Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каковы были особенностиполитического развития Московского государства в XVI в.?




В отличие от Европы, где сложились национальные цен­трализованные государства, объединение русских земель в Московское государство еще не означало слияние их в еди­ное политическое и экономическое целое. На протяжении XVI в. шел сложный и противоречивый процесс централи­зации, изживания удельной системы, что позволяет гово­рить о преемственности политики Василия III и Ивана IV.

В изучении особенностей политического развития Рус­ского государства в XVI в. можно выделить несколько наи­более дискуссионных проблем.

В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение по определению государственной формы, ут­вердившейся в России. Одни авторы характеризуют эту фор­му как сословно-представительную монархию, другие — как сословную монархию.

Некоторые определяют политическую систему России XVI в. как самодержавие, понимая под ним деспотическую форму абсолютизма и даже восточного деспотизма

На ход дискуссии оказывают влияние два обстоятельст­ва. Во-первых, демонизация личности и политики Ивана Грозного, начало которой положил Н. М. Карамзин. Науч­ный и объективный анализ этой эпохи отягощен конъюнк­турным морализаторством, откровенной дидактикой в де­монстрации разрушающего влияния авторитаризма и деспотизма. Во-вторых, это неясность понятий «самодержа­вие», «абсолютизм», «восточная деспотия», и их соотноше­ние. Формально-юридическое или чисто рациональное опре­деление этих понятий не учитывает характерной для средневекового мировосприятия сакральности власти, что оказывало влияние на сущность и форму государственнос­ти. Самодержавие XVI в. — это русская национальная форма православной сословной государственности, оцерковлен­ного государства, которая не может быть отождествлена ни с разновидностями восточного деспотизма, ни с европейским абсолютизмом, во всяком случае, до реформ Петра I.

Аналогичная ситуация сложилась в изучении деятельности Земских Соборов, их формирования, функций и взаимоот­ношений с царем, — т. е. другой грани вопроса о сущности российской государственности XVI—XVII вв. Попытки ре­шить эту проблему в духе европоцентристских концепций, господствующих в историографии, дают полярные, порой взаимоисключающие точки зрения исследователей. Земские Соборы в России не имели постоянного состава, четко опре­деленных функций, в отличие от сословно-представитель­ных органов власти европейских стран. Если парламент в Англии, генеральные штаты во Франции идругие сословно­представительные органы возникали как противовес коро­левской власти и были, как правило, в оппозиции к ней, то Земские Соборы никогда не вступали в конфликт с царем. Тем не менее трудно согласиться, с мнением некоторых за­рубежных и отечественных историков о неразвитости Зем­ских Соборов. Ведь если на Западе формируется идея раз­деления властей, то в России развивается идея соборности власти на основе ее духовной, православной общности. В идеале в Соборах достигалось духовно-мистическое едине­ние царя и народа (в том числе и через взаимное покаяние), что соответствовало православным представлениям о влас­ти. В этом проявлялась не политическая отсталость России, а ее цивилизационная особенность.

Принятие титула царя-помазанника Божьего, Земские Соборы, приказная система привели к централизации государ­ственной власти, которая сочеталась с едва ли не самой раз­ветвленной в Европе системой местного самоуправления (губные и земские старосты, излюбленные головы, цело­вальники...).

Многолетние споры ведутся о смысле и цели опрични­ны. Наиболее взвешенным представляется мнение Р. Г. Скрынникова, который отстаивает мысль, что оприч­нина и ее террор не были подчинены единой цели, принци­пу или схеме. Начавшись борьбой с прежней сословно-ад­министративной элитой — княжатами, опричнина переросла в конфликт между государственной властью и господствую­щим сословием в целом. Посредством опричнины царь раз­делил дворянство надвое и натравил одну половину на дру­гую. В результате Иван IV утвердил свою неограниченную личную власть, но стабильность монархии была утрачена. Опричнина привела не только к физическому уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим последствиям, ка­тастрофе в развитии общественной мысли, деградации моральных характеристик общества. По мнению Р. Г. Скрын­никова, в XVI в. в России происходит зарождение империи и имперской политики. Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту качала XVII в.

В новейшей историографии превалируют негативные оцен­ки личности и политики Ивана Грозного для развития Рос­сии, ее политических судеб. Следует заметить, что в кон­тексте общеевропейского развития деспотизм Ивана IV мало чем отличался от деспотизма европейских дворов, а коли­чество жертв опричного террора было на порядок меньше жертв религиозных преследований в Европе XVI в.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 432 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.