Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел I. Древнерусская культура




И.В. Кондаков

КУЛЬТУРОЛОГИЯ:

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

РОССИИ

Курс лекций

Рекомендован Учебно-методической комиссией

по специальности 020600Культурология в качестве

учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

Москва 2003

УДК 008(075.8)

ББК 71.0

К64

 

Рецензенты:

Яковенко И.Г., доктор философских наук, профессор (Институт социологии РАН), член бюро Научного совета РАН по истории мировой культуры;

Кантор В.К., доктор философских наук, профессор (Российский институт культурологии Министерства культуры Российской Федерации и РАН), член Союза российских писателей.

Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, Высш. К64 шк., 2003. 616 с.

 

ISBN 5-901386-61-2 (ИКФ Омега-Л)

ISBN 5-06-004390-8 (Высш. шк.)

 

Предлагаемый читателю курс лекций охватывает более чем одиннадцативековую историю культуры России – от языческой Руси X века до демократической России начала XXI века. Концепция и программа этого курса на протяжении последних 12 лет были апробированы автором в студенческой аудитории полутора десятков гуманитарных вузов – столичных и провинциальных университетов – и показали свою актуальность и эффективность. Конспект лекций сопровождают схемы, делающие запоминающимися и наглядными сами культурные механизмы становления и развития российской цивилизации, закономерности культурно-исторического процесса в России. К каждому разделу книги прилагаются основные и дополнительные источники, литература, контрольные вопросы и задания, темы письменных работ.

Предназначен для студентов различных специальностей как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Может быть также полезен абитуриентам, готовящимся к сдаче экзаменов по истории и истории культуры России; старшеклассникам, занимающимся самообразованием; школьным учителям, преподающим историю, мировую художественную культуру, литературу, обществознание, а также всем, интересующимся историей культуры России.

 

© И.В. Кондаков, 2003

ISBN 5-901386-61-2 © ИКФ Омега-Л, 2003

ISBN 5-06-004390-8

Введение

 

Переживаемые на протяжении последних лет нашим обществом драматические и эпохальные по своему историческому значению процессы, охватившие социум и культуру в странах, возникших на месте бывшего СССР, связаны главным образом с крахом политической идеологии коммунизма, которая в течение многих десятилетий составляла ценностно-смысловое ядро тоталитарной системы. В образовавшийся вакуум – культурный, идеологический, политический – немедленно хлынули различные мистические и эзотерические учения, политические доктрины – нередко сырые, доморощенные, подчас граничащие с национализмом и экстремизмом, архаические и реанимированные за неимением иных духовных альтернатив тоталитарной идеологии, а также бытовые и психологические реалии текущей повседневности. В современной ситуации подобный мировоззренческий и научный хаос представляет большие опасности как для системы образования (прежде всего высшего), так и в целом для духовного и нравственного состояния общества. Особенно это касается такого поляризованного, возбужденного и неустроенного общества, каким является общество, некогда называвшееся советским.

В настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывом и чреватой новыми культурно-историческими взрывами, пусть и меньшей мощности, чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического и социокультурного процесса, осмысление настоящей общественно-духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности.

В этом отношении нельзя не порадоваться тому, что в нынешней кризисной ситуации не угасает интерес к культуре и ее истории, а общий интерес к культурологии как циклу научных и учебных дисциплин, занятых проблемами культуры в теоретическом, историческом и практически-прикладном аспектах, возрастает. В известном смысле положительным даже является и такое сомнительное в ряде отношений явление, нередко справедливо критикуемое современными российскими представителями общественных наук, как вытеснение культурологией занимавших в свое время монопольное положение других, прежде обязательных обществоведческих курсов – философии, истории, политэкономии.

Ведь эта «экспансия» культурологии в обществознание, во-первых, позволяет сегодня вернуться заново, в широком и достаточно универсальном смысловом контексте, к тем понятиям и проблемам, которые прежде казались решенными, а потому банальными, избитыми, рутинными – как в ценностно-смысловом, так и в информативном отношении. На самом же деле все эти решения в своем большинстве оказываются, в свете современных научных данных, мнимыми или ложными, продиктованными теми или иными тенденциозными идеологическими концепциями культуры.

Во-вторых, и это не менее важно, пересмотр с позиций культурологии устоявшихся, идеологически заданных концепций истории культуры позволяет как преподавателю, так и студентам избегнуть всевозможных упрощений и схематизации, представляющих историю культуры исключительно следствием социально-экономических и социально-политических процессов, а саму культуру – частным и косвенным «придатком» экономики и политики.

