Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сопоставление средней частоты низкой певческой форманты (НПФ)




И соответствующей ей теоретической длины резонатора с

Длиной ротоглоточного тракта по экспериментальным данным

Измеряемые показатели Басы Баритоны Тенора

Частотное положение НПФ; экспери-

ментальные данные по: В.П. Морозов,

1977, (Гц)

380-540 в

ср. 460

450-540 в

ср. 495

540-640 в

ср. 590

Теоретическая длина ротоглоточного

резонатора, соответствующая частоте

НПФ (расчетные данные автора), (см)

28,6 25,9 20,4

Реальная длина ротоглоточного

канала; по рентгенологическим дан-

ным Л.Б. Дмитриева, (1968), (см)

23,3-25,0 21,5-24,0 19,0-22,0

Но ротоглоточный резонанс - не единственная причина проис-

хождения НПФ. Экспериментальные исследования вибрации

грудной клетки певца (Морозов, 1977) показали, что в ее спектре

наиболее сильно выражена область НПФ, т.е. около 400-600 Гц,

что свидетельствует о резонансе трахеи на эти частоты. Об этом

же говорят расчетные данные В.Н. Сорокина (Сорокин, 1992).

Прямые исследования резонанса трахеи, проведенные еще

певца (Story, Titze, Hoffman, 1996) и, в частности, переменной площади ротового отверстия,

величина поправки на импеданс может, естественно, варьировать в определенных пределах.

1 Следует заметить, что при пении наиболее звучных и эффектных нот верхней части диапазона

частота НПФ у всех типов голосов может занимать более высокое частотное положение (на-

пример, у Ф. Шаляпина до 550 Гц, о чем свидетельствуют компьютерные исследования его голо-

са - Морозов, 1996а). Это обстоятельство может привести к лучшему совпадению расчетных и

реальных длин ротоглоточного тракта басов, баритонов и теноров, приведенных в табл. 2.

Искусство резонансного пения 65

Г. Фантом с соавторами (Fant, Ishizaka, Sundberg, 1972), а также

О. Фуджимурой и И. Линдквистом (Fujimura, Lindqvist, 1964) с

помощью вводимых в трахею через трахеотомическое отверстие

миниатюрного излучателя звука и микрофона, показали, что она

имеет первый резонанс около 640 Гц, что соответствует нашим

данным. Наконец, теоретические расчеты резонанса трахеи исходя

их гипотезы признания ее закрытой органной трубой, резонирую-

шей, как известно, на звуки с длиной волны =4L, где L - длина

закрытой трубы), показывают, что трахея, длина которой вместе с

крупными бронхами составляет около 14-18 см (Шапурнов, 1939),

должна усиливать звуки в полосе 470-610 Гц, т.е. в полосе НПФ,

что и подтверждается экспериментально.

Таким образом, если в формировании ВПФ участвует один над-

гортанный резонатор, то в образовании НПФ - два, причем самых

крупных резонатора: ротоглоточная полость в целом и трахеоб-

ронхиальная полость. При этом вклад грудного резонатора весьма

велик. Профессор А. Крейдль называет его «могучим... придаю-

щим голосу свойственную ему силу». Здесь уместно также привес-

ти мнение проф. С.Н. Ржевкина, впервые обнаружившего и опи-

савшего НПФ: «Нижний резонатор (трахея, бронхи) должен, ко-

нечно, играть важную роль в определении характера функциони-

рования связок, так как... факторы, определяющие первичный тон

связок, зависят не только от структуры и натяжения самих связок,

но и от реакции переменного воздушного давления в подсвязоч-

ном пространстве. Вопрос о резонансе нижних полостей приобре-

тает важную роль в объяснении явлений постановки певческого

голоса» (Ржевкин, 1936).

В целом исследования показывают, что роль певческих резонато-

ров состоит в усилении не основного тона, как это характерно, на-

пример для органа, а двух основных формантных областей спектра:

ВПФ (2400-3500 Гц) и НПФ (400-600 Гц), т.е. резонансная система

певца наиболее эффективно усиливает звуки в пределах примерно

трех октав 400-3500 Гц (sol1—sol4). Ниже и выше этих пределов ам-

плитуда спектра певческого голоса прогрессивно убывает.

