Административно-деликтное право как понятие в юридической науке фигурирует давно1. Термин «административное» подчеркивает связь с административным правом, «деликт» (от лат. (1еИс1ит — проступок) — это правонарушение. Иначе, административно-деликтное право — это право (совокупность правовых норм) об административных правонарушениях.
В российской и белорусской науке административного права подобную совокупность норм рассматривают в качестве отдельного института2, подотрасли3, крупнейшего блока4 административного права.
Нормы административно-деликтного права имеют свою функциональную направленность. По содержанию — это нормы запретительного характера. Ими определяется, какие общественно- вредные деяния являются административными правонарушениями, и устанавливаются меры ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим такие правонарушения.
[1] См., например: Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право
Административно-деликтное право призвано охранять от посягательств общественные отношения, регулируемые нормами как административного права, так и других отраслей права. Административно-деликтное право не регулирует общественные отношения, составляющие объект его охраны. Оно лишь запрещает совершение деяний, которыми может быть причинен существенный вред общественным отношениям, складывающимся в обществе и получившим правовое регулирование.
Как правильно подчеркивает А.П. Шергин, «сам характер этих отношений, содержание, метод реализации, правовые позиции субъектов свидетельствуют о самостоятельной группе деликтных отношений, составляющих в совокупности предмет администра- тивно-деликтного права».
По своему характеру (запретительность, охранительность) административно-деликтное право тождественно уголовному праву.
Преобладающая часть общественных отношений, охраняемых нормами административно-деликтного права, относится к административному праву. Например, отношения, возникающие в связи с исполнением правил дорожного движения, пожарных, санитарных, таможенных правил, правил паспортной системы и т.д. Есть и отношения, которые составляют предмет правового регулирования других отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, финансового и экологического. Так, нормы конституционного права регулируют отношения, связанные с социальным статусом человека, его правами и обязанностями; гражданское право — отношения, вытекающие из права собственности, трудовое право — трудовые отношения, финансовое право — финансовые и налоговые отношения, экологическое право — сферу экологических отношений, а административно-деликтное право соответственно охраняет эти отношения от противоправных (общественно вредных) посягательств, устанавливая административную ответственность, например, за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП), нарушение законодательства о языках (ст. 9.22), нарушение авторских, смежных и патентных прав (ст. 9.22), нарушение права государственной собственности на
недра (ст. 10.1), нарушение законодательства о труде (ст. 9.19), нарушение законодательства о пенсионном обеспечении (ст. 9.14) и т.п.
Охраняя эти отношения извне, административно-деликтное право в конечном итоге охраняет и управленческие отношения, отношения по поводу управления государственной собственностью, финансами, налоговой системой и т.п., обеспечивает стабильность и правопорядок в обществе, которые влияют на надлежащее государственное управление. Налицо связь административно-деликтного права с административным правом.
Некоторые ученые полагают, что нормы об административной ответственности вызваны к жизни потребностью адекватной государственной реакции на один из видов неправомерного поведения — административный проступок (деликт — отсюда и наименование рассматриваемой совокупности норм). Типичная форма такой реакции выражается в применении к нарушителю определенного вида санкции — административного взыскания. Иными словами, отношения, возникающие по поводу применения последнего — это отношения юридической ответственности, а не управленческие отношения. Применительно к нашему типу эти отношения обозначены в юридической литературе как административно-деликтные (проступочные), что делает возможным, как не без основания подчеркивает Л.В. Коваль, «разграничение между отношениями по поводу административного проступка и отношениями административно-правовыми (государственно-управленческими)»1.
Регулирование охранительных административно-деликтных отношений является главным направлением административно-деликтного права. Такие отношения складываются между государством в лице соответствующих юрисдикционных органов государственной власти и физическими и юридическими лицами по поводу соблюдения администативно-деликтных запретов. Подобные запреты с угрозой административной ответственности существуют для того, чтобы не допустить, предупредить совершение административных деликтов. Они выступают в роли своеобразного профилактического средства.
[1] Шергин А.П. // Государство и право. 1994. № 8—9. С. 55; См.: Коваль Л.В.
Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.
Установление административно-деликтных норм уже таит в себе принуждение, несмотря на то, что это делается в целях защиты прав и интересов физических и юридических лиц, общества и государства. Принуждение проявляется в запретительном характере названных норм, в общей их обязательности для исполнения всеми адресатами. В случае, когда совершается деяние вопреки запрету, возникают иного рода отношения между государственным компетентным органом (должностным лицом) и лицом, совершившим это действие (бездействие). Названная возможность определяется установлением наличия или отсутствия административного правонарушения. Как видим, здесь возникает спор, конфликтная ситуация, в которой каждая из сторон наделена определенными правами и обязанностями.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что охранительные административно-деликтные отношения возникают с момента вступления в действие закона (его отдельной нормы), устанавливающего запреты под угрозой административной ответственности. Хотя в этом случае еще нет самого деликта, но есть запрет на совершение определенных поступков, деяний. Это своего рода устрашение, предупреждение, нацеливание на соответствующее поведение физических и юридических лиц с установлением, что в случае несоблюдения (непослушания), пренебрежения запретами наступает кара, наказание. Значительная часть указанных субъектов, соприкасаясь с подобными предписаниями, соблюдает их. Подобное соприкосновение, соблюдение образует первый вид охранительных административно-деликтных отношений. Их можно назвать обычными (предупредительными, или абсолютными) административно-деликтными отношениями. Они не столь заметны, очевидны, потому что становятся обычными, привычными в поведении людей.
Подобные отношения возникают вне конкретных связей между указанными субъектами административно-деликтного права. Они опосредствованы установленными административно-деликтными нормами. Физические и юридические лица вступают в рассматриваемые отношения путем воздержания от совершения деяний, признанных административными правонарушениями.
В случае неподчинения запретам, нарушения установленных административно-деликтных правил возникает второй вид охранительных отношений по поводу совершаемого деяния. Требуется
дать ему правовую оценку, определить наличие или отсутствие административного правонарушения и решить вопрос об административной ответственности, если для этого будут установлены основания. Этот вид отношений можно назвать фактическими (реальными, практическими) охранительными административно-деликтными отношениями, поскольку они возникают по факту совершенного противоправного деяния. В уголовном праве подобные охранительные отношения называют конфликтными1.
Охранительный характер первого вида отношений выражается и статике. Это своего рода конклюдентные отношения. Охрана отношений осуществляется путем молчания первой стороны (государства) после установления запретительных правил под угрозой административной ответственности и молчаливого следования этим запретам другой стороны (физических и юридических лиц). В этом выражается устрашающее, психологическое охранительное воздействие на лицо.
Охранительный характер второго вида отношений выражается в динамике. Компетентные органы (должностные лица) осуществляют действия в связи с ненадлежащим поведением физического и (или) юридического лица, свидетельствующем о нарушении ими установленных запретов. Здесь проявляются наказательные, карательные (штрафные) свойства административно-деликтного права, охрана с помощью применения реального правового принуждения. Они порождают права и обязанности одной стороны — правонарушителя — нести административную ответственность, а другой — органа (должностного лица), ведущего административный процесс, т.е. субъекта административной юрисдикции,— применить соответствующую санкцию нарушенной административ- ио-деликтной нормы.
Подобные охранительные отношения первого и второго вида в науке административного права рассматриваются в качестве одного из методов государственного управления. На основании этого делается вывод о том, что административно-деликтное право — это отдельный институт или подотрасль административного права. Подобный подход не отражает реального его статуса.
1 См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.М. Хомича. Мн„ 2002. С.