Таким образом, перед культурологией сегодня стоит важная задача: выступить перед широкими слоями учащихся и студентов не только как частная наука о культуре и ее внутренних закономерностях развития, но и как новая мировоззренческая междисциплинарная методология, способная взять на себя хотя бы часть функций философии, истории, социологии, а значит – выйти за пределы собственно культурных явлений и процессов в узком смысле и охватить более широкую область социокультурных явлений. Культурология призвана сегодня объединять и теоретические, и исторические, и прикладные аспекты изучения культуры в ее развитии и функционировании. В то же время самая динамика культурных явлений и процессов должна быть взята не только с точки зрения имманентных, внутренних моментов становления и развития (саморазвития) культуры, но и в различных, весьма сложных взаимоотношениях с социально-политической историей и частными историями отдельных видов культуры (литературы, искусства, религии, философии, науки, общественной мысли и т.д.).

Одна из распространенных тенденций при чтении вузовских курсов истории мировой и отечественной культуры – сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания. Как правило, подобное сведение оборачивалось подгонкой сведений и фактов из истории культуры под некую социально-политическую (например, марксистско-ленинскую) схему общества или его формационного развития, что не могло не сопровождаться известными упрощениями вульгарно-социологического характера, насильственной политизацией и идеологизацией истории культуры. Подобный подход к осмыслению истории отечественной культуры до сих пор не исчез: только вместо советской идеологии на первый план выходит то религиозно-конфессиональная, то национально-патриотическая (охранительная или мессианская), то несоветская политическая (например, монархическая, консервативная или либеральная) идеология. В каждом из перечисленных случаев имеет место подмена научной истории культуры ее идеологическим «симулякром».

Другая, не менее распространенная тенденция при чтении историко-культурных курсов в вузах – сведение общего курса истории культуры (мировой или отечественной) к историям отдельных разновидностей культуры (литературы, искусства, религии, образования, науки и техники, общественно-политической мысли и т.п.), нередко соединенным между собой эклектически, случайно, по типу «бус». При этом история культуры предстает аморфной, в принципе неконцептуализированной эмпирикой, освоение которой возможно чисто описательно, «на ощупь».

В первом случае история культуры «перекрывается» общесоциологической концепцией, заслоняющей саму культуру, а потому искажающей представление о своеобразии культуры как о ценностно-смысловом единстве и имманентных (свойственных самой культуре) закономерностях ее развития. Культура при этом рассматривается лишь как иллюстрация социально-политических процессов и явлений и выступает как результат, следствие иных общественных процессов (внекультурных – например, собственно экономических или социально-политических, понимаемых узко специально). Создается впечатление, будто культуру можно строго отделить от социальных структур и процессов, политики, экономики, общественной мысли, как будто культура в них не присутствует. Между тем и политику, и экономику, и социальные процессы можно рассматривать в культурологическом аспекте как феномены культуры – через призму культурологического знания.

Во втором случае затемняется целостный характер культуры (национальной или всемирной), связывающей свои различные отрасли в некое исторически закономерное и взаимозависимое единство (систему). Между тем целое культуры распадается на множество отдельных друг от друга аспектов, частей, процессов и картин мира, никак или почти никак не взаимодействующих между собой и представляющих лишь самих себя. Получается, что истории отдельных феноменов культуры – литературы и искусства, философии, религии, науки, образования, техники и т.п. – развиваются автономно друг от друга. В то же время история национальной культуры, в которую частные истории отдельных составляющих культуры включаются как ее грани или аспекты, сама по себе, как целое, не существует, проявляясь лишь как механическая сумма ее частей, граней, аспектов, срезов и т.п. конкретных проявлений.

Сегодня перед историей культуры стоит непростая методологическая и методическая задача: с одной стороны, отойти от скомпрометировавших себя вульгарно-социологических и политических схем культурно-исторического развития и обратиться непосредственно к анализу и интерпретации богатого и во многом еще не освоенного материала истории культуры. С другой стороны, изучающим историю культуры важно не просто погрузиться в необозримый океан культурно-исторической эмпирии и, таким образом, практически утонуть в неисчерпаемом многообразии художественно-исторических, историко-религиозных, историко-научных, историко-философских, историко-литературных и пр. фактов и сведений. Важно найти основания для общей концепции культуры (национальной и мировой), для понимания общих закономерностей ее имманентного развития – именно как культуры, а не культурного придатка социально-политической истории. Иными словами, речь идет о разработке, исходя из понимания специфики культуры и ее незаменимости социально-политическими или социально-историческими реалиями любого рода, обобщенной, универсальной концепции культуры и ее исторического развития. Далее речь идет о создании философии культуры, соединенной с философией истории и приложимой к учебным задачам вузовского курса истории отечественной культуры как части мировой культуры.