К обсуждению результатов

Значительная спектральная вариабельность речевых гласных

(рис. 10 б) обусловливается столь же выраженной их артикуляци-

онной вариабельностью. Речевые гласные, как известно, форми-

руются путем значительного перекрытия, фактически разделения

ротоглоточного канала языком в разных местах на переднюю и

3-4056

66 В.П. Морозов

заднюю части. При этом чем уже перегородка, тем слабее акусти-

ческая взаимосвязь между перед-

ним и задним резонаторами (со-

гласно модели сдвоенного резо-

натора Гельмгольца и современных

теорий речеобразования) (Г.

Фант, В.Н. Сорокин). Это обе-

спечивает фонетическую разно-

качественность речевых звуков и

необходимую разборчивость речи.

Однако, значительные сужения

ротоглоточного тракта, образуемые

языком (а также губами) в речи,

сильно мешают в пении, создают

препятствия для выхода звуковой

энергии, уменьшают силу голоса.

Поэтому классическим правилом

вокальной педагогики считается

положение языка на дне ротовой

полости при минимальных его движениях для артикуляции

гласных, а также достаточно широко открытый рот (Sundberg,

1987) (см. фото Э. Карузо). Существовала даже специальная

машинка, изобретенная в свое время Джиральдони (и сегодня,

конечно, отвергнутая), которая при обучении певца вставлялась

ему в рот, не позволяя языку сильно подниматься в пении, а губам

сближаться. Рентгенологические исследования показали большую

стабильность артикуляционного аппарата в пении по сравнению с

речью (Дмитриев, 1968). Об этом же говорит и практика известных

мастеров вокала (Е. Образцова, Н. Гяуров, Тоти даль Монте и др.).

Таким образом, модель сдвоенного резонатора Гельмгольца,

характерная для речи, преобразуется в пении (по крайней мере

приближается к этому) в модель открытой органной трубы (что

продиктовано его аналогией с амбушюрными духовыми музы-

кальными инструментами), резонирующей на частоту НПФ. Это и

подтвердили наши эксперименты.

Другой резонатор НПФ - трахеобронхиальный (или грудной) -

работает уже по типу закрытой органной трубы, выполняя роль

нижней резонирующей камеры, устанавливаемой в язычковых ор-

ганных трубах под вибратором и сонастроенной с верхней основ-

Рис. 18. Э. Карузо поет верхнее do2

(по: Sonninen, 1968).

_________________ Искусство резонансного пения_____________ 67

ной трубой для стабилизации колебаний язычка. Подобно этой

нижней камере, известной у органных мастеров под термином

«башмак» (Музехольд, 1925, с. 32), грудной резонатор свое влия-

ние на спектр звука оказывает путем воздействия на режим коле-

бания голосовых связок (Ржевкин, 1936). Гортань поэтому нахо-

дится между двумя самыми крупными резонаторами, усиливаю-

щими НПФ и достаточно сложным образом взаимодействую-

щими между собой по частотно-фазовым соотношениям резонан-

сов. При благоприятных условиях этого взаимодействия реактив-

ные силы верхнего и нижнего резонансов суммируются и оказы-

вают сильнейшее влияние на работу голосового источника, значи-

тельно облегчая колебательный процесс голосовых складок и ос-

вобождая певца от чрезмерных гортанных усилий по производству

звука. По субъективным ощущениям лучших певцов в этот мо-

мент они как бы перестают замечать работу гортани и голосо-

вых связок и вместе с тем начинают ощущать сильные вибраци-

онные воздействия в различных участках голосового тракта в

результате максимальной активизации резонансных процессов в

ротоглоточном и грудном резонаторах. Указанные вибрацион-

ные ощущения являются для певца индикатором активности ре-

зонаторов и лежат в основе регуляции резонансных процессов в

голосовом аппарате по принципу обратной связи (поиска мак-

симальных вибрационных ощущений).

