины груди,
которые можно было и снаружи ощущать рукою, прикасаясь к груди.
Это самое явление, как известно, проявляется и при пении так
154 В.П. Морозов
называемыми грудными звуками. Но для того чтобы происходящие в
«башмаке» сотрясения могли поддерживать колебания язычка, те и
другие должны быть одновременными. Теоретически это осуществля-
ется лучшее всего, когда длина «башмака» соответствует ¼ длины
волны основного тона язычковой трубы» (Музехольд, 1925).
Очень интересный опыт! В данном случае дыхательный аппарат
Музехольда выполнял как бы функцию мехов органной трубы и
вместе с тем служил продолжением нижнего резонатора органной
трубы. В результате чего сильные резонансные колебания, которые
возникали в резонаторе трубы, распространялись на весь
дыхательный тракт человека. И мало того, что они распространя-
лись, они вызывали хорошо ощутимые колебания стенок дыха-
тельных органов, проникая даже в легкие.
Возникает вопрос, как же резонатор, отделенный от окружаю-
щего пространства пищиком (модель голосовых связок) или языч-
ком-вибратором, как в органной трубе, может оказать свое влия-
ние на спектр звука? Согласно теории, это влияние изолированный
от внешней среды резонатор оказывает путем воздействия
на режим колебаний вибратора - пищика, как в модели
Пёджета, язычка, как в органной трубе, или голосовых связок, как
в случае певческого голоса. А именно: он усиливает те состав-
ляющие спектра, которые соответствуют его собственной резо-
нансной частоте изолированного от внешней среды резонатора.
Реальность такого механизма работы грудного резонатора признает
и крупнейший акустик, исследователь певческого голоса, доктор
физико-математических наук, профессор С.Н. Ржевкин (см.
эпиграф).
Таким образом, свое влияние на спектр певческого голоса груд-
ной резонатор оказывает путем воздействия на режим
колебаний голосовых связок; под действием резонатора
голосовые связки начинают колебаться так, что это приводит к
значительному усилению в спектре голоса низкой певческой
форманты. Физически это означает, что будет облегчен про-
цесс вовлечения в соколебание с резонирующей воздушной средой
более обширных участков голосовых складок, обеспечена большая
плотность и вместе с тем легкость их смыкания и размыкания. Это
явление и наблюдается при грудном типе фонации при хорошей
сонастройке нижнего и верхнего ротоглоточного резонаторов: пе-
вец как бы перестает замечать голосовые связки, дыхание как будто
не касается их (Барра). Автоматизм вибрации голосовых связок,
поддерживаемый резонансом, приводит к образованию сильного и
красивого звука, как будто безо всяких усилий, легко и свободно
Искусство резонансного пения 155
достигается кантилена, естественность, четкость дикции, траты
дыхания становятся минимальными, что, кстати и приводит к уве-
личению КПД процесса голосообразования. Именно эти ощущения
и представления мастеров пения (см. Приложение 1) и породили
известное золотое правило: «Петь на проценты, не трогая основно-
го капитала» (М. Рейзен, А. Иванов, Г. Вишневская, М. Дейша-
Сионицкая и др.).
В.Н. Сорокин также придерживается такого мнения, что гор-
тань «прозрачна» для резонирующих в грудном резонаторе звуко-
вых волн и при этом придает большое значение взаимодействиям
резонансов трахеобронхиальной и ротоглоточной полостей (Соро-
кин, 1985). Совершенно очевидно, что соотношения этих резонан-
сов могут быть для певца благоприятными или неблагоприятными,
в зависимости от сонастройки резонаторов, что и составляет одну
из важнейших основ постановки певческого голоса.