Предлагаемый курс лекций был изначально ограничен по своим целям и задачам.

Во-первых, автор отказался от многообразной проблематики истории мировой культуры и сосредоточил внимание и силы на истории исключительно русской культуры – как наиболее близкой всем нам и в то же время подвергшейся наибольшим искажениям, деформациям, а подчас и фальсификациям. Более того, и в изложении истории русской культуры автор сознательно отказался от изучения:

¨ многообразных исторических связей и типологических параллелей русской культуры с культурами Запада и Востока;

¨ проблем взаимовлияния и взаимодействия ведущих культур мира с русской культурой, межкультурного диалога России с ближними и дальними странами и народами;

¨ проблем взаимопроникновения культур народов, населяющих Россию и пространство бывших Российской империи и СССР.

Сознавая всю искусственность подобного «изъятия» русской культуры из международного культурного контекста, автор отдавал себе отчет в том, что вся указанная здесь проблематика не может быть разрешена в рамках небольшого курса лекций по истории культуры России.

Во-вторых, теоретическую концепцию курса лекций пришлось ограничить одним, хотя достаточно универсальным аспектом – социодинамикой культуры. Этот аспект рассмотрения истории русской культуры (по-видимому, приложимый далеко не к любой национальной истории культуры; в частности, мало приемлемый при изучении истории традиционных культур Востока) позволил отвлечься от частных историй отдельных видов культуры и их изменчивого места в истории всей отечественной культуры. На первый план теоретического осмысления и изложения культурно-исторического материала вышла проблематика социокультурных взаимодействий – социального детерминизма культурно-исторических процессов и культурной подготовки явлений социально-исторического порядка – всего, что так или иначе именуется «социальными механизмами» культуры и «культурными механизмами» социума.

Подойти по-новому к данной проблематике автору представлялось особенно значимым, поскольку традиционные вульгарно-социологические схемы до сих пор слишком прочно «сидят» в головах многих преподавателей вузов еще с советских, тоталитарных времен, а потому нет-нет да и сказываются в историко-культурных курсах гуманитарных, естественных и технических вузов. Отражается это также и на многих учебниках и учебных пособиях по истории культуры России, создававшихся, в своей основе, еще в советское время или советскими, по своим убеждениям, авторами.

В то же время среди студентов сегодня распространена тенденция совершенно или по преимуществу дистанцироваться от социологических и политологических аспектов культуры и ее исторического изучения. Это представляет собой противоположную крайность, ведущую свое происхождение от той же тоталитарной эпохи, с ее идеологическим диктатом, однозначной политизацией, социологизаторским пониманием культуры, но только выраженную в формах отталкивания, отчуждения от политико-идеологической диктатуры во всех мыслимых ее формах.

Социально-политической «обязаловке» недавнего прошлого мы должны противопоставить не аполитизм и асоциальность культурологии (в принципе, тоже вполне правомерные аспекты культурологического знания), а новое понимание социодинамики культуры – многомерной и противоречивой, далекой от ходячих клише и примитивного схематизма. Соответственно должна измениться система обобщений и теоретических обоснований данной концепции. В этом отношении разработка новых методологических принципов изучения социодинамики, принципов, отличных от одиозно «советских» или «антисоветских», имеет большую актуальность и практическую значимость. Особенно перспективным представляется исследование социокультурных закономерностей России – не экстраполированных извне на национально-культурный материал, а выведенных из анализа исторически конкретных текстов русской культуры.

В-третьих, и история русской культуры, представленная в настоящем курсе лекций, берется не равномерно – во всем своем объеме и на всем своем протяжении – более чем 11 веков, хотя все периоды российской культурной истории так или иначе оказались в поле зрения автора. Он стремился, через призму культурно-исторических процессов, обозреть основные тенденции и закономерности развития отечественной культуры в целом; выработать общее представление о национальном своеобразии русской культуры и путях ее исторического становления и самоосуществления. Не претендуя на исчерпывающую полноту исторической картины русской культуры, но и не прибегая к столь распространенному в советское время методу искусственной «культурной селекции», автор вместе с тем надеется, что настоящий курс лекций может в какой-то мере претендовать на роль и функции современного «навигатора» по истории русской культуры.

