Это же положение о важности грудного резонанса относится и
к женским голосам, хотя и с учетом их специфичности, поскольку
частота основного тона у женщин в целом на октаву выше, чем у
мужчин. Поэтому при пении сопрано в верней части диапазона,
частота основного тона (ЧОТ) выходит за пределы НПФ в более
высокочастотную область. Данное обстоятельство является при-
чиной ослабления ощущений грудного резонирования у женщин в
верхнем регистре, особенно у колоратур, поскольку верхнее со-
прановое do3.1047 Гц. Поэтому, женский голос в верхнем регистре
как бы лишается (по ощущению) поддержки грудного резонанса. Тем
не менее, надо учесть, что в грудном резонаторе, по данным Г. Фанта
(Fant et al., 1972; В.Н. Сорокин, 1982), имеется не только первый, наи-
более выраженный резонанс, соответствующий НПФ, но и второй
(1400 Гц), а также третий (2850 Гц), соответствующий области ВПФ.
Эти более высокие резонансы также могут оказывать поддерж-
ку женскому голосу на верхах. Однако по причине уменьшения
вибрационной чувствительности человека на этих высоких часто-
тах (напомним, что максимум виброчувствительности располага-
ется около 300 Гц) ощущение грудного резонирования у высоких
женских голосов в верхнем регистре существенно снижено (о чем
и говорят певицы), хотя принципиальная возможность грудного
резонирования голоса у женщин имеется, так же как и у мужчин,
на всем диапазоне голоса (см. § 3.5.4.). Вот, например, мнение на
этот счет известной солистки «Ла Скала» Магды Оливьеро:
М. Оливьеро: «Резонаторные ощущения у меня очень ярки,
сильны: все лицо, шея, лоб звенят, трясутся, часто доходит до
головокружения. Грудное резонирование подключается само,
особенно на высоких нотах форте. Тогда работает
в е с ь корпус: все вибрирует внутри, от ног до голо-
вы. Это органичная работа всего корпуса».
Естественно, говоря о важности грудного резонатора для жен-
ского голоса (так же как и для мужского), нельзя забывать и об
огромном значении верхнего резонатора, формирующего
высокую певческую форманту и обеспечивающего яркость, звон-
158 _____________________ В.П. Морозов_____________________
кость, полетность на всем диапазоне и облегчающего переход из
одного регистра в другой.
Е. Образцова: «Петь нужно в резонаторы. У нас их очень
много - и в голове, и в груди. Грудь как дека. Органный, опорный
звук. В груди озвучивается нижний регистр. Нужно, однако, знать, что
нижний регистр никогда не может быть использован
без верхнего резонатора - головного!».
Высказывания мастеров пения (см. Приложение 1) свидетельст-
вует в целом о признании важности грудного резонанса как для
мужского, так и для женского голоса, но с соблюдением двух ус-
ловий: 1)при обязательном участии верхнего резонатора и 2) с
учетом специфики типа голоса: обладатели высоких легких жен-
ских голосов с осторожностью относятся к использованию грудно-
го резонанса из опасения отяжелить звук, что может отрицательно,
по их мнению, сказаться на верхних нотах, особенно у колоратур.
Это опасение имеет, как уже говорилось, то основание, что ощу-
щение грудного резонирования на предельных верхах женского
голоса сильно ослаблено по чисто физиологическим причинам
(ослаблена вибрационная чувствительность), и поэтому субъек-
тивная мера объективного участия грудного резонирования у
мужчин и женщин может быть существенно иной.
Полностью же лишать любой голос грудного резонирования как
теоретически, так и практически представляется нецелесообразным,
противоестественным. Ибо, как удачно сказал как-то один из кино-
режиссеров: «В науке - мера, а в искусстве - чувство меры».
Заключение к разделу 3.5.
Певческие резонаторы, помимо усиления звука и облагоражи-
вания тембра, играют исключительно важную защитную роль
по отношению к голосовым связкам.
Защитная роль резонаторов проявляется как косвенно, или
опосредованно (первый и второй защитный механизмы), так и пу-
тем прямого, обратного или реактивного воздействия на колеба-
ния голосовых связок, что создает благоприятные, щадящие усло-
вия для их функционирования (третий защитный механизм). Од-
нако эффективность защитных механизмов не обеспечивается сама
собой, а зависит от оптимальной акустической сонастройки ниж-
него (грудного) и верхнего (ротоглоточного) резонаторов, что дос-
тигается путем правильной организации певческого дыхания, по-
ложения гортани и работы артикуляционного аппарата.
_________________ Искусство резонансного пения _____________ 159
Защитная функция резонаторов не ограничивается рассмотренными
выше тремя механизмами защиты. В дальнейшем рассмотрим еще
четыре защитных механизма гортани, так или иначе связанные с
явлением резонанса и существенно дополняющие первые три вида
защиты, а именно: четвертый механизм, связанный с акти-
визирующей функцией резонаторов, пятый - с наиважнейшей
ролью диафрагмы в пении, шестой, носящий психологический
характер, и седьмой, связанный с особой ролью вибрато в пении.
Таким образом, всего существует семь механизмов резо-
нансной природы, защищающих гортань и голосовые связки от
перенапряжения и травматизма (Морозов, 2000, 2001). Описание этих
дополнительных защитных механизмов будет дано в последующих
разделах (§ ЗЛА., главах 4 и 5) и кратко сформулировано в гл. 7.
ИНДИКАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ
Индикаторная (от англ. indicator - индикатор, указатель) функ-
ция резонаторов состоит в том, что певческие резонаторы являются
индикаторами (указателями) собственной активности.
Как уже говорилось выше и показано мною в ряде предыдущих
работ («Вокальный слух и голос», «Биофизические основы во-
кальной речи», «Тайны вокальной речи» и др.), резонанс звуковых
волн в полостях голосового тракта певца (рот, глотка, трахея и др.)
приводит к сотрясению (дрожанию, т.е. вибрации) их стенок. Дро-
жание это регистрируется с помощью специальных вибродатчиков
(§ 3.5.4.2.) и легко ощутимо, если приложить руку, например, к
грудной клетке, воспринимается многочисленными чувствитель-
ными нервными окончаниями (рецепторами), расположенными в
мышечных стенках резонаторов и особенно на их внутренней по-
верхности - в слизистой оболочке (рис. 53). Вызывая раздражение
рецепторов, сигналы вибрации передаются по чувствительным
нервам в центральную нервную систему.
Благодаря этому певец хорошо чувствует вибрацию резонато-
ров и может управлять их настройкой, т.е. стремиться так изме-
нить объем и форму резонаторов, чтобы вызвать наибольший ре-
зонанс. С помощью специального прибора фонопнеймографа (Мо-
розов, 1967, 1977) показано, что резонанс (а следовательно и виб-
рация стенок резонаторов) существенно изменяется в зависимости
от изменения певцом технических приемов пения, типа дыхания и
т.п. Таким образом, индикаторная функция резонаторов
с о з д а е т у с л о в и я д л я у п р а в л е н и я и х а к т и в н о с т ь ю.
160 В. П. Морозов
Рис. 53. Эти многочисленные овальные тельца - чувствительные нервные окончания
(рецепторы), воспринимающие вибрацию на внутренней поверхности полостей-
резонаторов певческого голоса в слизистой оболочке. Так они выглядят под микро-
скопом (по: Грачева, 1963).
Искусство резонансного пения 161