Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какова роль Византии в отечественной истории?




Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз неизбежно пе­ред ней вставал вопрос об отношении к духовному насле­дию Византии.

Первоначально эта проблема имела практически-онтоло­гическое значение. Так было в X в., когда киевский князь Владимир оказался на распутье перед выбором веры. Так было во времена Василия II Темного, в период становления Московского государства, когда после Флорентийской унии (1439 г.), соглашения об объединении католической и пра­вославной церквей, русскому церковному и государственно­му руководству нужно было самому решать вопрос о том, куда идти дальше, и оно, отвергнув унию, в противовес Константинопольской Матери-Церкви оказалось верным ви­зантийскому наследию. В середине XVII в. проблема отно­шения к византийскому наследству расколола русское об­щество: часть его, абсолютизировавшая национальный религиозный опыт и противопоставив его опыту вселенской церкви, уклонилась в раскол.

После рационально-утилитаристской эпохи Петра I, край­не враждебной византинизму, проблема отношения России к Византии приобрела рефлексивно-аксиологическое звуча­ние, с одной стороны, как потребность возвращения к тра­диционным духовным ценностям, с другой, — как необхо­димость окончательного разрыва с византийским духовным наследством.

В связи с этим сложились различные оценки влияния византийской духовности на Россию, характера и времени этого влияния. Например, К. Леонтьев и некоторые славя­нофилы (А. Хомяков, И. Киреевский) видели в византи­низме не мертвый груз прошлого, а живое настоящее и бу­дущее и положительно оценивали византийское влияние на Россию. В. Соловьев, напротив, открыто заявлял о своей неприязни к «деспотической», «полуазиатской Византии», «чуждой русской жизни».

В. Ключевский, сравнивая византийское и западное вли­яние, писал, что греческое влияние захватывало в своей сфе­ре все общество, но не все стороны его жизни. Западное влияние оказывало влияние прежде всего на «тонкий» госу­дарственно-политический слой общества, захватывая его це­ликом.

Одни исследователи считают, что византинизм оказал вли­яние на Россию только в церковно-религиозной и духовно-нравственной сферах, другие полагают, что византийское влияние обнаруживается также в политической области, в плане отношений государства и церкви, государства и об­щества, государства и человека.

Некоторые исследователи обращают внимание на влия­ние византинизма на русскую культуру через исихазм, офи­циально признанное в 1351 г. мистическое течение в пра­вославии, представители которого считали единственным средством познания божественной истины и личного спасе­ния молитвенное созерцание, мистическое озарение и аске­тизм. Поэтому Г. Прохоров, полагает, что если византий­ские гуманисты стимулировали итальянское Возрождение, то византийские исихасты — Возрождение русское, иррацио­нальное в своей основе.

Большое влияние византинизм оказал на Россию через христианство, которое в православной форме пришло на Русь из Византии в конце X в. Византийское влияние проводи­лось церковью и было направлено на формирование прежде всего религиозно-нравственных ценностей. Поэтому оно, ре­гулируя времяпрепровождение и семейные отношения, сла­бо отражалось в будничных привычках и понятиях русских людей, предоставляя во всем этом свободный простор само­бытному эмоциональному творчеству, основанному на язы­ческой экзальтации почвы и духа. Византийское влияние в большей степени обнаружилось в московский период рус­ской истории, в XV—XVI в., когда сама Византия уже пала под ударами турок. Поэтому византийское влияние на Рос­сию шло прежде всего через культуру.

Россия Невыводима только из Византии и несводима толь­ко к Византии, но она также и необъяснима без Византии. Испанский философ Марияс ввел понятие «сыновства» как синонима «несводимости» при преемственности. Эта идея лежит также в основе концепции цивилизаций А. Тойнби, который считал, что Византия и Россия образуют одну и ту же цивилизацию — православно-христианскую, в которой Русь получила христианство из Византии «как подарок выс­шей цивилизации».

Существует также теория «культурной эстафеты» (А, Ан­друшкевич), которая объясняет культурную преемственность даже при спорном «сывовстве». В этом смысле можно ут­верждать, что Россия непосредственно переняла и несет даль­ше культурную эстафету Византии в новых исторических условиях, при собственных творческих дополнениях и из­менениях. Однако при этом остается открытым вопрос о причинах возможности «перенятая» этой культурной эста­феты.

Давно замечено, что такая эстафета становится возмож­ной, если культура уже «подготовлена» ходом своего раз­вития к восприятию, заимствованию элементов другого куль­турного опыта. Существует некий «горизонт ожиданий», благодаря которому люди «открывают» в чужих культурах свои духовные ценности. В этом плане, перенимая культур­ную эстафету у Византии, Русь, а затем Россия «ожидала» получить от нее такие ценности, которые удовлетворяли бы ее назревшие культурные потребности. Именно поэтому, ког­да встал вопрос о том, какую религиозную веру принять на Руси, князь Владимир склонился к православию, ибо, со­гласно летописи, русские послы в немецких храмах «красо­ты не видели никакой», а когда пришли в Греческую зем­лю, то прельстились великолепием службы, святительскими ризами, кадилами и пением.