С одной стороны, изучение всего многообразия сложных и противоречивых явлений тысячелетней русской культуры позволило автору курса (а вслед за ним и его читателям) сделать исходным пунктом своего историко-культурного анализа современность и ближайшие к ней столетия. В свете подобного, так сказать, «обратно-исторического» подхода открывается возможность судить о смысле и значении культурно-исторических процессов по их результатам, по их социокультурным итогам, а не «подгонять» смыслы и значения к искомому «ответу», к той или иной «формуле долженствования», как это обычно делалось при изучении истории культуры.

Особенно часто и успешно это практиковалось при изучении именно русской (Нового времени) и советской культур, фактически превратившихся во многих отношениях в новую мифологию. Здесь вымысел интерпретаций и реинтерпретаций, политико-идеологическая заданность оценок, конъюнктурный анализ, подчиненный оценочно-интерпретационным сверхзадачам, были почти неотделимы от социокультурной реальности, с которой они образовали прочную и удивительно жизнестойкую «амальгаму».

В настоящем курсе лекций преследовалась сознательно поставленная цель – преодолеть стереотипы и шаблоны восприятия русской культуры XIX–XX веков, разрушить вульгарно-социологические схемы и ходячие мифы, освободить читателя от многих идеологических предрассудков и суеверий далекого и недавнего прошлого. Иными словами, перед читателем предстает принципиально новая концепция истории русской культуры – от Крещения Руси до современного этапа посттоталитарного развития России.

Следует отметить и другую сознательную установку автора, последовательно проведенную им в предлагаемом курсе: некоторые принципиальные для развиваемой концепции русской культуры положения были выдвинуты и обоснованы выдающимися мыслителями и учеными XX века, с которыми в этих вопросах автор целиком или в значительной мере солидарен. Среди них: Н.А. Бердяев и Г.П. Федотов, С. Н. Булгаков и П.А. Флоренский, С.А. Франк и П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов и П.А. Сорокин, М.М. Бахтин и А.Ф. Лосев, Д.К. Зеленин и В.Я. Пропп, Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, Д.С. Лихачев и Б.А. Рыбаков, Вяч. Вс. Иванов и В.Н. Топоров, A.M. Панченко и Ю.С. Степанов, Б.Ф. Егоров и Ю.В. Манн, Г.Д. Гачев и А.В. Михайлов, М.А. Гаспаров и С.С. Аверинцев, В.Ф. Кормер и А.С. Ахиезер, Ю.А Левада и А.Л. Янов, А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко, В.П. Шестаков и В.К. Кантор, Б.Е. Гройс и Б.М. Парамонов... (приводимый здесь список заведомо неполон и, увы, во многом произволен).

Автор полагал в ряде случаев целесообразным отослать читателя к их авторитетным суждениям, а в дальнейшем изложении историко-культурного материала опирался на них как на своеобразные постулаты и даже аксиомы, не требующие специальных доказательств, не прибегая к соответствующим ссылкам. В случае необходимости любознательный читатель может обратиться к соответствующим первоисточникам и конкретным исследованиям, где представлена более подробная аргументация тех или иных аспектов истории русской культуры. Список рекомендуемых в рамках данного курса учебных изданий и важнейших исследований прилагается в конце каждого раздела книги.

С другой стороны, автору в рамках настоящего курса лекций удалось, как ему представляется, преодолеть упрощенные схемы культурно-исторического развития России «перестроечного» времени, сохраняющие свою привлекательность и распространенность в учебных планах и пособиях последнего времени, но страдающие аморфностью, эклектизмом, перечислительностью и своеобразной «беспроблемностью». Многие спорные и дискуссионные проблемы, обсуждаемые сегодня в периодике и в студенческих аудиториях, так или иначе нашли отражение в курсе лекций: место религии в истории отечественной культуры; этногенез и национальный менталитет русской культуры; соотношение социума и культуры в культурно-историческом развитии России; борьба западничества и славянофильства в истории русской культуры; генезис тоталитаризма в русской культуре и пути его преодоления средствами культуры; соотношение революционных и охранительных традиций в русской культуре; единство и противоположность «двух русских культур» XX века – русской советской культуры и культуры русского зарубежья; новая методологическая ситуация, складывающаяся в нашей стране на рубеже XX и XXI веков; происхождение и культурная миссия русской интеллигенции в прошлом, настоящем и будущем; проблемы культурно-исторического выбора национально-своеобразного пути в трудных, переломных ситуациях, выпадающих на долю России, и ряд других, более частных вопросов.

