Мало людей обладают таким обаянием,
как Шаляпин. В его существе живет
странная волшебная сила, и когда он гово-
рит, его голос звучит подобно органу...
Шведская газета "Stokholms dagblad" (9.05.1930)
ЕСЛИ певческий голос Ф.И. Шаляпина - предмет многочислен-
ных обсуждений знатоков, критиков, журналистов, коллег и про-
сто восторженных почитателей его таланта, то о речевом голосе
великого певца в литературе встречаются лишь немногие упоми-
нания. Судя по ним (см. эпиграф), Шаляпин обладал удивительно
красивым органоподобным речевым голосом под стать его изуми-
тельному певческому звуку. К счастью, одна единственная запись
речевого голоса Шаляпина, сделанная им в Америке в 1922 г., со-
хранилась. Это стихотворение С. Надсона «Грезы»', в котором
речь идет о певце (паже), покорившем своим пением королеву и
толпу придворных.
Почему Шаляпин избрал именно это стихотворение для применения
своего гениального артистического таланта к речевой декламации?
Здесь, по-видимому, было несколько причин психологического свойст-
ва, и объясняются они близостью содержания стихотворения «Грезы»
личностным переживаниям и жизни самого Шаляпина. Ведь Шаляпин в
прошлом - как бы такой же «безвестный паж», которого когда-то даже
не приняли в хор, по его собственному признанию, а ныне (1922-й год)
триумфально покоряющий толпы любителей вокала. В 1901 г., будучи
еще совсем молодым, он уже покорил главную «цитадель» вокального
искусства- взыскательнейшую публику театра «Ла Скала» и теперь
покоряет Америку и сцены всего мира... Его пение также вызывает
восторг и слезы умиления на глазах слушателей, а мощный голос спо-
собен сотрясать и сердца и люстры («И люстра из подвесков хрусталя
на серебре цепей, померкнув задрожала!», - декламирует Шаляпин
громовым голосом).
Наконец, есть еще слова в стихотворении Надсона, близкие сердцу
Шаляпина: «О, Родина моя! Прими меня, я твой!». Волнующее вос-
клицание, с которым буквально выкрикивает эти слова Шаляпин, о
многом говорит. Он - плоть от плоти русского народа - обречен жить
и петь на чужбине. И всю оставшуюся жизнь мечтать вернуться на
Родину, - «...мечтать, - как пишет И.С. Козловский, - с такой любо-
вью, с таким страданием...» и не иметь возможности вернуться... Это
величайшая психологическая драма певца земли русской. И недаром
Шаляпин, не имея возможности приехать в Россию, но горя желанием
1 Автор выражает признательность А.А. Терещенко и Л.В. Митряеву за предоставление
для исследований пластинок с записью речевой декламации Ф.И. Шаляпиным стихотворе-
ния «Грезы».
124 _____________________ В.П. Морозов_____________________
петь для русских, уже в конце жизни в возрасте за 60 все же соверша-
ет далекое путешествие в Китай и Японию, чтобы увидеть, если не
русские земли, то лица русских людей, обосновавшихся там в эмиг-
рантских поселениях, и петь для них: «Пятнадцать лет я пел на рус-
ском языке перед иностранными аудиториями, - заявил великий ар-
тист, - а теперь с энтузиазмом и особым наслаждением буду петь в
Харбине перед русской аудиторией!». <...> «От Харбина у меня впе-
чатление такое, будто я попал в чисто русский город, с русскими ли-
цами, русским кондовым бытом. Когда я третьего дня совершал про-
гулку по вашей «5-й Авеню» - Китайской улице, меня несказанно ра-
довали русские вывески русских же магазинов; навстречу то и дело
попадались русские лица; мне на минуту показалось, что я попал в
российские края» (цит. по: Мелихов, 1998).
Но давайте включим проигрыватель и послушаем, как Шаляпин
читает стихотворение «Грезы».
Когда еще дитя, за школьною стеной С наивной
дерзостью о славе я мечтал, Мне в грезах виделся
пестреющий толпою Высокий мраморный
залитый светом зал. Был пир... веселый пир в
честь юной королевы...
...Слышим мы величественные звуки знакомого шаляпинского
голоса, сохраняющего черты его певческого звука. Мы слышим
хорошо резонирующий в грудном и верхних резонаторах звук «на
опоре», безупречную, как и в пении, четкость дикции и орфоэпии.
Как раскаты грома, нарастает и ниспадает сила звука, волнами пе-
рекатывается, то повышаясь, то понижаясь, интонация. Меняются
тембровые краски голоса, рисующего яркие эмоциональные кар-
тины происходящего в королевском замке...