Культурная эстафета возможна, если существуют такие «культурные ожидания», горизонт которых задается или об­ластями культурного совпадения, или степенью соизмери­мости (сопряженности) социокультурного опыта.

Можно вести речь, в частности, о соизмеримости истори­ческого опыта Византии и России в геополитическом плане. Византийская империя по своему территориально-географи­ческому и военно-политическому положению долгое время выполняла роль «буфера» и посредника между Европой и Азией, свыше тысячи лет защищая европейские страны от арабо-мусульманской и тюркской внешнеполитической экс­пансии.

Обращает на себя внимание и совпадение стилей мышле­ния. Исследователи подчеркивают высокий уровень образно-поэтического мировосприятия в древней Руси, сложившийся еще в дописьменный период. Этот образно-художественный, иррациональный стиль восприятия мира оказался чрезвы­чайно близким по духу византийской культуре. Древнерус­ское «слово-образ» при соприкосновении с православием оказалось достаточно хорошим средством для выражения сложного мира новых идей.

В Византийско-христианской культуре земное существо­вание человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому ос­новной жизненной задачей и ценностью была подготовка че­ловека к смерти, которая представлялась как начало жизни вечной. Отсюда в православном культурном архетипе идет пренебрежение к земным благам, отношение к труду не как к средству созидания и творчества {поскольку земные блага ничтожны и скоротечны), а как к способу самоуничижения и самодисциплины. В византийской культуре в качестве смысла жизни, но не как руководство к практической дея­тельности, а как идеал, рассматривались духовные стремле­ния к смирению и благочестию, ощущению собственной гре­ховности, аскетизм.

Христианскому мировоззрению вообще свойственен тра­диционализм мышления, но в православии он оказался осо­бенно сильным. В православии наблюдается преклонение перед знанием и игнорирование социальной практики, поэ­тому источником знаний провозглашается не опыт, а тради­ция, поскольку традиция, согласно византийским представ­лениям, восходит к сущности, в то время как опыт знакомит лишь с поверхностными явлениями земной жизни.

На основе противопоставления божественного (скрыто­го) и земного (доступного непосредственному восприятию) в византийской культуре особенно отчетливо обнаружива­лось стремление к вскрытию истинного (мистического) смыс­ла явлений. Из иллюзорного обладания истиной вытекала нетерпимость, закрепленная в православном культурном ар­хетипе, ко всякого рода инакомыслию, которое трактова­лось как ересь, как уклонение от благого пути.

Рассматривая свою культуру как высшую, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний, в том числе и культурных. Эта нормативно-ценностная автаркия на уровне «коллективного бессознательного» порождала в православном культурном архетипе черты мессианизма.

Православие, духовно организуя религиозно-нравствен­ный быт русского народа, способствовало усвоению им та­кой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого — иоанновского, мессианского — типа русского че­ловека.

С православием на русскую почву были перенесены та­кие важные его элементы, как идея соборности, созерца­тельно-пантеистические идеалы духовного подвижничества и нравственного усовершенствования, а также традиции об­рядоверия то есть усиленной театральности религиозного переживания и поведения. Под соборностью обычно подра­зумевается коллективное жизнетворчество и согласие, еди­нодушное участие верующих в жизни мира и церкви. В этом смысле соборность противополагалась индивидуальному мудрствованию с его рассудочной, по православным пред­ставлениям, абстрактной спекуляцией. Соборное пережива­ние и поведение ориентировалось скорее на ценности («дви­жение сердца») и эмоции, чем на интеллект, — но в то же самое время стремилось всегда к конкретности, осязатель­ности религиозных актов, к их согласованию с обычаем, «исконными» привычками, а не с отвлеченными принципа­ми.

Принцип соборности в значительной мере способствовал сохранению синкретичности бытия и мышления: религии и политики, философии и литературы, искусства и права. Вос­точно-христианской соборности и синкретичности, духовно­му синтезу («всеединству») соответствовала и своеобразная глобальная форма прагматизма, переживаемого как религи­озный экстаз. Особенностью православной России в этом плане был прагматический подход к разного рода философ­ским концепциям, в особенности к социальным доктринам: определенная теория обычно интересовала русского челове­ка постольку, поскольку необходимым и возможным было ее практическое воплощение в жизнь (В. Щукин).

Православная традиция соборной интеграции нашла вы­ражение и в характерном для русской культуры сращива­нию понятий красоты и добра в слове «благолепие». Эту особенность православного миросозерцания С. Булгаков опре­делил как «видение умной красоты духовного мира» (син­тез мудрости, добра и красоты.) В русской православной духовной традиции сращенность эстетического и этического видения мира дополняется конкретно-практическим подхо­дом ко всему сущему. Именно так понимаемая красота при­звана, по мысли Достоевского, спасти мир. Поэтому в кра­соте (а не в истине или справедливости) православие усматривает высший идеал человеческой жизни.

