Промышленный переворот представляет собой одно из самых важных явлений в истории человечества, позволивших ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсегда покончить с экономической отсталостью. По существу, вся современная материальная цивилизация стала его результатом. Промышленная революция знаменовала переход от преобладания аграрного хозяйства с его постоянной угрозой неурожаев и голода к новому этапу в развитии экономики и новому материальному уровню.
Часть ученых полагает, что промышленный переворот — явление технико-экономического характера, связанное с переходом от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к производству фабричному, в основе которого машины. Но большинство все же считает, что промышленный переворот представляет совокупность экономических, социальных и политических сдвигов," ознаменовавших превращение машин в основное средство производства. Действительно, изменения в промышленности вызвали крупные сдвиги в сельском хозяйстве, размещении населения, его составе. Возникли большие города, появились новые классы и социальные группы. Последовали серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.
Критерием, который помогает определить начало промышленного переворота в той или иной стране принято считать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного числа настоящих фабрик. В Англии — стране, ставшей на этот путь раньше других, — фабрики стали возникать повсюду в 80-е гг. XVIII в. В конце века к ней присоединилась Франция, а уже в XIX в. их примеру последовали и другие европейские страны.
Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, все же можно проследить его определенную логическую последовательность. Сначала машинное производство осваивает текстильная промышленность. Затем освоенные методы и организацию переносят на другие отрасли и в новые районы. Изготовление машин, до тех пор кустарное, выделяется в особую отрасль производства. На завершающем этапе массовое распространение машин и фабричного производства приводит к окончательной победе над ремеслом. Машины производятся с помощью машин. Страны, вступающие на путь индустриального развития позже лидеров, имеют возможность быстрее пройти начальные этапы переворота, используя уже накопленный опыт.
Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х гг. XIX в., во Франции и США — к началу 70-х гг., к концу 80-х — в Германии и Австро-Венгрии, в 90-е гг. — в странах Северной Европы. В целом индустриальное общество в Европе сформировалось к началу XX в.
Изменения, обусловленные промышленным переворотом, трудно переоценить. Принципиально изменились техника и технология производства, появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, цветных металлов, автомобильная, станкостроительная, авиационная, началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносителей — нефти и газа. Созданная техническая база позволила активизировать научный поиск и обеспечила быстрое внедрение научных открытий. Рост тяжелой промышленности вел к вытеснению сравнительно мелких предприятий. Централизация и концентрация производства привели к выделению в ряде отраслей предприятий-лидеров и обнаружили тенденцию к соглашениям по вопросам производства и сбыта между крупнейшими фирмами. В XX в. монополии превратились в неотъемлемую черту западного индустриального общества.
Промышленный переворот побудил свыше 60 млн. европейцев покинуть деревни в последней трети XIX в. Быстро росли города и рабочие поселки. К концу столетия в Европе население 13 городов перешло за миллионную отметку. В ведущих странах рабочие стали составлять более половины общего числа жителей, а в Англии — 70%. Изменилась и структура основных классов общества. Повысился удельный вес промышленников. Среди рабочих по своему количеству и влиянию текстильщиков потеснили металлурги, - шахтеры, машиностроители, железнодорожники. Увеличилось число конторских, технических и торговых служащих.
Возможности развитой индустрии быстро отразились на характере и структуре потребления. Формируется массовый рынок, ориентированный на простых людей, которые получали товары приемлемого качества по доступной цене. Уровень жизни повысился.
Серьезные сдвиги произошли и в духовной жизни. Фабрики и заводы прочно вошли в сознание людей. Новая эпоха отличалась ощущением огромных возможностей техники и науки. Европейцы привыкали к динамизму повседневной жизни, постоянным переменам.
Во второй половине XIX в. открытия в области естественных наук изменили представления о строении материи, пространстве, времени, движении, развитии флоры и фауны, о месте человека в природе, о происхождении жизни на Земле. В общественном сознании началась смена парадигмы. Идея эволюции, развития становится общепризнанной. Время воспринимается в своей бесконечно протяженности. Утверждаются понятия динамических и статистических закономерностей.
Конечно, далеко не всем были доступны последние научные достижения. Но сдвиги в системе образования, просветительская деятельность ученых, рост престижа науки и образования делали свое дело и способствовали изменению массового сознания.
Одновременно в европейском обществе утверждались либеральные идеи, способствовавшие демократизации политической и общественной жизни. Избирательное право распространялось на все большее число людей, а политические партии и власть имущие уже не могли не учитывать общественного мнения.
Таким образом, благодаря промышленному перевороту Европа сделала важнейший шаг вперед по пути прогресса и благосостояния.
В России в 20—40-е гг. XIX в. также наметились технические изменения в промышленности, однако особенность здесь состояла в том, что она принадлежала к кругу тех стран, в которых переход к фабричной системе производства проходил под влиянием уже достигнутых результатов тех государств, которые вступили на этот путь раньше. Поэтому импортируемые в Россию машины попадали тогда в не соответствовавшую им хозяйственную, социальную и политическую обстановку, в связи с чем они не могли давать такой же производственный эффект, как в местах своего изготовления. Получило распространение некапиталистическое или не вполне капиталистическое использование машинной техники. Массовый же переход к машинному производству начался во второй половине 50-х гг. и приобрел решающее значение для российской экономики в пореформенное время.