Внимание к перечисленным дискуссионным вопросам истории русской культуры на протяжении ХIX–XX веков предопределило во многом проблемно-теоретический характер построения лекций (не исключающий, впрочем, принципа историзма в их последовательности). Смысл такого построения заключается в том, что теоретическая проблема, первоначально формулируемая на определенном исторически конкретном материале, затем проецируется на иной культурно-исторический материал (предшествующий или последующий), что позволяет ту же теоретическую проблему рассмотреть укрупненно, на более широком историческом поле. Подобный способ изложения историко-культурного материала, по глубокому убеждению автора, активизирует познавательную деятельность студентов на лекциях и семинарах по культурологии, способствует их творческой самостоятельности и проявлению живого интереса к истории отечественной культуры.

Однако эти культурно-исторические экскурсы имели не самостоятельное значение, а прослеживали происхождение тех или иных социокультурных тенденций в истории Руси – России – СССР, демонстрируя «сквозное» присутствие в отечественной культурной истории преемственных проблем, ситуаций, процессов, идей и образов, составляющих единый «каркас» русской культуры и российской цивилизации. «Высветить» современной проблематикой целое тысячелетие русской культуры, проследить от одного этапа к другому, от века к веку движение противоречий русской культуры и их разрешение, чреватое новыми коллизиями и дилеммами, – задача следующего этапа построения истории русской культуры в виде учебного курса и соответствующего учебника к нему, задача, в решении которой автор надеется в дальнейшем принять участие.

Культурно-исторический материал настоящего курса имелся в виду самый разнообразный, хотя в качестве иллюстративного материала в книге чаще всего фигурируют вербальные тексты – литературного, журналистского, философского и политико-организационного характера. Это связано, с одной стороны, с тем, что в курсе лекций, изначально складывавшемся в устной форме, большинство примеров, на которые опирался автор, были связаны со словесной формой. С другой стороны, обращение в данном курсе к большому числу примеров из области изобразительного искусства или, скажем, музыки потребовало бы большого количества иллюстраций в книге, а также соответствующих методологических и методических экскурсов, связанных с формированием у слушателей, а затем и читателей навыков профессионального анализа и интерпретации соответствующих невербальных форм художественной культуры. В случае же со словесными текстами подобных развернутых объяснений не требовалось, поскольку «вторичные моделирующие системы» (феномены культуры) в значительной мере опираются и основаны на «первичных знаковых системах» (естественном языке). С третьей стороны, подобный (историко-филологический) аспект культурологии представляется автору достаточно плодотворным для начального осмысления культуры России в целом (что, в частности, обусловлено «литературоцентристской» спецификой культурной истории России на протяжении большей части ее существования – с XI по XX век). Что же касается невербального культурно-исторического материала, то он, по убеждению автора, концептуально не противоречит излагаемой в данном курсе модели истории культуры России и может логично ее дополнить.

В основу книги положены лекции по истории русской культуры и культуры России, на протяжении 10 лет читавшиеся автором в различных московских вузах: в Российском государственном гуманитарном университете на факультете музеологии (затем – культур и искусств, истории искусств), историко-филологическом факультете; в Центре исторической антропологии имени М. Блока; в МГУ им. М.В. Ломоносова (ИППК); в Московском педагогическом государственном университете им. Ленина на социологическом и филологическом факультетах; в Высшей школе культурологии при Московском государственном университете культуры и искусств; в Российском Центре гуманитарного образования (ныне Государственный университет гуманитарных наук); Российском Новом университете, а также в Удмуртском государственном университете; Ульяновском государственном университете; Латвийском университете (Рига) и др.

Настоящий курс лекций находится в преемственной зависимости от предыдущих учебных книг автора – «Введение в историю русской культуры (теоретический очерк)» (М.: Наука, 1994); «Введение в историю русской культуры» (М.: Аспект Пресс, 1997); «Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории» (М.: Книжный дом Университет, 1999, 2000) – и представляет дальнейшее развитие авторской концепции истории культуры России.

 

РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА

 

«Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-католического мира. Великая эпоха Возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера... России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся Просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...»

Александр ПУШКИН





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1167 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.