3.5.4.5. О «потерях» на поглощение звука
В грудном резонаторе
Что касается неизбежных потерь на поглощение звуковой энер-
гии в грудном резонаторе (а они есть в любом резонаторе!), в ча-
стности потерь на сотрясение стенок грудной клетки и даже всего
тела певца (вызывающего, как говорил Б.Р. Гмыря, ощущение
«опоры голоса в ногах», или, по образному выражению В.Н. Ми-
нина, «когда даже пятка резонирует»), то потери эти обеспечивают
певцу возможность чувствовать резонанс и управлять настройкой
резонатороной системы, а кроме того, обеспечивая рефлекторное
стимулирование фонационной активности голосового аппарата
(см. индикаторная и активизирующая функции), являются отнюдь
не бесполезными, а наоборот- в высшей степени полезными и
н е о б х о д и м ы м и д л я д о с т и ж е н и я р е з о н а н с н о й т е х н и ки
пения (см. §3.6. и 3.7.).
Основные выводы
Суммируя все сказанное, мы приходим к выводам а) о ре-
альности грудного резонатора, б) его значительном воз-
действии на тембр певческого голоса и в) его мощной за-
щитной роли по отношению к голосовым связкам.
Защитная роль грудного резонатора проявляется в том, что при
его оптимальной акустической сонастройке с верхним ротоглоточ-
ным резонатором (также формирующим низкую певческую фор-
манту) создаются наиболее благоприятные щадящие условия для
колебаний голосовых связок, которые в этих условиях не столько
156 _____________________ В.П. Морозов_____________________
сами колеблют воздух, сколько сильно резонирующий столб воз-
духа колеблет их. Гортань становится как бы прозрачной для зву-
ковых волн, синхронно резонирующих в верхнем и нижнем резо-
наторах, т.е. обеспечивается хорошая акустическая связь между
этими резонаторами. В результате достигается та удивительная
легкость и непринужденность голосообразования (даже при пении
forte!), при которой певец перестает ощущать работу гортани, а
озвученное резонирующее дыхание как бы «обходит голо-
совые связки, не касается их», по выражению Дж. Барра.
Этим техника резонансного пения отличается от мучитель-
ного для певца (и слушателя, кстати) нерезонансного пения, когда
все усилия певца направлены на выжимание звука из голосовой
щели, совершающей вынужденные колебания, не поддерживаемые
резонансном окружающих полостей.
Хорошие певцы интуитивно используют эти акустические за-
коны на практике, объединяя верхние и нижние резона-
т о р ы в е д и н ы й м о щ н ы й ре з о н а т о р, ф о р м и р у ю щ и й хо р о-
шо выраженную в звуке голоса низкую певческую форманту,
составляющую основу певческого звука вплоть до предельных
верхних нот и вместе с ВПФ защищающую гортань от перегрузок
(см. в Приложении 1: А. Иванов, Г. Тиц, Е. Образцова, А. Ардер,
Дж. Лаури-Вольпи, М. Оливьеро и др.).
А. Ардер: «Максимальное использование головного резонатора
находится в связи и в зависимости от максимального использования
грудного резонатора.
При слиянии головного и грудного резонаторов на-
до особенно почувствовать, чтобы спинная часть легких ре-
зонировала до ощущения полноты и округлости (рондо)».
Дж. Лаури-Вольпи: «В основе вокальной педагогики лежат по-
иски резонаторов, звукового эха. Поиски эти облегчаются син-
хронным с о вм е ще ние м во врем я выдоха дыхате ль -
ной и надставной труб (т.е. верхнего и нижнего резонаторов. -
В.М.). За этой материальной синхронностью стоит мгновенно вспы-
хивающее интеллектуальное вдохновение, дающее чувствовать в сло-
вах и звуках присутствие идеи и определяющее звучание обертонов
этого, если хотите, эха души».
Вывод о важности грудного резонанса сохраняет свое значение не
только при пении в низком грудном регистре, но и в верхнем голов-
ном, когда преимущество отдается верхним резонаторам. Однако без
поддержки нижнего резонатора верхний микстовый («прикрытый»)
регистр не будет совершенным ни в эстетическом (когда «поют толь-
ко глаза да брови»), ни в технологическом отношении. О взаимосвязи
Искусство резонансного пения 157
грудного и головного резонаторов см. также в Приложении 1 выска-
зывания наших крупнейших певцов и авторитетных вокальных педа-
гогов: С. Лемешева, М. Владимировой, И. Петрова, П. Лисициана,
Е. Нестеренко, Г. Тица, П. Скусниченко, А. Иванова, и др.
Об особенностях