Звуковысотную интонацию голоса Шаляпина, декламирующего
стихотворение «Грезы», проанализировала И.И. Силантьева и за-
фиксировала ее в нотной записи (см. рис. 38). При этом она дает
свои интересные комментарии.
И. Силантьева: «Ф. Шаляпин наполняет интонации психологиче-
ским содержанием, передает и состояние, и настроение, и даже жест.
Взлетающая и опадающая, как легкий шарф, интонация, заключенная
в словах «безвестный паж», - это исполненный сожаления глубокий
вздох; но упрямо повторяющиеся последующие звуки и впрямь твер-
дят: «я властвую толпой!». Изящная, грациозная интонация воспроиз-
водится Шаляпиным в словах «как королева ниц склонилась»; толпу
рыцарей декламатор изображает рядом повторяющихся звуков одина-
ковой длительности. Очи дев воздеты - и интонация увлекает вообра-
жение вверх; слезы их бегут долу - и интонация никнет. Кульминация
на словах «и льется песнь моя широкими волнами» достигает звука
«ре» - того самого звука, который венчал вздох пажа, звука, который
Искусство резонансного пения 125
на полтона выше «королевского», - ведь паж победил свою госпожу!
Целотонный нисходящий звукоряд - поступь утвердившегося в своем
искусстве безвестного певца - следует после кульминационного звука,
вознесенного на чистой квинте, и эта волна возвращается к своему бе-
регу - тонике, чтобы начать новый разбег - новую строфу».
Рис. 38. Звуковысотная интонация речевого голоса Ф.И. Шаляпина при декламации
стихотворения «Грезы» (по: Силантьева, 2001).
Проведенный нами компьютерный анализ звуковысотной ин-
тонации голоса Шаляпина показал достаточно хорошую степень
совпадения с нотной записью И.И. Силантьевой. На рис. 39 по-
казана гистограмма распределения высоты голоса Шаляпина
при чтении фрагмента стихотворения, представленного в нот-
ной записи И. Силантьевой. Как показывает гистограмма, наи-
более часто встречающаяся (доминирующая) высота речевого
голоса Шаляпина - fa -sol. Общий диапазон высоты звуков - от
re до re1, то есть немного больше одной октавы. Таким образом,
Шаляпин в речи использует лишь часть своего более чем двух-
октавного диапазона, но этого вполне достаточно, как мы слы-
шим, для подчеркивания всех эмоционально-художественных
нюансов стихотворения «Грезы».
126 В.П. Морозов
Рис. 39. Гистограмма распределения высоты речевого голоса Ф. Шаляпина при чтении
стихотворения С. Надсона «Грезы». Высота столбиков показывает относительное чис-
ло звуков (%), произнесенных с той или иной высотой (обозначена внизу нотными
знаками и в Гц).
Обратимся теперь к рассмотрению спектральных особенностей
речевых звуков голоса Шаляпина. На рис. 40 - спектр его гласной
О, выделенной в слове «гроз О ю» во фразе «И мощною гроз О ю
гремит». Хорошо видно, что в данном речевом звуке имеется мак-
симум F7 на частоте 2418,8 Гц, практически соответствующий
частоте ВПФ певческого голоса Шаляпина. Причем уровень этой
высокой речевой форманты (ВРФ, назовем ее так) Шаляпина в
данном звуке достигает весьма большой величины (37,1%; см.
рис. 40), отчего голос приобретает грозный звенящий тембр, как
при выражении гнева (на рис. 36).
Но зададим себе вопрос: может быть и в других хороших ре-
чевых голосах имеется точно такая же высокая речевая форманта?
Для ответа на этот вопрос мы проанализировали голос нашего
выдающегося диктора радио Юрия Левитана. Его могучий, вели-
чественный, необычайно красивого тембра бас часто звучал по ра-
дио во время Великой Отечественной войны, передавая последние
известия с фронта, обращения верховного главнокомандующего
Сталина к народу и армии, вселял в сердца людей уверенность в
победе. Недаром Гитлер, говорят, обещал 100 тысяч марок за жи-
вого или мертвого Левитана, настолько велика была сила психоло-
гического воздействия его голоса, внесшего неоспоримый вклад в
победу над врагом.
Искусство резонансного пения 127
Рис. 40. Ф. Шаляпин, «Грезы» С. Надсона. Гласная О в слове «гроз О ю», во фразе «И
мощною гроз О ю гремит...». Высокая речевая форманта F7 (отмечена затенением)
имеет относительный уровень 37,1% и расположена в области 2428,8 Гц, что соответ-
ствует ВПФ певческого голоса Шаляпина.
