Двухсотлетний юбилей французской революции показал, что она по-прежнему остается «горячим сюжетом» для историков. Обычно причиной размежевания является либо отношение к революции в целом, либо отношение к якобинству, что приводит в конечном итоге или к позитивной оценке революции, иногда переходящей в восторженную, или к отрицанию ее значения совсем. Противники революции подчеркивают бессмысленность имевшей место тирании, считают ее «метафизическим монстром», поскольку феодализм, по их мнению, был ликвидирован задолго до 1789 г., пытаются доказать, что она отрицательно сказалась на дальнейшем экономическом развитии Франции, вообще не признают революцию целостным явлением. Сторонники последней точки зрения полагают, что в 90-е гг. XVIII в. в стране случайно совпали не связанные между собой «сюжетные линии» в экономике, политике, социальной сфере.
Следует отметить, что при наличии столь разных, зачастую полярных мнений, большинство специалистов и простых людей все же склоняется к объективной оценке прошлого, пытаясь учесть многоплановость французской революции и избежать категоричных суждений. В нашей стране значение французской революции также рассматривалось неоднозначно. В 20-е гг. было принято подчеркивать связь и преемственность между французской и октябрьской революцией, затем возобладало негативное отношение в связи с поклонением большинства французских революционеров «идолу частной собственности». Использовались лишь идеи самых крайних левых течений и группировок.
В свете новейших исследований значение французской революции определяется ее ролью в замене старых общественных отношений новыми. Однако революция выступает не как финальная дата падения феодализма и полного утверждения индустриальных рыночных отношений, а как важнейший событийный рубеж протяженного по времени перехода от старого к новому. В результате в стране начинается промышленный переворот, феодально зависимые крестьяне превращаются в мелких собственников, формируется крупнотоварное фермерское хозяйство. Революция зафиксировала необратимость перемен, переход Франции на рельсы капиталистического развития. Последнее обстоятельство действительно имело большое значение для судеб западной цивилизации, если учесть 25-миллионное население Франции и ее роль во всех сферах европейской жизни. Таким образом была подведена черта под полуторавековым периодом собирания сил, подготовившим радикальные перемены.
Отличительной чертой французской революции стали уникальные для европейских условий той эпохи преобразования, заложившие основы новой государственно-правовой системы. Следует отметить два ее принципиальных элемента, не известных тогдашней Европе. Во-первых, введение выборного начала при организации власти, охватившее французское общество снизу доверху, во-вторых, ликвидацию, сословных привилегий и установления принципа равной для всех законности. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. ввела свободу слова, печати, собраний, предоставила возможность публичной критики власти, утвердила неприкосновенность жилища и частной собственности. Позже были введены выборный суд присяжных, соревновательное, гласное и бесплатное судопроизводство. Именно в это время уходят корнями прочные демократические традиции французского народа.
В то же время трудно переоценить вклад французской революции в западную и мировую цивилизацию, поскольку провозглашенные гражданские права прочно вошли в копилку общедемократических достижений и признаны Организацией Объединенных Наций неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей.
Велико было влияние Франции на другие страны. В ходе революционных войн и оккупации чужих территорий там устанавливались новые порядки, распространялись новые идеи, шло на слом старое и отжившее свой век. Своеобразным символом перемен стал появившийся обычай сажать «деревья свободы».
В России с большим интересом наблюдали за событиями на другом конце Европы. Крушение французского феодализма обрадовало и ободрило передовых россиян, выступавших за уничтожение крепостничества. Большое влияние оказала революция на развитие «вольнодумства» в нашей стране, куда, несмотря на цензуру и запреты, проникало множество французских революционных изданий. А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Ф. В. Кречетов и другие прогрессивные деятели испытали, на себе силу и глубину новых идей.
Будущие декабристы и их единомышленники хорошо знали историю французской революции, были среди увлеченных читателей трудов выдающихся философов, экономистов и публицистов той эпохи. История революционных событий являлась объектом серьезных раздумий и анализа членов тайных обществ, способствовала формированию их политических взглядов.
Развитие европейской литературы и искусства получило от революции новый импульс. В центре творческого процесса оказался интерес к личности, ее правам и идеалам. Стремление к свободе и справедливости открыло неведомые ранее глубины человеческой души, ее поистине безграничные возможности. Общественные науки также получили важный стимул к дальнейшим изысканиям, так как впервые в истории пробудившиеся массы сыграли столь значительную и решающую роль в происходивших событиях.
При этом мы не вправе забывать о якобинском терроре, который ничем нельзя оправдать, и о том, что в войнах в эпоху французской революции погибло примерно 7 млн человек. Принесенные жертвы явились, к сожалению, горькой платой, заплаченной западной цивилизацией за движение вперед, за те достижения, что не заставили себя ждать по завершении формирования индустриального общества.