Византия рассматривала себя в качестве наследницы «веч­ного города» — Рима, что давало империи, с точки зрения самих византийцев, право господства над миром. Но, буду­чи христианским царством, Византия рассматривалась в ка­честве земного образа царства божьего. Поэтому в Визан­тии и вселенская империя, и вселенская церковь сливаются в единое целое, и выразителем этого единства является им­ператор, «василевс ромеев» — живая икона Христа, его служитель и наместник на земле. А из этого вытекало, что любой, признающий себя рабом Божьим, неизбежно должен признать покорность и Божьему наместнику. Поэтому, с точ­ки зрения византийских идеологов, крещение по восточному обряду означало признание имперского подданства. На­ходясь в плену этой утопии, ромеи никогда не отказывались от надежды на ее практическое осуществление. И в отноше­нии балканских и закавказских стран им это временами уда­валось.

Иное дело — Русь, находившаяся вне сферы непосред­ственного военного воздействия империи и располагавшая весьма эффективными средствами давления на империю (днепровская и тмутараканская торговля, русские контин­генты в византийском войске и гвардии и т. д.). Поэтому идею прямой юрисдикции василевса над православным ми­ром здесь никогда не принимали всерьез. За ним признава­ли лишь религиозный авторитет, да и тот при некотором стечении обстоятельств мог быть поставлен под сомнение: настойчивые попытки византийской дипломатии втянуть Русь в орбиту имперской политики порождали в обществе дово­льно сильные антигреческие настроения.

Крещение по византийскому обряду привело Русь к ре­лигиозному обособлению от ближайших соседей. Поэтому очень рано русские стали осознавать свою исключительность как православного народа, заслуги которого в деле защиты истинной веры (как от «поганых», так и от «латинян») ни­чуть не меньше, чем у их учителей-греков. Поэтому стремле­ние отстоять свою самобытность и избавиться от обремени­тельной опеки ромеев приняло форму идеи «богоизбранности Руси», высказанной впервые в XI в., а окончательно сло­жившейся в годы ордынского ига. В XIV—XV вв. и сами греки волей-неволей вынуждены были укреплять в русских их веру в свое особое предназначение. Едва сдерживая на­тиск турок, Византия должна была заискивать перед мос­ковскими князьями, от которых получала денежные субси­дии. А Россия отвергла Флорентийскую унию, подписанную греками в надежде на организацию антитурецкого крестово­го похода. Это еще более укрепило ее репутацию последне­го оплота православия. Поэтому, когда через 14 лет после этого Константинополь пал, ни у кого не оставалось сомне­ний относительно того, кто является законным правопреем­ником погибшей Византии. В 1492 г. митрополит Зосима впервые официально провозглашает Москву «Новым Гра­дом Константина».

Свое наиболее полное выражение эта идея нашла в тео­рии «Москва — третий Рим», разработанной псковским мо­нахом Филофеем в 1524—1547 гг. Согласно данной тео­рии, «Рим» — это христианское царство, которое пребывает под защитой Провидения, но лишь постольку, поскольку оно способствует осуществлению божественного замысла — человеческого спасения. Быть «Римом» — не привилегия, а тяжкий груз ответственности. Древний Рим не справился с нею, изменив православию. Поэтому достоинство «христи­анского царства» перешло на Константинополь — Новый Рим. Но и грекам эта ответственность оказалась не по пле­чу. Они пошли на соглашение с папой на Флорентийском соборе, за что были наказаны гибелью своего царства. До­стоинство Рима наследуется Москвой: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти!»

С течением времени теория «Москва — третий Рим» приобрела огромную популярность в обществе, и в 1589 г. она была использована в качестве богословского обоснова­ния учреждения патриаршества. В XVII в. она сохраняет свое влияние на общество, хотя в ее трактовке обнаружива­ются серьезные изменения. С одной стороны, в достоинстве третьего Рима» теперь склонны видеть не столько груз от­ветственности, сколько предмет гордости, что способствова­ло росту религиозного самомнения. С другой стороны, в связи с активизацией южного направления внешней полити­ки, под миссией «Третьего Рима» стали понимать не только хранение истинной веры, но и освобождение единоверцев от турецкого ига. Этот мотив продолжает оказывать влияние на общественное сознание России не только в XVII в., но и в послепетровское время, когда сама теория «Третьего Рима» выходит из официального обихода. Он обнаруживается в «греческом проекте» Екатерины II — мечте об отвоевании Константинополя и переносе туда имперской столицы; и да­лее — в XIX, XX вв. убеждение в своем византийском пер­вородстве существенно влияло на определение политическо­го курса России, а каждая новая война с Турцией сопровождалась всплеском национальных и религиозных чувств.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 527 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2472 - | 2353 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.