Опытные певцы, как правило на интуитивном уровне, обладают

способностью оптимизировать взаимосвязь верхнего и нижнего

резонансов (в частности - путем регулирования вертикального по-

ложения гортани, оптимизации артикуляторных и дыхательных

механизмов и в первую очередь - активности диафрагмы. См.: Об-

разцова, 1994), добиваясь мощного усиления спектра в области

НПФ. Акустическое взаимодействие ротоглоточного и грудного

резонансов- это непременное, я считаю, и важнейшее условие

профессиональной резонансной техники пения (наряду с меха-

низмом образования ВПФ).

Создание математической модели работы голосообразующего

тракта с учетом реактивных сил воздействия ротоглоточного и

грудного резонаторов на автоколебательный процесс голосовых

складок представляется весьма сложной задачей и, по мнению ря-

да специалистов (Сорокин, 1992; Коцубинский, 2001), еще оконча-

тельно не решенной. Тем не менее определенные подходы к реше-

нию проблемы высказаны в данных работах. Выводы из этих работ

позволяют полагать, что при определенных условиях может быть

68 ______________________ В.П. Морозов_____________________

достигнута автосинхронизация колебаний голосовых связок с резо-

нансными процессами в трахее и ротоглоточной полости. А это озна-

чает в сущности значительное повышение акустической эффективно-

сти (КПД) голосообразующего аппарата как системы в целом, увели-

чение мощности звука, улучшение тембровых качеств голоса.

Практика выдающихся мастеров показывает, что максимальная

активизация резонансных процессов в голосовом аппарате обеспе-

чивает высокие профессиональные эстетические качества певче-

ского голоса - красоту тембра, звонкость, яркость, полетность зву-

ка как способность его озвучивать большие концертные залы, а

также помехоустойчивость как свойство преодолевать маскирую-

щее воздействие плотного звукового сопровождения («резать ор-

кестр», по выражению дирижеров), наконец, неутомимость голоса,

его профессиональную выносливость и певческое долголетие на

профессиональной сцене.

В этой связи любопытны высказывания выдающихся вокали-

стов о резонансной технике пения: «Большой профессиональный

голос не может быть развит без помощи резонаторов. Именно

резонанс придает голосу силу, богатство тембра и профессио-

нальную выносливость... Должна быть связь: дыхание- и резона-

торы. Здесь весь секрет» (народная артистка СССР Е.А. Об-

разцова, 1994). «Голос, лишенный резонанса, -мертворожденный

и распространяться не может» (Дж. Лаури Вольпи - известынй

итальянский певец, солист «Ла Скала», 1972). «У нас в пении нет

никаких секретов и никаких других возможностей, кроме резонан-

са. Поэтому резонаторную настройку, верный механизм голосо-

образования нельзя терять ни при каких ситуациях. Потеряв ре-

зонанс, перестаешь быть певцом» (Дж. Барра - крупнейший

итальянский вокальный педагог, 1975).

Таким образом, выдающиеся мастера вокального искусства все-

гда придавали и придают большое значение резонаторам голосо-

вого тракта как средству повышения эффективности голосообра-

зования. Их метафорический девиз: «Петь на проценты, не тро-

гая основного капитала», с акустической точки зрения и означает

повышение с помощью резонаторов КПД певческого процесса, ко-

торый в речи составляет ничтожные доли процента (С.Н. Ржевкин,

Ван ден Берг), а в пении, как нами показано, значительно возрас-

тает (Морозов, 1996а; Morozov, 2000). Таким образом, выдающиеся

певцы демонстрируют способность создавать высокоэффективную

акустическую систему из малоэффективных акустических

элементов (дыхание, гортань, резонаторы), и в этом отношении

Искусство резонансного пения 69

практика искусства пения идет пока что впереди научных теорий.

Но смысл теоретических изысканий состоит в последовательном

приближении к истине в различного рода вероятностных описани-

ях сложнейших акустических процессов, происходящих в «живом

музыкальном инструменте» - голосовом аппарате певца.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Фонетическая функция резонаторов состоит в формировании ре-

чевых звуков, как в речи, так и в пении, что связано с работой наибо-

лее подвижного из всех резонаторов - ротовой полости, а также гло-

точной. Фонетическая роль резонаторов - наиболее изученная и тра-

диционно упоминаемая во всех фонетических и вокальных трудах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 460 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2319 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.