Рис. 41. Диктор радио, Юрий Левитан, гласная А в слове «друзь Я». Хорошо выражен-
н а я в ы с о к а я р е ч е в а я ф о р м а н т а (о т н о с и т е л ь н ы й ур о в е н ь 31,9% и ча с т о т а
Fmax= 1439,7) не соответствует частоте ВПФ п е в ч е с к о г о голоса.
Рис. 42. Сопоставление интегральных спектров речевых гласных Ф. Шаляпина и Ю. Левитана.
Гласные Шаляпина А и О в словах п А ж, толп О й, кристАльна, чист А, и ль Ё тся, гроз О ю из стихо-
творения С. Надсона «Грезы». Гласные Левитана А и О в словах госуд А рства, вкл А д, бр А тский,
нар О дов, ист О рией. О н, П О льши, пл О д, стр А н, завоевания, из зачитанного им по радио текста
последних известий. Важное отличие: высокая речевая форманта (ВРФ) Шаляпина располагает-
ся в области около 2300 Гц (что близко к ВПФ в его певческом голосе), а ВРФ Ю. Левитана в об-
ласти около 1400 Гц, что почти на 1000 Гц ниже ВРФ Шаляпина. ВРФ указаны стрелками.
128 В.П. Морозов
Что же показали исследования голоса Ю. Левитана?
Рис. 41 показывает, что в голосе диктора действительно имеется
высокая речевая форманта, придающая его голосу характерный
«левитановский» тембр. Но вершина ее располагается значительно
ниже (почти на 1000 Гц), чем ВРФ в речевом голосе Шаляпина.
Среднестатистические исследования спектров гласных в разных
словах голоса Шаляпина и Левитана (рис. 42) подтверждают эту
закономерность. Таким образом, исследования показывают, что
ВРФ в речевом голосе Шаляпина располагается в значительно бо-
лее высокочастотной области, чем в голосе Ю. Левитана, т.е. не
обязательно соответствует формантной структуре другого рече-
вого голоса (даже столь красиво звучащего, как голос диктора ра-
дио Ю. Левитана).
Проведенные нами аналогичные исследования голоса известного
драматического артиста народного артиста СССР Олега Баси-
лашвили (см. альбом спектров в Приложении 2) показали также
хорошо выраженную в его спектре ВРФ в области около 1600 Гц,
что близко в ВРФ Левитана, но также существенно ниже ВРФ Ша-
ляпина, кроме того, подобные результаты были получены при ис-
следовании голосов и других известных актеров, дикторов радио
(В. Качалов, И. Прудовский и др.).
Что касается происхождения ВРФ, то совершенно очевидно,
что оно связано с активностью резонансной системы голосового
аппарата (как и все формантные области), однако различия в час-
тоте ВРП и ВПФ столь же очевидно свидетельствуют о том, что
при образовании этих формант резонансная система у разных об-
следованных нами певцов и артистов работает по-разному.
Таким образом, нам нужно подчеркнуть здесь важную законо-
мерность: высокая форманта в речевом голосе Шаляпина, т.е.
е г о вы с о к а я р е ч е в а я ф о р м а н т а, п р ак т и ч е ск и с о о т в е т -
ствует по частоте высокой певческой форманте его
певческого голоса. Эта закономерность иллюстрируется так-
же сопоставлением данных двух частей таблицы 6: верхней части,
на которой приведены результаты определения относительного
уровня ВРФ (%) и ее частотного положения (Гц) в различных ре-
чевых гласных Шаляпина, и нижней части, на которой представ-
лены относительные уровни ВПФ (%) и ее частотное расположе-
ние (Гц) уже в его певческих гласных, выделенных из различ-
ных вокальных произведений.
Сопоставление показывает, что средние значения частотного
расположения высоких формант в речевых и певческих гласных
Искусство резонансного пения 129
Шаляпина оказываются весьма близкими (2354,9 Гц и 2513,0 Гц
соответственно в речевых и певческих гласных), т.е. практически
совпадающими, поскольку в певческих гласных Шаляпина встре-
чаются и такие значения, как в его речевых (см.: «О, если б мог
выразить в звуке...», нижняя часть табл. 6).
Таблица 6
Сопоставление характеристик форманты в речевом (ВРФ)
и певческом (ВПФ) голосе Ф. Шаляпина
Речевой голос Шаляпина («Грёзы» Надсона)
гласи фраза ВРФ, % ВРФ, Гц
А...безвестный п А ж... 12,4 2361,5
О ...я властвуютолп О й... 20,0 2411,6
А... кристальна и чист А ... 21,8 2293,5
А ... крист А льна и чиста... 25,8 2306,5
О...и ль Ё тся песнь моя... 28,5 2337,6
О...и мощною гроз О ю гремит... 37,1 2418,8